Война за веру

Автор: Maks Окт 2, 2017

Разжигать и использовать в своих интересах религиозный фанатизм народов исламского мира всегда были (и остаются) не прочь называющие себя цивилизованными страны. Вероятно, более всего в этом преуспела Великобритания.

В разжигании религиозного фанатизма особо отличился знаменитый суперагент Лоуренс Аравийский. Это он во время Первой мировой войны поднял и возглавил восстание арабов против союзников Германии — турок. Но, как утверждают историки, немцы тоже не сидели сложа руки, а всячески пытались поставить «исламский фактор» на службу рейху. Не менее десятка немецких миссионеров отправились на Ближний Восток, чтобы придать исламской пропаганде и агрессии нужное направление.

Макс фон Оппенхайм — цивилизованный идеолог

В этой когорте первым среди равных, безусловно, следует считать Макса фон Оппенхайма — всемирно известного археолога. В течение 13 лет (до 1909 года) Оппенхайм служил в германском консульстве в Каире. За эти годы он совершил множество путешествий по Восточной Африке и Ближнему Востоку, в ходе которых изучил арабский язык и догмы ислама, установил дружеские отношения, как с богословами, так и с шейхами, всячески поощряя в них националистические настроения. Как только разгорелась Первая мировая, Оппенхайм, официально став главным экспертом по вопросам ислама, представил руководству 134-страничный доклад «О радикализации исламского населения на территориях наших врагов». Главной его мыслью было то, что Британскую империю можно расшатать изнутри, подняв её мусульманское население на восстание, которое выльется в беспощадный вооружённый джихад — священную войну за веру.

Действительно, если бы удалось поднять мусульман Египта и Индии, Лондону неизбежно пришлось бы бросить туда войска, снятые с европейских фронтов. Позже кто-то из историков окрестил доклад Оппенхайма «джихадом по-немецки». В результате автор доклада возглавил специально созданный при германском МИДе разведцентр «Восток». Свою деятельность он начал с выпуска журнала «Джихад», широко распространяемого в ближневосточных странах. В пропагандистском рвении его авторы не брезговали и откровенной ложью. Так, и глазом не моргнув, они уверяли своих арабских читателей, что германский кайзер Вильгельм II якобы уже принял ислам. Теперь он называет себя Хаджи Вильгельм Мохаммед, и, вероятно, скоро весь немецкий народ последует примеру кайзера.

Фиаско объявленной миссии

ДжихадВ ноябре 1914 года, как показалось Оппенхайму, проявились первые плоды его бурной деятельности: султан Османской империи Мехмед V объявил священную войну Британии. Однако результат этого джихада оказался более чем скромным — англичане не дрогнули.

Разочарованный в своих ожиданиях, Оппенхайм лично делал все возможное для разжигания направленного на Британию религиозного фанатизма арабов. За первую половину 1915 года он исколесил Сирию, Палестину, весь Синайский и северо-западную часть Аравийского полуострова. Масса сил и денег ушла на то, чтобы сделать своим союзником одного из самых влиятельных на Аравийском полуострове лидеров мусульман — шерифа Мекки Хусейна ибн Али аль-Хашими. Но и в этом Оппенхайм потерпел фиаско — его «союзника» попросту перекупил вездесущий британец Лоуренс Аравийский, и летом 1916 года Хусейн призвал арабов на освободительную борьбу против немецких союзников — турок, причём начавшееся восстание арабских племён возглавил сам Лоуренс. Через два года общими усилиями арабов и британцев турецкие войска были разбиты, и весь Аравийский полуостров перешёл под контроль Британии.

Возвратившийся после этого в Германию Оппенхайм утратил свои высокие должности. Поскольку он, хоть и был католиком, оставался сыном еврея, с приходом к власти нацистов оставаться на государственной службе он уже не мог. Забытый всеми, он пережил чёрный период нацизма и тихо скончался в ноябре 1946 года.

Одним из сторонников идей и продолжателем дела Оппенхайма стал капитан Фриц Кляйн. Человек авантюрного склада, азартный игрок, он ещё в юности сорвал огромный куш в казино. Эти свалившиеся на него деньги Фриц разумно потратил на знакомство с миром — побывал и подолгу пожил в Южной Америке, затем в Египте и Персии. Там, всерьёз «заболев» Востоком, он изучил язык, культуру и философию арабов, познал Коран.

