Вождь раскола

Автор: Maks Дек 5, 2018

Сейчас такого человека назвали бы харизматиком. Аввакум умел убеждать и обладал литературным талантом. Но главное, что его отличало, — это невероятная сила воли и готовность пожертвовать всем за свои убеждения.

Конфликтный священник

Вряд ли перед Аввакумом Петровым стояла проблема, чему посвятить жизнь. Он родился под Нижним Новгородом в семье приходского священника. Правда, отец рано умер от пристрастия к алкоголю. Аввакума воспитывала мать. Она устроила сыну ранний брак и направила на путь церковного служения.

В 23 года Аввакум стал сельским священником и сразу начал проявлять характер. Он в равной степени нетерпимо относился к прегрешениям паствы, беззаконию начальства и к собственным слабостям. Одни видели в Аввакуме суровое воплощение добродетелей, другие — выскочку, который всюду сует свой нос.

Принципиального священника не раз били, даже угрожали расправой. Аввакум настроил против себя местного воеводу, отказав в отправлении церковных обрядов из-за недостойного поведения. Этот конфликт стал одной из причин, вынудивших Петрова бежать в Москву.

Церковные власти, оценив рвение священнослужителя, не просто перевели его в другое место, но и повысили в сане, сделав протопопом — управляющим группой расположенных рядом приходов.

В новом качестве Аввакум отправился в город Юрьев-Польский. Столкнувшись с тем, что местные жители вели весьма вольный образ жизни, он принялся наводить порядки тем же способом, что и на прежнем месте. Доставалось не только нерадивой пастве, но и попам, не шибко хорошо знавшим церковные правила. Кончилось тем, что протопопа начали бить батогами прямо на улице, грозились затравить собаками, а в итоге выгнали из города.

Ревнитель благочестия

Казалось, церковных иерархов должно было насторожить, что священник бежит уже из второго прихода. Но дело в том, что Аввакум вовсе не выглядел чудаком-одиночкой. В то время многие в церкви опасались за чистоту веры. И церковники восхищались ревностным отношением к исполнению заповедей и отвагой Аввакума. К тому же молодой протопоп прекрасно знал Писание. Прослыв ученым мужем, он сблизился с представителями московского клира, в том числе Стефаном Вонифатьевым, духовником царя Алексея Михайловича.

Это знакомство ввело протопопа в «Кружок ревнителей благочестия» — неформальную группу духовных и светских лиц, сложившуюся вокруг Вонифатьева и игравшую важную роль в церковной политике. Аввакум включился в шедший уже несколько лет процесс «книжной справы» — подготовку полного и непротиворечивого церковнославянского перевода Библии.

Именно в это время он близко познакомился с Никоном. В первое время два священника поддерживали приятельские отношения. Аввакум даже стал одним из первых, кто поставил подпись под челобитной царю о назначении Никона патриархом. Объединяли их ум и особенности характера: оба оказались нетерпимы к нарушениям церковных канонов и заповедей, непримиримы по отношению к идейным противникам. Впрочем, эти же качества превратили их в будущем в злейших врагов.

Разлад начался в 1652 году, когда Никон стал патриархом. Он захотел привести русские православные тексты в соответствие с греческими. Аввакум воспротивился, обвиняя греков в отклонении от истинной веры после принятия в XV веке унии с Римом.

Спор, начавшись в рамках «Кружка ревнителей благочестия», стремительно вышел за его пределы. Аввакум пытался отстоять свою точку зрения и обратился к царю, но Алексей Михайлович встал на сторону патриарха. Попытка убедить протопопа покориться воле главы церкви ни к чему не привела, он начал резко критиковать всю реформу и самого Никона, прямо обвиняя в ереси.

Ссылка в Забайкалье

Терпение патриарха, которым тот никогда не славился, быстро лопнуло. В 1653 году Аввакума бросили в подвал Андроникова монастыря, надеясь, что заключение остудит его пыл. Как бы не так! Оно лишь убедило протопопа в собственной правоте, а в глазах сторонников сделало борцом за веру. Непокорного священника сослали вместе с семьей сперва в Тобольск, а потом еще дальше — в Забайкалье, где только недавно были поставлены русские остроги.

