Воздушный шар с мотором

Автор: Maks Окт 28, 2018

В 1783 году братья Монгольфье впервые испытали воздушные шары. И уже вскоре их пилотам стали прямо-таки бросаться в глаза самые очевидные недостатки этих летательных аппаратов. Главным недочётом оказалась полная неконтролируемость — ведь воздушные шары летели только в том направлении, в котором их нёс ветер. Неудивительно, что почти сразу после первых опытов воздухоплавания появились и другие изобретатели, которые стремились исправить это несовершенство. В итоге уже через несколько лет после аэростатов в небе над Европой появились дирижабли (от французского слова dirigeable — «управляемый»).

Восемьдесят солдатских сил

Офицер французской Рейнской армии Жан Батист Мёнье был знаком с изобретением братьев Монгольфье и понимал его значение для военного дела. В течение 1792 года по предложению Мёнье в расположении армии был построен воздушный шар, в конструкцию которого он внёс значительные усовершенствования. В частности, в корзине монгольфьера были установлены три воздушных винта, которые приводились в движение силами солдат. После того как шар взлетел над полем, а «живой двигатель» привёл пропеллеры в действие, воздухоплавательный аппарат стал довольно резво двигаться в воздухе в разные стороны над толпой восторженных зрителей. Впоследствии в новые конструкции изобретатель внедрил горизонтальные рули поворота и двойную оболочку, благодаря которой аппарат мог менять высоту полёта. За свои заслуги перед французской армией в мае 1793 года Мёнье произвели в дивизионные генералы, однако при осаде Майнца он был тяжело ранен и вскоре скончался. Опыты Мёнье в области воздухоплавания в то время никто не продолжил.

Аппараты паровые и электрические

Главное отличие дирижабля от воздушного шара — наличие силовой установки, которая направляет аппарат в нужную сторону. Хотя в конце XVIII века уже существовали паровые двигатели Джеймса Уатта и Оливера Эванса, в то время это были громоздкие многотонные машины, непригодные для установки на летательные аппараты. Лишь в 1852 году ещё одному французу, Анри Жиффару, удалось создать настолько компактную конструкцию паровой машины, что с её помощью смогли поднять в воздух вполне работоспособный дирижабль. Однако эпоха пара в воздухе оказалась недолговечной: в 1884 году изобретатели Шарль Ренар и Артур Кребс на аппарате легче воздуха установили электрический двигатель и сумели пролететь на нём 8 километров всего за 23 минуты. Но и такая конструкция оказалась неэффективной, так как электрические аккумуляторы весили столько же, сколько и паровая машина. Поэтому регулярные управляемые полёты на моторизованных летательных аппаратах стали возможны только после появления двигателя внутреннего сгорания. Именно на таком дирижабле 19 октября 1901 года французский воздухоплаватель Альберто Сантос-Дюмон со скоростью чуть более 20 км/час впервые сумел облететь вокруг Эйфелевой башни.

На войне как на войне

Эпоха дерижаблейРеальное военное применение дирижаблей началось в Германии, когда граф Фердинанд фон Цеппелин заинтересовал правительство страны аппаратами собственной конструкции. Первые опыты Цеппелина по строительству дирижаблей относятся к 1899 году, а уже 16 ноября 1909 года на основе созданных им воздушных кораблей была образована первая в мире авиакомпания «DELAG» (нем. Deutsche Luftschiffahrts-Aktiengesellschaft, или Германское акционерное общество «Полёты на воздушных кораблях»). В полезную нагрузку военных цеппелинов входили 10-килограммовые бомбы и гранаты общим весом 500 килограммов, а также радиотелеграфное оборудование. В январе 1914 года Германия по общему объёму и по боевым качествам своих дирижаблей обладала самым мощным воздухоплавательным флотом в мире. Во время Первой мировой войны цеппелины со скоростью 80-90 км/час легко преодолевали большие расстояния, чтобы обрушить на цель несколько тонн бомб. Так, 14 августа 1914 года в результате налёта всего лишь одного немецкого дирижабля на Антверпен было полностью разрушено 60 домов, а ещё 900 повреждено. Однако дирижабли были наполнены крайне пожароопасным водородом, и потому при атаке аэропланов они моментально превращались в огромные пылающие факелы. Уже к сентябрю 1914 года немцы потеряли четыре цеппелина и были вынуждены почти полностью отказаться от их применения в боевых условиях.

Через океан рукой подать

Золотой век дирижаблей наступил вскоре после окончания Первой мировой войны, когда в США, Франции, Италии, Германии и других странах началось их строительство для трансконтинентальных перевозок. Первым аппаратом легче воздуха, пересёкшим Атлантику, стал британский дирижабль R34, который в июле 1919 года совершил перелёт с севера Шотландии до Нью-Йорка и обратно.