В годы Первой мировой войны Кляйн возглавил организованную в соответствии с планом Оппенхайма специальную экспедицию в Месопотамию и Персию. Он лично и с особой тщательностью набирал себе команду, а она была немалой: помимо военных, участниками экспедиции стали десятки гражданских лиц разных профессий — от филологов и теологов до инженеров и медиков. Отряд сопровождался турецкой охраной. Заместителем Кляйна стал лейтенант Эдгар Штерн.

Немцам было известно, что испокон веков мир ислама раздираем непримиримыми противоречиями между суннитами (обитатели, Османской империи) и шиитами, населяющими в основном Персию и Месопотамию (современный Ирак). Кляйн для начала отправился в Кербелу — священный город шиитов. Там благодаря большому упорству ему, казалось бы, удалось достичь цели — имамы начали призывать шиитов поддержать турецкий джихад против врагов Германии. Однако это должно было подкрепляться деньгами от рейха. Но деньги так и не пришли, и вскоре стало ясно, что шииты без денег плясать под немецкую дудку не станут. Тогда Кляйн попытался заняться диверсиями. В марте 1915-го его отряду удалось совершить подрыв английского нефтепровода. Но эффект был невелик — англичане оперативно восстановили трубопровод. Да и вовсе не для партизанщины и мелких диверсий был задуман поход такого мощного, многочисленного и разношёрстного отряда, какой собрал Кляйн. Перед ним ставилась иная, стратегическая задача: подготовить «пятую колонну» — мощный очаг сопротивления в глубоких тылах как Англии, так и России, чьи войска уже были введены в Персию. Судя по всему, Кляйну с его людьми, как и Оппенхайму, такая задача оказалась не под силу. Своего Лоуренса Аравийского у немцев не нашлось. В середине 1916 года Кляйна и остальных немецких эмиссаров отозвали в Германию. Их проект оказался фактически полностью провальным.

Уже после возвращения на родину Кляйн, обыгрывая созвучность в немецком языке слов «святой» и «лицемерный», именовал так называемый арабский джихад притворным.

В послевоенные годы уже оставивший службу Фриц Кляйн подолгу размышлял о своей, оказавшейся в конце концов бесполезной ближневосточной миссии. В итоге он пришёл к решительному осуждению действий как Германии, так и Англии, пытавшихся в годы Первой мировой войны использовать в своих интересах арабские народы. Последние годы своей жизни Кляйн жил в полной изоляции от общества, все своё время отдавая размышлениям и попыткам сложить философскую картину мира, построенного на духовном единении Запада и Востока. Ситуация в сегодняшнем мире показывает, что, если Кляйну и удалось подобную идиллию создать, она осталась невостребованной. Умер Фриц Кляйн в 1958 году.

Братство по-бедуински

Немало острых моментов, порой связанных со смертельным риском, довелось пережить на Ближнем Востоке и лейтенанту Штерну, бывшему на протяжении всей эпопеи правой рукой Кляйна. Он быстро освоил основы арабского языка и менталитета, умел расположить к себе и даже завязать подобие дружеских отношений с шейхами и иными лидерами племён. Среди таковых оказался и бедуинский шейх Берд бей. Однажды он пожаловался Штерну, с которым у него сложились весьма доверительные отношения, на приступ сильнейшей головной боли. Штерн, дав страдальцу всего лишь пару таблеток аспирина, снял приступ. Преисполненный чувством благодарности Берд Бей предложил Штерну побрататься по обычаю его племени: смешать в чаше кровь обоих и испить её. Но Штерну уже было известно, что причиной головных болей шейха является сифилис. Он прекрасно понимал, чем рискует, выпив кровь сифилитика, но отказ мог бы свести на нет столь важное для дела благорасположение шейха. И Штерн выпил этот кровавый коктейль. Вероятно, ему повезло — он не заразился.

После войны Штерн занялся журналистикой, стал главным редактором издательства и на короткий период советником министра иностранных дел Веймарской республики. В 1936 году он эмигрировал в Великобританию, где и оставался до конца своих дней.

Константин РИШЕС

,   Рубрика: Религии мира


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
13 − 6 =


SQL запросов:61. Время генерации:0,611 сек. Потребление памяти:30.27 mb