Ссылка, продлившаяся не один год, стала тяжелым испытанием. Надзор за протопопом поручили воеводе Афанасию Пашкову, человеку суровому, даже жестокому. Петрова вместе с семьей оставляли посреди тайги, заставляя пешком добираться до ближайшего поселения. Его секли кнутом, бросали в холодные казематы. Ему пришлось пережить смерть двух сыновей. Протопоп вспоминал, что несколько раз его одолевало желание покориться, просить прощения, но «знамения и видения удержали от малодушия».

Только в 1660 году, после ссоры с Никоном, царь разрешил Аввакуму вернуться в столицу. Трехлетний обратный путь обернулся триумфальным шествием. Протопоп проповедовал свои идеи по всем городам и селам, через какие проходил. И многие люди внимали его словам, находя в них истину.

В Москве бывшего ссыльного разместили на кремлевском подворье. Царь принял его любезно, но попросил воздержаться от критики в адрес церкви. Сперва Аввакум, тронутый вниманием, согласился. Но вскоре не смог сдержаться, узнав про нововведения Никона: троеперстие, четырехконечный крест, редактирование Символа веры. И снова обрушился с критикой на церковное руководство.

Сожжение протопопа Аввакума

Сожжение протопопа Аввакума. Пустозерский острог. 14 апреля 1682 год

К тому моменту вопрос церковной реформы приобрел политический окрас. Шла война с Польшей, ставкой в которой стали украинские земли. Проживавшие там люди исповедовали православие, но более близкое к Константинополю, чем к Москве. Так что унификация книг и обрядов с греческими образцами теперь преследовала цель религиозного единства. Выпады же Аввакума воспринимались как вызов государственным интересам.

Реакцию Алексея Михайловича легко было предсказать. В 1664 году протопопа выслали в Мезень. Но ссылка приобрела несколько иной характер, чем ранее. Аввакум стал признанным авторитетом среди противников перемен, и в небольшой поселок под Архангельском начали съезжаться желающие услышать своего лидера. Отсюда же по всей стране расходились проповеди.

Непокорного священника заставили предстать перед судом церковного собора. Аввакум в очередной раз высказал свою позицию: реформа церкви является ересью, отходом от подлинного учения Христа. Закончилось все взаимным преданием анафеме, что стало точкой раскола русской церкви на никониан и старообрядцев.

В Пустозерском остроге

Аввакума увезли в Пафнутьев монастырь, где около года продержали в кандалах. Затем в последний раз попытались склонить к признанию реформы, убеждая, что она сближает русскую церковь с другими православными церквями. Протопоп в ответ предложил всем приезжать учиться истинной вере в Россию.

И государственная власть, и официальная церковь сошлись в том, что старообрядцы представляют угрозу. Начались гонения. Аввакума высекли и сослали в расположенный в Заполярье Пустозерский острог, где заточили в земляной тюрьме. Здесь он провел последние четырнадцать лет жизни, работая над целым рядом сочинений, в том числе знаменитым «Житием протопопа Аввакума, им самим написанным». Свои труды опальный священник передавал во внешний мир через тюремных стражей, сочувствовавших его идеям.

После смерти Алексея Михайловича протопоп Аввакум направил челобитную новому царю — Федору Алексеевичу. Однако ее тон и содержание, выдержанные в обычной для Аввакума прямолинейно-грубой манере, оказались слишком резкими.

Царь Федор и его окружение решили, что раскольник слишком долго имел возможность распространять свои идеи. 14 апреля 1682 года Аввакум был заживо сожжен в срубе — небольшой конструкции из бревен, обильно смазанной смолой и заполненной паклей.

И в дальнейшем старообрядцев либо прямо преследовали, либо дискриминировали законодательно, ставя в неравноправное положение с прихожанами реформированной церкви. Вынужденная разобщенность, отсутствие контактов друг с другом привели к возникновению множества сект, нередко довольно сильно отличающихся друг от друга. Но всех их объединяло одно: они вдохновлялись примером протопопа Аввакума Петрова, который не впал в малодушие и сохранил преданность своим идеалам перед лицом гонений и самой смерти.

Антон ШПИНЕВ

, , ,   Рубрика: Легенды прошлых лет





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:66. Время генерации:0,706 сек. Потребление памяти:38.77 mb