История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Чужие небеса

Чрезвычайные происшествия, связанные со вторжением самолетов в чужое воздушное пространство и заканчивавшиеся их гибелью, происходили неоднократно. Некоторые из них практически забыты, а некоторые даже попали в учебники истории.

Воздушная граница, в силу своей кажущейся «прозрачности», нередко становилась источником инцидентов, ставивших различные страны на порог вооруженного конфликта. Причем даже те страны, которые еще вчера вроде бы являлись друзьями. Так, столкновения между самолетами союзников по антигитлеровской коалиции начались чуть ли не сразу же после окончания боевых действий. Первым среди самых известных из них стало уничтожение 8 апреля 1950 года американского четырехмоторного самолета PB4Y-2 «Приватир» (это разведывательная модификация тяжелого бомбардировщика В-24 «Либерейтор»).

После мира

Самолет, принадлежавший 2б-й патрульной эскадрилье ВМС США, вылетел с авиабазы Висбаден с целью ведения разведки за маневрами советских кораблей, которые в это время проводили учения в восточной части Балтийского моря. Он вторгся в воздушное пространство СССР в районе Моонзундских островов и добрался чуть ли не до Лиепаи - одной из баз Балтфлота. Но его перехватили истребители Ла-11 и попытались посадить на советском аэродроме. Американцы стремились выбраться из воздушного пространства СССР и открыли огонь по советским истребителям. Те открыли ответный огонь и сбили американский самолет-разведчик. При этом все 10 человек его экипажа погибли.

«Под раздачу» попадали самолеты не только потенциального противника, но и третьих стран, которые пытались вторгнуться в советское воздушное пространство. Так, 13 июня 1952 года при попытке провести разведку в районе советских военно-морских баз - Лиепаи и Вентспилса - шведский разведывательный самолет DC-3A-360 «Скайтрэйн» с американским разведывательным оборудованием на борту был перехвачен советским истребителем МиГ-15 и сбит над Балтийским морем. 8 человек шведского экипажа погибли.

Необъявленная война в воздухе шла и на восточных рубежах СССР. 2 сентября 1958 года разведывательный самолет США C-130A-II «Геркулес», вылетевший с аэродрома Адана (Турция), был перехвачен советскими истребителями МиГ-17 в небе над Арменией и сбит. Все 17 членов экипажа американского самолета-разведчика погибли.

Афганский излом

Истребитель F-16

Советские летчики тоже активно воевали в чужом небе. Например, инциденты с советскими самолетами неоднократно происходили во время войны в Афганистане.

4 августа 1988 года пакистанский истребитель F-1б, поднявшийся с авиабазы Камра, подловил в афганском воздушном пространстве (в районе Джавары) штурмовик Су-25 заместителя командующего ВВС 40-й армии полковника Александра Руцкого (будущего вице-президента РФ). После серии маневров F-16 оказался в хвосте у Су-25, быстро с ним сблизился и с дистанции 4600 метров пустил ракету. Руцкой едва успел катапультироваться из разваливающегося самолета. 5 дней он скитался по горам, после чего попал в плен к душманам и был передан пакистанцам, которые позднее обменяли его на осужденного за шпионаж гражданина Пакистана.

Советские летчики вскоре ответили пакистанцам на эту атаку. В сентябре того же 1988 года неподалеку от города Шинданд 2 истребителя МиГ-23 в воздушном пространстве Афганистана уничтожили два пакистанских вертолета.

Курьезный случай произошел в апреле 1987 года неподалеку от Хоста (город, расположенный всего в 30 километрах от пакистанской границы). Четверка советских МиГ-23 отбомбилась по позициям душманов и чуть было не была атакована парой пакистанских F-16. Но неожиданно один из чужих самолетов загорелся, а второй, сделав разворот, на форсаже бежал. Никто из четверки МиГов по пакистанским самолетам огня не вел. Позднее, во время разбора полетов, возникло предположение, что один из F-16, совершая маневр, попал под ракетный удар своего ведомого.

