Вокруг света на велосипеде

Автор: Maks Ноя 5, 2018

В конце XIX века Россию охватила настоящая велосипедная лихорадка. Из причуды избранных аристократов прогулки на велосипеде превратились в излюбленную забаву горожан.

Палки в колёса

Велосипеды появились в России в 1860-х годах. Обычно их привозили из Европы, но некоторые образцы были делом рук российских умельцев. Этот штучный товар, кстати, нередко превосходил по качеству серийные модели.

Выглядели те велосипеды непривычно: переднее колесо намного больше заднего, руль и седло на высоте человеческого роста, педали приводят в движение непосредственно переднее колесо. Стоило подобное чудо техники 400-500 рублей.

Один из таких агрегатов французской фирмы «Мишо», принадлежавший императору Александру II, сохранился до наших дней и выставлен в музее Петергофа. Любили кататься на велосипедах и Александр III, и Николай II с супругой, и все их дети. Но эта забава была не только дорогой, но и опасной. Нередко в результате падения ездоки получали серьезные травмы.

В 1880 году в Петербурге было зарегистрировано 50 велосипедов. Но народ велосипедистов не жаловал. Крестьяне в окрестностях городов и рабочие на городских окраинах принимали любителей велопрогулок за нечистую силу. Часто начинали бросаться камнями или тыкать палками в огромные передние колеса. Бурю возмущения подняли извозчики: непривычные механизмы пугали лошадей.

Не дремали и ревнители нравственности. Все попытки циклистов (так в те времена называли велосипедистов) укоротить штаны натыкались на истерику консервативно настроенных граждан. «Позор! Нарядились, как мальчишки», — ерничали газеты, когда на велопробег вышли молодые люди в штанах до колен, чулках, легких тапочках и облегающих куртках.

Что уж говорить о женщинах! Им приходилось либо взбираться на велосипед в глухих нарядах с длинными тяжелыми юбками, либо отказаться от попыток примкнуть к сообществу циклистов.

Разноцветные «жестянки»

С изобретением цепной передачи кататься в юбках и «приличных» брюках стало невозможно — они застревали в цепи. Велосообщество начало игнорировать дресс-код. И тогда власти категорически запретили кататься в городской черте.

В Европе уже использовали надутые воздухом шины и внедряли вполне современные образцы велосипедов с равновеликими колесами, а петербургский градоначальник в это время отказывался утвердить устав «Общества велосипедистов-любителей». В конце концов с разрешения Александра III столичных циклистов пригласили в Царское Село, где они и легализовали свою организацию.

При этом даже сам император не стал нарушать запрета на езду в городской черте и катался по аллеям дворцового парка. У остальных такой возможности не было, и они облюбовали шоссе Петербург -Царское Село.

Окрестные жители быстро смекнули, как получить выгоду. Теперь они не кидались камнями, а раскидывали их на дороге. Или натягивали тонкую стальную леску. Или рассыпали битое стекло. Дождавшись очередной аварии, предприимчивые граждане предлагали «пособить по слесарной части». Разумеется, за вознаграждение.

В 1892 году вышел специальный циркуляр, разрешавший ездить в Петербурге и губернских городах по специальному свидетельству. К циркуляру прилагался список улиц, закрытых для велосипедов. В столице таких было больше двух третей. Да и свидетельство не давалось просто так. После сложного экзамена на технику вождения и знание правил уличного движения следовало уплатить налог в 25 рублей.

Взамен выдавали номерной знак, именовавшийся «жестянкой». Он действовал один год, затем процедура повторялась. Чтобы городовым было удобнее ловить ездоков с просроченными номерными знаками, «жестянки» каждый год красили в разный цвет. Между прочим, экзамен сдавали и члены царской семьи.

Второе дыхание

К началу XX века во всех крупных городах появились зарегистрированные общества велосипедистов. Они организовывали поездки с пикниками или клубные вечера, проводили курсы для желающих получить «жестянку», устраивали любительские соревнования.

Для соревнований, тренировок или просто катания строили циклодромы. Там можно было ездить «без номеров» и в удобной спортивной амуниции. Довольно быстро Россия дала миру целую плеяду выдающихся по тем временам гонщиков. Они побеждали на международных соревнованиях, участвовали в престижных велопробегах, что, впрочем, не спасало их от притеснений на родине.

