Враги Спасителя

Автор: Maks Апр 21, 2018

Кульминация евангельского повествования — это суд над Иисусом Христом и его казнь на горе Голгофе. В этой истории, помимо духовного назидательного смысла, есть и историческая составляющая. Даже категорические скептики признают, что некий реальный судебный процесс, имевший глобальные последствия, действительно состоялся в Палестине начала I века. Но какие именно обвинения были выдвинуты подсудимому, и почему его казнили с такой показательной жестокостью? Можно ли ответить на эти вопросы, отбросив богословские рассуждения?

B XVII-XVIII веках люди стали задаваться вопросом о том, какова реальная историческая подоплека событий, описанных в Новом Завете. Даже оставаясь христианами, многие уже не могли принимать Библию как истину в последней инстанции, понимая, что ее тексты аллегоричны и наполнены символами. С тех пор историки изрядно продвинулись в том, чтобы разобраться — каким же был исторический Иисус Христос и за что на него ополчились его враги.

Избиение младенцев

Согласно Новому Завету, первая опасность подстерегала Иисуса, еще когда он был в колыбели. Речь, конечно, идет об избиении младенцев, устроенном Иродом Великим. И здесь, прежде всего, следует рассказать о самом царе Иудеи, так как в его историчности никаких сомнений нет.

В середине I века до нашей эры Палестина потеряла свою независимость и стала подчиняться Риму. Часть местного населения пыталась с этим бороться, часть — активно содействовала и приветствовала. Отец Ирода Антипатр относился к последним, своевременно поддержав Цезаря. За счет этого ему удалось стать царем Иудеи и основать династию. Младшего сына Ирода он назначил тетрархом Галилеи.

Однако на иудейские земли претендовала еще одна мощная империя — Парфия.

В 40 году до нашей эры Ирод был вынужден бежать от нашествия парфян. Добравшись до Рима, он получил одобрение и поддержку Марка Антония и был «избран» (а точнее, назначен римскими сенаторами) новым царем Иудеи. Впоследствии Марк Антоний попал в опалу и превратился во врага Рима. Но Ирод вовремя успел сориентироваться и заверить в своей лояльности нового правителя Вечного города — Октавиана Августа.

Одним словом, заполучить власть и удержать ее в своих руках стоило Ироду огромных усилий. Поэтому он весьма болезненно относился к любым, пусть даже мнимым угрозам. Он не доверял даже самым близким родственникам и бесконечно подозревал окружающих в заговорах. В конце концов, это привело к тому, что на основании доноса он приказал казнить двух собственных сыновей — Александра и Аристобула. По мнению многих историков, именно это событие, которое прославило Ирода как жестокого безумца на весь античный мир, и стало исторической основой для легенды об избиении младенцев.

О приказе царя Ирода рассказывает лишь одно из четырех канонических Евангелий — от Матфея. Также речь об этом идет в нескольких апокрифах. А вот исторические документы и хроники хранят полное молчание. Хотя если, как утверждается, смерти были преданы 14 тысяч младенцев (а иногда это число увеличивается до 64 тысяч!), то такое просто не могло пройти незамеченным. Кроме того, Вифлеем, в котором якобы происходило избиение младенцев, и тогда и сейчас является довольно маленьким городком. В I веке до нашей эры там жило не больше тысячи человек. Даже с учетом прибывших туда ради переписи населения толп приезжих, сложно представить, что среди них было такое количество детей младше двух лет.

Примечательно и то, что согласно римскому историку Иосифу Флавию, оставившему наиболее подробное описание тех времен, Ирод Великий умер во 2 или 1 году до нашей эры, то есть вообще до рождения Христа. А иногда его смерть относят даже к 4 году до нашей эры.

Интрига синедриона

Казнь Иисуса

Избежав опасности во младенчестве, Иисус Христос прошел путь своей земной жизни и около 33 года оказался со своими учениками в Иерусалиме. Именно здесь один из апостолов — Иуда — предал Спасителя в руки римских солдат. Эта история довольно загадочна и окружена многими домыслами.