От Китая до Перу

Не церемонятся с теми, кто вторгается в их воздушное пространство, и китайские летчики. Утром 1 апреля 2001 года военный самолет-разведчик ЕР-3 ВВС США проводил разведывательную операцию в 104 километрах к югу-востоку от острова Хайнань. Пара китайских истребителей J-8 начала вести преследование. Однако ЕР-3 неожиданно провел маневр и взял один из самолетов на таран! Это привело к катастрофе, в ходе которой китайский пилот погиб. После произошедшего инцидента поврежденный американский самолет самовольно вторгся в воздушное пространство Китая и приземлился на военном аэродроме Линьшуй, в районе острова Хайнань.

Последовал международный скандал. При этом Пентагон упорно отрицал то, что инцидент произошел в воздушном пространстве Китая, настаивая на том, что самолет находился в нейтральной зоне. Также американцы доказывали, что умышленного тарана не было, так как тихоходный и не оснащенный никаким оружием ЕР-3 просто не способен был вести что-либо похожее на воздушный бой. Китай, понятное дело, отстаивал свою версию событий.

В конце концов, 11 апреля бывший министр иностранных дел Китая Тань Цзясюань принял извинительное письмо за данный инцидент от посла США в Китае. Все 24 члена экипажа американского самолета были позднее возращены на родину. В качестве «бонуса» за потерю своего истребителя и летчика китайцы получили возможность ознакомиться со сверхсекретной аппаратурой американцев, которая была на борту самолета-разведчика.

10 августа 1999 года в условиях ограниченной видимости пакистанский патрульный самолет «Атлантик» пересек границу Индии, углубившись на 10 километров на ее территорию. Он был сбит истребителем МиГ-21 индийских ВВС. При этом погибли все 16 человек из экипажа пакистанского самолета.

Спустя несколько дней после инцидента пакистанские зенитчики выпустили ракеты по индийским самолетам. Индийские официальные лица заявили, что это произошло, когда они подлетели к обломкам «Атлантика». Один из индийских самолетов в результате был сбит и упал на пакистанской территории. Назревал новый конфликт между государствами, обладавшими к тому времени ядерным оружием. С большим трудом и через посредничество генсека ООН Кофи Аннана инцидент был улажен.

Вооруженные столкновения в воздухе происходили и в Новом Свете. В апреле 1992 года истребитель-бомбардировщик Су-22 ВВС Перу перехватил С-130 ВВС США, который вел разведку нарколабораторий, летая над океаном, и якобы нарушил воздушное пространство. Фактически же американский самолет не приближался к территории Перу ближе чем на 12 миль, однако Перу объявило своими территориальными водами зону не в 12, а в 200 миль. Перуанский летчик дал очередь из пушки, вследствие чего тяжело поврежденный американский самолет был вынужден совершить посадку. Во время перехвата 2 члена экипажа С-130 получили ранения, и еще одного сдуло в открытый люк.

Виктор СЕРГЕЕВ

Неудачный полет Пауэрса

С появлением зенитных управляемых ракет задача по уничтожению самолетов-нарушителей легла именно на них. Самый яркий пример - полет американского самолета-разведчика U-2, который 1 мая 1960 года взлетел с пакистанского аэродрома в Пешаваре и на огромной высоте попытался пересечь территорию СССР, но был сбит советскими силами ПВО. Правда, не обошлось без трагической ошибки - одной из выпущенных по американскому самолету ракет С-75 был сбит советский самолет-истребитель МиГ-19. Его пилот, старший лейтенант Сергей Сафронов погиб.

Несмотря на огромную высоту полета U-2, ракета в итоге достала его. Она взорвалась позади самолета, осколки пробили хвостовое оперение и крылья, но не затронули кабину. Самолет сильно трясло, пилота бросало по кабине из стороны в сторону. Крылья оторвались. Изуродованный фюзеляж штопором шел к земле.

Пилот Фрэнсис Пауэре даже не попытался взорвать самолет (кнопка находилась рядом с креслом), хотя в соответствии с инструкцией обязан был это сделать. Взрывчатка разнесла бы на мелкие куски не только машину, но и пилота. Он решил выбраться из падающей машины. Ему удалось воспользоваться парашютом. А за секунды до этого капитан Николай Шелудько - командир соседнего ракетного дивизиона - получил приказ обстрелять U-2 еще раз. Требовалась гарантия уничтожения цели. Дивизион дал залп. Ракеты попали в обломки самолета. Пауэре был задержан и осужден. Позднее его обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля. A U-2 прекратили свои полеты над территорией СССР.





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Военная тайна     Следущая