Высокие отношения

Автор: Maks Ноя 16, 2018

Вся живопись австрийского постимпрессиониста Густава Климта буквально пропитана эротизмом. Он ни разу не был женат, хотя женщины были главной страстью его жизни. По слухам, количество его внебрачных детей исчисляется десятками. Но главной любовью творца считается Эмилия Флёге — женщина, с которой у него, возможно, не было близких отношений. Что ж, по всей видимости, для такого человека, как Климт, любовь — это не секс…

Последние слова умирающего Климта были: «Пошлите за Эмилией». Эмилия Флёге была для него особенным человеком. Это признавали все.

Что это было?

С портрета кисти великого живописца на нас смотрит женщина с вьющимися рыжеватыми волосами и холодными голубыми глазами. На ней светло-синее платье с характерным «климтовским» узором. Этот портрет Эмилии не понравился — впрочем, как и все работы художника, на которых он её изобразил. Главным было другое: отношения между Флёге и Климтом. Она помогала ему в мастерской. Она сохранила картины и эскизы, которые живописец посчитал неудачными. (Сегодня они стоят миллионы.) Под влиянием Густава и его живописи Эмилия стала преуспевающим модельером. Творческий обмен был очевиден. Но всё-таки что за отношения были у этой пары?


Климт родился в 1862 году — за 12 лет до появления на свет Флёге. Знали они друг друга давно: брат Густава был женат на старшей сестре Эмилии. Смерть отца и брата повергла Климта в глубокую депрессию. Юная девушка бросилась на помощь живописцу — она, как оказалось, лучше всех остальных умела выводить из депрессии художника, которого его творческая натура кидала из стороны в сторону — от эйфории и рабочей лихорадки до полного упадка сил и депрессии.

Климт рисовал Флёге ещё до того, как выработал свою уникальную манеру, сделавшую его всемирно известным. Никому бы не пришло в голову, что эти милые реалистические картины принадлежат кисти Климта.

Кто по мере роста мастерства Густава становился моделями для его полотен? То были натурщицы, иногда — знакомые, иногда — малознакомые, иногда — обычные женщины, иногда — проститутки. Климт обожал женщин. Он умел зажигать и соблазнять. Он любил всех, пока рисовал их. Потом, окончив картину, живописец охладевал к модели. И ей на смену приходила следующая. Модели менялись. Только Эмилия оставалась неизменна.

Знаменитую картину «Поцелуй» Климт завершил в 1908 году. Он никогда не говорил, что изобразил на ней себя и Флёге. Но все исследователи сходятся во мнении: на полотне именно они.

Эмилия страшно ревновала Густава ко всем его пассиям. Но такова уж была его натура: живописец никогда не имел семьи. Он проводил время в вихре увлечений. В какой-то момент Флёге стало казаться, что она сходит с ума. Последней каплей стал слух о том, что Климт сделал предложение Альме Шиндлер — красивой и элегантной представительнице художественной богемы. И несчастная Эмилия наглоталась таблеток. Её откачали. После неудачной попытки самоубийства она обратилась за помощью к Зигмунду Фрейду, основоположнику психоанализа, на сеансы к которому приходили в то время многие образованные жители Вены. Модный специалист посоветовал молодой женщине направить энергию на творческую реализацию, объяснив, что так она достигнет большего, чем в своём стремлении изменить Густава.

Живописец на несколько месяцев, слава богу, исчез из жизни девушки. Он поехал в Италию за Альмой. Гонялся за ней по всему полуострову. Шиндлер взаимностью не ответила. И вот однажды приземистый и плотный, как крестьянин, Густав появился на пороге. И поманил Эмилию своим коротким пальцем. И она пошла к нему.

Не для семьи

Густав Климт и Эмилия ФлёгеСовет Фрейда оказался более чем верен. Эмилия всегда чувствовала тягу к изобразительному искусству — она вместе с сёстрами открыла модный дом. Её платья произвели революцию в моде. Флёге отказалась от корсетов. Наряды, которые она придумывала, ничего общего не имели с платьями соблазнительных силуэтов, подчёркивавшими фигуру. А узоры на ткани явно указывали на влияние Климта.

