История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Казаки с холмов Сиона

Между казаками, охранителями самодержавия, и евреями, среди которых было множество революционеров, казалось бы, лежит пропасть. Однако подобное разделение условно — люди, если они считали себя порядочными, относились друг к другу, исходя из качеств характера, а не штампа в паспорте…

История иногда преподносит странные сюрпризы. Например, свадебный марш Мендельсона, под который миллионы новобрачных маршировали к семейному счастью, — это полковой марш лейб-гвардии Атаманского казачьего полка. Музыкант сочинил его специально для казаков-гвардейцев после их освободительного похода на Балканы в 1877-1878 годах, среди которых было немало представителей иудейского вероисповедания.

Автор повести «Тарас Бульба» Николай Васильевич Гоголь-Яновский в своём бессмертном произведении в качестве главного героя изобразил своего далёкого предка — полковника Войска Запорожского Остапа Гоголя, возведённого польской короной в 1660 году в польское шляхетство (дворянство). А вы думали, случайно сын главного героя повести, мужественно принявший мученическую казнь, носил имя Остап?

Те, кто считает, что Николай Гоголь был принципиальным антисемитом, должны вспомнить, что бравый запорожский полковник и лавочник по имени Янкель по ходу сюжета — партнёры. Хоть и неравноправные. И что благодаря польским лавочникам иудейского вероисповедания Тарас Бульба смог увидеть казнь своего любимого сына Остапа.

Храбрые воины

Казаки

Другой историк казачества Малороссии (это совершенно отличное от Запорожского казачье войско, не надо путать), автор известного труда «История Малоросии», писатель 19-го века Николай Андреевич Маркевич происходил из потомков иудея, принявшего православие и ставшего казаком. И он сообщал интересные факты о воинской доблести казаков-евреев. В те времена определяющим фактором самосознания человека была не национальность, а вероисповедание. Человек добровольцем определялся в казачий курень, принимал православие, если не был крещён по православному обряду с рождения, а дальше к нему относились так, как он заслуживал это храбростью в бою и верностью казачьему братству. Как и где он молился до этого — никого в Сечи не интересовало.

Архивы киевской старины сообщают, что в отряде запорожцев под началом Северина Наливайко во время восстания против поляков 1594-1596 годов сражались 11 иудеев. В 1649 году на Волыни действовал казачий отряд под началом двух крещёных евреев — Лейбы и Якова. Против кого действовал? Против поляков и евреев-арендаторов. Под их началом православные казаки убили еврея-арендатора Майера и пошли «гулять» по местечкам и замкам панов, предавая все огню и сабле.

В «Реестре Войска Запорожского за 1649-1650 годы» можно найти фамилии не очень православные. Откуда происходили запорожцы с фамилиями Израитель, Жидченко, Жидовкин? Но раз они попали в Реестр, значит, были храбры и удачливы.

Нельзя не пояснить, почему же во время религиозной войны 17-го века на Украине между православными казаками и польскими католиками под казачьими саблями оказывались головы иудеев, причём целенаправленно. Для православного населения Украины иудеи выступали в роли, используя современное определение, коллекторского агентства. Польские паны продавали им право взымать с православных долги по аренде за сельскохозяйственные угодья. Более того, иноверцы взымали деньги с православных храмов и священников за право церковного богослужения. А если денег не было, «коллектор» запрещал открывать церкви до погашения долга. И где было православному казаку окрестить ребёнка, повенчаться с любимой, отпеть умерших отца и мать? И жаловаться было некому, да и не привыкли к этому казаки. А поскольку до большинства хозяев земли — польских панов — было не добраться, ведь земельные олигархи 17-го века нежились в Варшаве, Кракове, а то и в Париже, то под клинок казачьего гнева попадала голова человека иудейского вероисповедания. По разным данным, в годы восстания Богдана Хмельницкого его жертвами стали от 10 до 50 тысяч жителей еврейских местечек. Вот именно с тех пор живёт легенда о непримиримой ненависти между казаками и евреями.

По разные стороны

Малороссийские казаки и запорожские — это не одно и то же. Соседи, единоверцы, но различные по своей сути.

В годы Северной войны России Петра I со Швецией Карла XII на территории Украины казаки оказались в разных лагерях.

Марк Абрамович Маркович — «арендатор» прилукский и пирятинский — решительно порвал с прошлым и принял православие. Подобно первым христианам, большую часть своего состояния отдал на православную церковь и даже стал ктитором одной из них. Его сын Андрей с частями русской армии осаждал казачий Батурин, а позже дослужился до чина полковника Лубенского казачьего полка. Дочь Анастасия стала женой гетмана Ивана Скоропадского — ставленника Петра I (гетман Украины 1918 года — их дальний потомок по параллельной родовой линии). Полковник Ахтырского казачьего полка Иван Иванович Мегеровский-Перекрест (ясно, что обозначала эта фамилия?) отличился в Северной войне в армии Петра I в бою при Эрестфере. Но в 1704 году был разжалован за хищения и умер в тюрьме в 1721 году, находясь под следствием. Из выкрестов происходил и полковник Михаил Андреевич Борухович, погибший в Польском походе в 1704 году.

Те из казаков-выкрестов, кто перешёл на сторону гетмана Мазепы, также посидели в царских тюрьмах. Даже в исторической Петропавловской крепости. Например, сын полтавского полковника Павла Семёновича Герцика — советника Мазепы. Григорий Павлович при гетмане Орлике в 1710-1719 годах был генеральным есаулом. В Варшаве был выкраден агентами Петра I и тайно вывезен в Россию. До 1727 года сидел в Петропавловской крепости. После смерти Екатерины I был выпущен на свободу, но под гласный надзор с обязательством проживания в Москве.

Доблестные кубанцы

Кубанцы — это потомки запорожцев, переселённых на Кубань и Черноморское побережье волею императрицы Екатерины II. Вот бы удивились запорожские полковники 17-18 веков тому, что крещёный сын горца-иудея стал в начале 20-го века генерал-майором Императорского Генерального штаба. Георгиевским кавалером и войсковым атаманом кубанцев! Но именно такая участь выпала Николаю Адриановичу Букретову, который окончил Московское пехотное училище, затем академию Генерального штаба. За бои под Сарыкамышем в Первую мировую заслужил орден Святого Георгия 4-й степени. В начале января 1920 года был избран Кубанской радой войсковым атаманом кубанцев (правда, до этого в 1919-м был арестован генералом Покровским за взятки и злоупотребления, а ещё ранеё был бойкотирован генералом Деникиным за то, что в Екатеринодаре, в дни штурма города корниловцами в 1918-м, генерал как частное лицо занимался производством… кисломолочных продуктов на молочной ферме). Атаманил генерал-молочник недолго — 3 месяца, до марта 1920-го. Так затянул переговоры с генералом Врангелем об эвакуации кубанских частей в Крым, что в итоге они были вынуждены сдаться красным. Но факт исторический и его из истории Кубанского войска не вычеркнешь. Как и из всей истории казачества.

Александр СМИРНОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Военная тайна     Следущая