С богословской точки зрения все просто: Иуда поддался искушению дьявола, а также позарился на деньги, которые ему посулили иудейские первосвященники (те самые знаменитые 30 сребреников). С точки зрения практической не совсем ясно, зачем вообще понадобилось это предательство и почему члены синедриона (совета иудейских священников и высшего судебного органа) не могли в любой момент схватить Иисуса и приговорить его к наказанию.

На фоне многочисленных бродячих проповедников и пророков, которыми была полна Палестина того времени, Иисус выделялся прежде всего дерзостью своих действий, а также колоссальным влиянием на народ. Он прямо, открыто и публично совершал действия, которые и по формальным, и по неформальным правилам того времени не могли быть истолкованы иначе как богохульство, или, говоря современным языком, «оскорбление чувств верующих». Он постоянно называл себя сыном Бога, подчеркивая это в каждом разговоре. Нарушая правило субботы, он исцелял людей в день, когда любая деятельность была запрещена под страхом смерти. Наконец, из уст в уста передавались рассказы о чудесах, которые он творил.

Перед членами синедриона стоял нелегкий выбор. Либо признать Иисуса мессией, что разрушило бы веками складывавшуюся систему иерархии и повлекло бы за собой перестройку всего жизненного уклада (а следовательно, подточило бы основы власти и могущества самого синедриона). Либо объявить его богохульником, а творимые им чудеса — чернокнижием. И казнить по древнему иудейскому обычаю, забив камнями. А это неминуемо вызвало бы народные волнения.

Подавлением восстания, разумеется, занимался бы не синедрион, а римляне, которые представляли реальную власть в регионе. И этот сценарий таил в себе сразу несколько проблем. Во-первых, так иудейские власти продемонстрировали бы свою неспособность держать народ в повиновении. У римлян даже могли появиться подозрения — не было ли это спланированным выступлением против их администрации? И не нужно ли в связи с этим провести в Иудее реформы? Во-вторых, усмиряя волнения, римляне могли «увлечься» и наказать не только тех, кто попытается вступиться за Иисуса, но и просто всех подряд. А это в свою очередь могло спровоцировать уже настоящую революцию. Что повлекло бы максимально жесткий ответ.

Стоит заметить, что здесь иудейские первосвященники были, в общем-то, правы. События 70 года, когда в ходе Иудейской войны римскими войсками был разрушен Иерусалимский храм, это лишь подтверждают.

Значительно выгоднее было сделать так, чтобы смертный приговор Иисусу вынесли сами римляне. Тогда, даже если и начнутся волнения, то им некого будет винить в этом, кроме самих себя. В то же время выступления вряд ли будут слишком сильными. Осознанно поднимать восстание против закованных в доспехи легионов — отнюдь не то же самое, что возмущаться действиями собственных первосвященников.

Для римлян, конечно, обвинения в богохульстве были пустым звуком. Поэтому синедрион сделал акцент на совершенно другие поступки Иисуса — в частности, на отказ платить налоги и то, что он называл себя «царем Иудейским». Это уже могло трактоваться как бунт против римской власти. После того как решение об аресте было принято, оставалось лишь
указать легионерам, кого именно нужно взять. Для этого и потребовался поцелуй Иуды. Ведь о том, кто такой Иисус и как он выглядел, без всяких наводок знал каждый иудей. А вот римлянам нужны были точные указания.

Суд Пилата

Понтий Пилат в Евангелии — фигура, без преувеличения, трагическая. Он прилагает массу сил к тому, чтобы отпустить Иисуса. Но все равно в итоге вынужден вынести ему смертный приговор. В историчности этой фигуры сомнений практически нет. Его упоминают и Иосиф Флавий, и Тацит. Хотя в реальности он занимал должность не прокуратора, а префекта Иудеи.

Пилат знаменит своим жестким характером и склонностью решать все вопросы силой. При нем сильно возрос налоговый гнет, все выступления недовольных подавлялись безжалостно. При этом Пилат неоднократно демонстрировал полное пренебрежение к религиозным верованиям и обычаям иудеев. А смертные казни при нем порой осуществлялись без суда и следствия. Логично, что отправив Иисуса на суд к подобному человеку, члены синедриона надеялись на быстрое, жесткое и вполне устраивающее их решение проблемы. Но тут нашла коса на камень.

