История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Лествица Иакова

Ветхозаветный Иаков был сыном Исаака, того самого «агнца божьего», которого однажды патриарх Авраам едва не принес в жертву Отцу Небесному. От Иакова и его двенадцати сыновей пошли двенадцать колен Израилевых, то есть, по сути, все существующие ныне семиты. Иаков прославился многими, как хорошими, так и дурными поступками. А больше всего - своими снами.

Чаще всего библейского патриарха Иакова вспоминают в связи с тем, как он обманул своего подслеповатого отца, притворившись своим старшим братом Исавом. Так он получил благословение, положенное первенцу. А прежде перехитрил недалекого брата, соблазнив его аппетитной чечевичной похлебкой. Так он, появившийся на свет вторым, получил желанное первородство. Но с Иаковом связаны и другие истории - о приснившейся ему небесной лестнице и борьбе с ангелом.

Благословенный бродяга

Иаков борется с ангелом

Младший из братьев Иаков был любимцем матери: он родился красавчиком, с гладкой и чистой кожей, оказался весьма способным к наукам. Ему по сути ничего другого и не оставалось, как только учить священные тексты и их толковать. Ведь все наследство должен был получить первенец Исав, любимчик отца. Он не отличался ни сообразительностью, ни красотой, но был силен, ловок и бесстрашен, не боялся охотиться на крупного зверя. Однако Иаков предпочел пойти на хитрость и получить отцовское благословение вопреки тому, что родился вторым.

После этого он побоялся оставаться под одной крышей с обманутыми им людьми. Свою судьбу сын Исаака решил искать вдали от родного дома. Во время скитаний, когда Иаков шел по диким и безлюдным местам, он заночевал на голой земле. Под голову себе он подложил камень.

Дальнейшее Ветхий Завет описывает так: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!» (Быт. 28:12-16)

Иаков был так ошеломлен сном, что, очнувшись, тут же помазал камень елеем и нарек место ночлега Домом Божьим. Считается, что именно на этом месте потом возник город Вефиль и был построен храм, который состязался в великолепии с иерусалимским. Образ лестницы и ангелов не оставлял Иакова все время пути. В другой раз, через много лет, когда он возвращался вместе с семьей на родину, ему приснился еще один странный сон, который тоже подробно описан в Библии:

«И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с ним. И сказал: отпусти меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков.

И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там.

И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое» (Быт. 32:24-31).

Накануне Иаков послал брату Исаву щедрый подарок: 200 коз, 20 козлов, 200 овец, 20 овнов, 30 верблюдиц с верблюжатами, 40 коров, 10 волов, 20 ослиц, 10 ослов. Но все равно боялся этой встречи, потому что когда-то Исав поклялся его убить. Но после борьбы с ангелом страх исчез. А Исав, увидев брата, просто заключил его в объятья и заплакал.

Запрещенный апокриф

В I веке на основе этого библейского сюжета появился христианский апокриф, «который получил название «Лествица Иакова». Отцы церкви поспешили внести этот апокриф в индекс запрещенных текстов. Они усматривали в нем астрологическую, гностическую и каббалистическую подоплеку.

Текст состоял из семи глав. В первой из них Иаков получал благословение Бога. Во второй рассказывал Богу об увиденной им лестнице и просил истолковать странное видение. В третьей - получал от Бога ангела-толкователя снов по имени Сариил. В остальных четырех главах Сариил объяснял Иакову, почему ему будет дано новое имя Израиль, что означает его победа в борьбе с Богом, какое будущее предназначено избранному народу, к чему идет мир и чем мир кончается.

Лестница, которую видит Иаков, такова: она имеет двенадцать ступеней и стоит одним концом на земле, а другим уходит в небеса. По ней вверх и вниз курсируют ангелы. На ступенях лестницы он видит 22 человеческих лица. На самом верху лестницы есть еще одно лицо, словно сотканное из огня. И это лицо вселяет в Иакова страх. Где-то над этим видением или за ним скрыт Бог, голос которого громом отдается в его ушах.

Проще говоря, Иаков находится перед престолом Славы Господней и видит Бога, восседающего на многооких херувимах и колесообразных ангелах, все это сверкает, переливается и пугает. В то же время Иаков, который видит страшного Бога во всей его Славе на верху лестницы, сам является этим огненным видением. Согласно древнеегипетской Книге Тота - «что вверху, то и внизу». Эта отсылка к египетскому гностицизму была вполне понятна в раннем христианстве, но вызывала резкое неприятие в ортодоксальном.

Иаков, получив новое имя Израиль, получил и новый статус - в него вошла Слава Божья, он стал богоподобен. Ангел-снотолкователь Сариил, явившийся Иакову в первом сне, явился к нему и во втором. Именно с ним боролся и его победил Иаков, поскольку он был одновременно и Богом, и человеком. Одновременное существование двух Иаковов - земного и небесного, человека и творца, раба и господина - не могло быть в глазах священнослужителей ничем иным как ересью. Вполне понятно, что книга стала считаться еретической.

Богословская подмена

Однако текст «Лествицы» был так широко известен, что с этим нужно было что-то делать. Мудрые монахи быстро сообразили, как можно с этой бедой бороться и победить. В VI веке византийский богослов Иоанн Синайский, позже получивший прозвание Лествичник, сочинил текст, который быстро заменил еретический. Он имел сходное название - «Лествица райская», опирался на тот же библейский сюжет, но смысл у него был уже другой. Иоанн сделал свою «Лествицу» учебником аскезы и послушания.

В 30 главах, каждая из которых знаменовала ступеньку лестницы, ведущей в Царство Небесное, он рассказал о способах достичь духовного просветления и душевного покоя. Его книга тоже говорила о преображении, но она ничего не говорила о возможности полного преображения, о замене человеческой сущности на божественную. Ведь Моисей на горе Фавор имел опыт преображения, однако он так и не уподобился Богу.

Иаков, как считал Иоанн, тоже не мог превратиться в Бога. Человеку не дано постичь непостижимое. Но благодаря смирению плоти и кротости духа, пройдя ступени послушания и обуздания пороков и гордыни, человек может переродиться духовно. Первые четыре ступени неофит избавлялся от мирской суеты. На следующих трех ступенях - от мирских скорбей и печалей, смирялся со своей участью. Десять ступеней были посвящены борьбе с пороками. Девять - преодолению трудностей аскезы. Три - обучению душевному покою с помощью молчания, молитвы и полного контроля над собственными чувствами. В результате на последней тридцатой ступени монах обретал веру, надежду и любовь - разумеется, веру в Бога, надежду на Бога и любовь к Богу. Новая «Лествица» была рассчитана не на мирян, а на монахов, и они сразу же стали воспринимать текст как свод правил монастырского общежития.

Через век о первой «Лествице», вошедшей в индекс запрещенных книг, уже и не вспоминали. Сочинение Иоанна Лествичника вполне его заменило. И если сегодня вы попытаетесь найти текст первой, запрещенной книги, то это будет нелегко. Зато «Лествица райская», или «Скрижали духовные», даже сегодня пользуется вполне заслуженным успехом.

Николай КОТОМКИН





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Загадки Библии     Следущая