Онисим Панкратов

Онисим Панкратов, совершивший первое кругосветное путешествие на велосипеде

1897 год ознаменовался переворотом в технологии производства велосипедов. Они стали гораздо дешевле и доступнее. Наладили поточное производство и в России. Но как раз в это время состоятельные люди начали терять интерес к велосипедам. Их внимание переключилось на вошедшие в моду мотоциклы.

Многие общества велолюбителей временно распались. Однако скоро забава стала действительно народной. Удобство передвижения и дешевизну велосипедов оценили студенты, дачники и все те, кого сейчас назвали бы средним классом. Пошли навстречу и власти, постепенно смягчившие запреты и снизившие налог. Велосипедные клубы обрели второе дыхание.

Драки, тюрьмы, ограбленья

Увлекался велосипедами и железнодорожный мастер Петр Панкратов. Правда, это увлечение закончилось из-за травмы колена. Но Панкратов хранил газетную вырезку от 1896 года: международное общество велолюбителей обещало золотую пальмовую ветвь тому, кто объедет всю Европу по оговоренному маршруту.

К великому удовольствию Панкратова, его сынишка Онисим тоже полюбил кататься на велосипеде, да и вообще рос спортсменом. Даже когда семья перебралась в Харбин, он не бросил тренировок. В 1911 году 23-летний Онисим Панкратов понял, что готов ставить рекорды.

10 июля он в сопровождении трех друзей отправился на велосипеде из Харбина в Петербург. Первый друг сдался через 100 километров. Двое с трудом доехали до Читы. Онисим продолжал путь. Причем — за отсутствием дорог — ехать приходилось по железнодорожному полотну.

Под Красноярском его хотели ограбить. В одном селе казаки начали стрелять. Во многих глухих деревнях бросались камнями. Гораздо реже предлагали ночлег и еду. Несколько раз путешественника травили собаками и избивали. Чтобы прокормить себя, Панкратов, где мог, подрабатывал грузчиком.

В декабре он достиг Петербурга и был встречен восторженной публикой. Ему даже собрали круглую сумму. Достигнув Берлина, Панкратов узнал, что намеченный им маршрут уже пройден до него — пришлось менять планы.

За год он проехал Германию, Швейцарию, преодолел Альпы, пересек Италию, Австро-Венгрию, Сербию, Болгарию, Турцию, Грецию. В Турции жандармы приняли его за итальянского шпиона, избили и арестовали. Заметку об этом инциденте случайно увидел российский консул и вызволил путешественника из тюрьмы.

В Италии Панкратова, наоборот, сочли турецким шпионом. В тюрьме он подхватил малярию. Напасти на этом не кончились — Панкратов попал в аварию, столкнувшись с мотоциклистом.

Через Италию, Францию, Испанию и Португалию он добрался до Англии, откуда морем отправился в Америку, пересек ее, снова сел на пароход и переплыл Тихий океан.

Затем проехал Японию, Корею и Китай.

10 августа 1913 года Панкратов въехал в Харбин, где ему была устроена торжественная встреча. За 748 дней он преодолел 30 тысяч километров и первым в мире обогнул земной шар на велосипеде. В дороге ему пришлось заменить 750 спиц, 53 покрышки, 2 руля, 4 седла, 9 цепей и множество других деталей.

Панкратов стал мировой знаменитостью. Он путешествовал на велосипеде фирмы «Гретцнер», которая выражала готовность оплатить новое путешествие. Но началась Первая мировая война. Панкратов закончил авиационную школу и отправился на фронт.

В августе 1916 года он принял воздушный бой с четверкой немецких самолетов, один из которых сбил. Его машина тоже получила повреждения. Пытаясь посадить самолет в поле, Панкратов погиб. Ему было всего 28 лет.

Сергей ПРИХОДЬКО

, , , ,   Рубрика: Люди и вещи



Ещё интересные материалы с сайта "Загадки истории"




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:63. Время генерации:0,584 сек. Потребление памяти:34.27 mb