Перед тем как попасть к Пилату, Иисус уже побывал на суде синедриона, где был осужден как богохульник и лжепророк. Однако это римского префекта не впечатлило. Единственный вопрос, который он настоятельно повторял несколько раз в беседе с подсудимым, звучал так: «Ты царь Иудейский?» И это действительно было единственным, за что он был готов отправить на казнь кого угодно. Скорее всего, у Пилата имелись подозрения в том, что Иисус — лидер какой-то революционной группы, планирующей посадить на трон Иудеи собственного кандидата, не утвержденного Римом. Этого допустить, конечно, было нельзя.

Однако вместо революционного лидера префект Иудеи увидел перед собой философа и духовного учителя, который говорил о вещах «не от мира сего». Странные ответы, которые давал Иисус на прямые вопросы, лишь убедили Пилата в том, что перед ним не лидер сопротивления римскому владычеству, а просто очередной проповедник. Конечно, попадись он под горячую руку — Пилат даже не стал бы лично рассматривать это дело, и Иисус отправился бы на крест к вящей радости первосвященников. Но, по стечению обстоятельств, у префекта нашлось время для того, чтобы разобраться во всем подробно. И никаких явных преступлений за Иисусом он не углядел.

Отправить его на крест просто потому, что этого хочет синедрион — означало проявить политическую слабость. Поэтому Пилат и попытался отмахнуться от навязанного ему решения, отправив Иисуса для дальнейшего разбирательства к правителю Галилеи Ироду Антипе. Дескать, пусть иудейские власти разбираются между собой.

Тайная сделка

Ирод Антипа — это сын Ирода Великого. В свое время ему удалось пережить «чистку», которую мнительный царь устраивал среди своих наследников. После смерти отца он получил в наследство Галилею.

Как описывает евангелист Лука, Ирод очень обрадовался, когда к нему привели Иисуса, «ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его» (Лк. 23:8-10). Это довольно интересный момент. Вряд ли такое поведение правителя Галилеи могло обрадовать синедрион. Ведь они надеялись, что Ирод подтвердит их обвинения и даст Пилату еще один повод для смертного приговора.

Вместо этого Ирод Антипа подверг Иисуса осмеянию, нарядил в светлые одежды, которые обычно носили кандидаты на какие-то почетные должности. Тем самым он как бы подчеркнул всю смехотворность притязаний «царя Иудейского» и призвал не относиться к ним серьезно. Не исключено, что, поступив так, правитель Галилеи не упустил шанса лишний раз насолить синедриону, власть которого могла раздражать властолюбивого сына Ирода.

Решение Ирода лишь укрепило Пилата в его отношении к Иисусу как к неопасному чудаку. В конце концов, Ирод был утвержденным Римом тетрархом, а члены синедриона — не вполне лояльными иудейскими священниками. И он снова попытался отпустить обвиняемого, ограничившись бичеванием.

И все же суд Пилата завершился обвинительным приговором. Евангельское повествование указывает на толпу, кричащую «Распни!», как на главную причину такого поведения префекта. Но, зная характер Пилата, вполне очевидно, что кричащая под окнами толпа могла спровоцировать разве что карательную операцию на улицах Иерусалима, но никак не вынесение выгодного синедриону приговора.Тогда почему?

Скорее всего, истинные мотивы Пилата останутся нам навсегда неведомы. Они лежат за пределами страниц Евангелия. Можно лишь предполагать, что между префектом Иудеи и синедрионом была заключена некая сделка. Проявив стойкость и не приняв выгодное первосвященникам решение под давлением, Пилат смог добиться того, чтобы они «купили» нужный им приговор в обмен на что-то, нужное римскому администратору. Что это было? Как знать.

Популярная точка зрения о том, что Пилат проникся стойкостью духа Иисуса и попал под его влияние, выглядит не слишком похожей на правду. Ведь нрав префекта ничуть не смягчился после событий, описанных в Евангелии. Известно, что в 36 году он устроил жуткую кровавую расправу над провинившимся в чем-то народом самаритян. За это его отстранили от должности и отозвали в Рим. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Виктор БАНЕВ

, , , , ,   Рубрика: Религии мира




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:73. Время генерации:0,963 сек. Потребление памяти:32.63 mb