Став владелицей успешного модного дома, Эмилия смирилась с тем, что Климт никогда не станет её мужем. И стала довольствоваться тем, что Густав мог ей предложить. А предложить он ей, как оказалось, мог гораздо больше, чем другим женщинам. Во-первых, своего рода постоянство. Во-вторых, именно с Эмилией художник проводил больше всего времени: они отдыхали за городом, гуляли, ходили вместе на разные мероприятия. В дни разлуки живописец писал Флёге милые послания. Иногда в конце письма он рисовал сердечко с крылышками. В какой-то момент Климт стал чувствовать настоятельную необходимость делиться с женщиной всеми впечатлениями, которые вызывали у него произведения искусства.

Гармонии их отношения достигли в тот момент, когда Эмилия, поняла, что хоть Густав и не может дать ей любви в привычном понимании, но она в состоянии получить от него нечто большее, чем счастливый роман. Эмилия и её сестра, которая стала совладелицей их общего модного дома, стали не просто черпать вдохновение в полотнах Климта. Они превратили свои творения в картины Густава в виде нарядов. Художник, в свою очередь, отправлял своих моделей в модный дом «Сестры Флёге».

Дальше — больше. Постепенно общение Эмилии и Густава превратилось в бесконечное обсуждение новых творений. Обмен знаниями стал просто необходим для обоих. Дело в том, что Климт черпал вдохновение в японской гравюре. Флёге — в предметах прикладного искусства народов Центральной Европы. Самым поразительным было то, что все понимали, где некоторые детали своих картин взял Климт. А вот узоры на тканях, придуманных Эмилией, многих вводили в заблуждение относительно их происхождения. По большому счету, творческий тандем Флёге и Климта стал чем-то вроде одной из колонн, на которых держался стиль модерн, столь популярный в начале прошлого века.

Как проводили время Густав и Эмилия? Весьма мирно. Они предпочитали отдыхать на озере Аттерзе в Верхней Австрии, на семейной вилле Флёге. Даже в такие мирные дни пара не забывала о внешнем виде. Климт надевал синюю хлопковую рубашку с вышивкой на плечах. Эмилия — свои развевающиеся шёлковые платья в немыслимых узорах. И они отправлялись в долгие прогулки. Иногда катались на лодке.

Полная гармония

Эмилия для Климта была тем же, чем для самой Флёге был доктор Фрейд. Она умело уравновешивала его приступы беспричинной ярости. Уводила душевную боль. Говорила с ним о том, что было ему интересно. Под влиянием женщины и красивой природы обычно «человекоориентированный» художник стал писать пейзажи, от которых веяло покоем и гармонией. Вызывающий эротизм на время улетучился из работ живописца.

До сих пор идут споры о том, что, кроме общих интересов, связывало Густава и Эмилию. Все знали о разнузданном в сексуальном плане образе жизни Климта. Времена царили ещё не самые свободные. «Так есть между ними что-то или нет?» — думали люди. Никто не знает. Общественное мнение пребывало не на стороне Флёге: слишком много времени незамужняя женщина проводила в обществе мужчины. Но Эмилия была независима и морально, и материально. И плевать она хотела на сплетни.

Впрочем, также не совсем было понятно, что связывало аристократичную и утончённую Флёге с Климтом, о котором современники отзывались, например, так: «Сам он был похож на неуклюжего, не умеющего связать двух слов простолюдина. Но его кисть была способна превращать женщин в драгоценные орхидеи, выплывающие из волшебного сна».

Климт скончался от инсульта в 1918 году.

Через 20 лет, после объединения Германии с Австрией, сёстрам Флёге пришлось закрыть свой модный дом, который стал убыточным. С эпохой модерн можно было попрощаться. Впрочем, коллекции одежды, которые придумали Флёге, оказали огромное влияние на сегодняшних модельеров.

Что осталось Эмилии от Густава? Он завещал ей свои картины. После его смерти Флёге познала истинную гармонию. Ей больше не о чём было волноваться.

Людей, которые говорили о том, что они — дети Климта (некоторым удалось это доказать), Эмилия называла самозванцами. И пожимала плечами.

Она тихо умерла в 1952 году.

Ольга СОКОЛОВСКАЯ

  Рубрика: История любви 572 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,368 сек. Потребление памяти:9.66 mb