В 1926 году совместная норвежско-итало-американская экспедиция под руководством Руаля Амундсена на дирижабле «Норвегия» конструкции Умберто Нобиле осуществила первый трансарктический перелёт с островов Шпицберген через Северный полюс на Аляску. А в 1929 году усовершенствованный аппарат неутомимого графа Цеппелина с тремя промежуточными посадками совершил первый в мире кругосветный перелёт. Всего за 20 суток со средней полётной скоростью около 115 км/час он сумел преодолеть более 34 тысяч километров.

Не отставал от мировых тенденций и Советский Союз, где в 1923 году была создана специализированная организация «Дирижаблестрой». В 1937 году созданный ею крупнейший советский аппарат легче воздуха «СССР-В6» объёмом 18 500 кубометров установил мировой рекорд продолжительности полёта — 130 часов 27 минут.

Аэронавты на льдине

Но в конце 1930-х годов наступил закат эпохи дирижаблей. Впрочем, первый тревожный «звоночек» прозвучал ещё 21 июля 1919 года в Чикаго, когда при внезапном пожаре воздушного судна, заполненного водородом, погибли 12 гражданских лиц. Затем в 1928 году весь мир погрузился в траур в связи с катастрофой дирижабля «Италия», которым управлял известный полярный исследователь Умберто Нобиле. Воздушное судно вылетело 23 мая с Западного Шпицбергена в направлении Северного полюса, которого при попутном ветре оно достигло в полночь. Но на обратном пути аппарат отяжелел из-за обледенения и в конце концов ударился о лёд. Из 16 человек, находившихся на борту «Италии» в момент крушения, в живых остались только шестеро, в том числе Умберто Нобиле. Аэронавты на льдине смогли включить рацию и передавали сигналы бедствия. Один из них 3 июня поймал радиолюбитель из посёлка Вохма Костромской области Николай Шмидт и передал сообщение об этом в правительство СССР.

На спасение экспедиции Нобиле отправилось несколько групп из разных стран, в том числе известный полярник Руаль Амундсен. Однако он пропал без вести 18 июня, после вылета со Шпицбергена на гидросамолёте. А терпящих бедствие аэронавтов забрал с полярной льдины советский ледокол «Красин», который подошёл к месту трагедии 12 июля.

Гибель «Гинденбурга»

Но самая крупная катастрофа произошла 6 мая 1937 года в штате Нью-Джерси, США, когда потерпел аварию германский дирижабль «Гинденбург», в то время самый большой в мире. Воздушное судно было сдано в эксплуатацию всего за год до трагедии и сразу же стало символом гитлеровской Германии.

В тот печальный день на борту «Гинденбурга» находились 97 человек: 36 членов экипажа и 61 пассажир. По официальной версии, в это время из-за повреждения баллонов произошла утечка водорода в четвёртом и пятом газовых отсеках, а из-за атмосферной электризации между частями корпуса и оболочкой проскочила искра, которая воспламенила воздушно-водородную смесь. Огромный дирижабль полностью сгорел всего за 34 секунды. Взрыв был слышен на-расстоянии 15 миль. В результате трагедии погибли 35 человек на борту дирижабля (13 пассажиров и 22 члена экипажа) и один рабочий на земле, однако 62 человека все же сумели спастись.

Катастрофа «Гинденбурга» стала началом конца эры дирижаблей и заставила инженеров всех стран уже в ближайшие десятилетия полностью отказаться от использования летательных аппаратов легче воздуха. В частности, последним советским дирижаблем стал «СССР В-12 бис», построенный в 1947 году.

Дирижабль ещё жив!

Несмотря на нынешнее господство в небе летательных аппаратов тяжелее воздуха, строительство дирижаблей в разных концах света продолжается и сегодня. Такие проекты осуществляются в ряде стран Европы, в США, Китае, а также в России. Интерес к этим аппаратам возобновился после того, как процесс получения инертного гелия стал относительно дешёвым, и этот газ теперь применяется в воздухоплавании вместо взрывоопасного водорода. Но сфера современного использования дирижаблей весьма ограниченна: это рекламные и увеселительные полёты, наблюдение за дорожным движением, а в отдельных случаях их приобретают геологические и навигационные службы.

Валерий ЕРОФЕЕВ

, ,   Рубрика: Гениальные изобретения



Ещё интересные материалы с сайта "Загадки истории"




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:63. Время генерации:0,574 сек. Потребление памяти:34.27 mb