История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Очищающие душу

Пожалуй, не найдется ни единого человека, который бы не слышал об экзорцизме. Одержимые дьяволом и изгоняющие дьявола заполонили экраны. Но экзорцизм вовсе не выдумка кинематографистов и писателей. Обряд экзорцизма проводится и в наши дни.

Христиане верят, что душа человека - вожделенный объект для дьявола. И чем праведнее человек, тем большую ценность для дьявола она представляет. Сатана так стремится ее заполучить, что насылает стаи нечистых духов искушать праведника. Праведник стойко выдерживает искушения. И сатана отступает. С людьми со слабой верой дьявол справляется без труда. И тогда духи получают полную власть и над душой, и над телом человека. Теперь он желает не то, что ему хочется, а то, что приказывают ему духи. Это состояние потери власти над своим телом и своей жизнью христиане называют одержимостью. Рецепт у них для таких случаев простой - либо справиться самостоятельно при помощи молитвы, поста и обычного отпущения грехов, либо прибегнуть к помощи церковного специалиста, который проведет обряд экзорцизма, то есть изгнания злокозненного духа (или духов).

Первый среди людей

Первым экзорцистом христиане считают самого Иисуса Христа. Это он заставил легион бесов выйти из одержимого и вселиться в свиней, которые тут же бросились в воду и потонули. Христиане считали, что твердым в вере даются особые дары: изгонять бесов, держать без вреда змей в руках, говорить на чужих языках, лечить наложением рук, быть устойчивыми к ядам. Так, во всяком случае, в Евангелии от Марка обещал им Иисус. Но периодически появлялись, конечно, и среди верующих люди, о которых говорили, что они одержимые. Мы бы сказали, что в большинстве случаев это были люди, страдающие психическими заболеваниями. В Средние века, когда о лечении душевных болезней ничего не знали, такие проявления сразу же принимались за одержимость духами. Иногда один истерик выводил из строя целый монастырь: слушая его или ее крики (в основном таким типом одержимости страдали женщины), и другие начинали чувствовать себя заселенными множеством разнообразных демонов, которых в те времена отлично распознавали по именам. Церковь тут же начинала борьбу с нечистым, совершая действия, которые должны были освободить жертв от их обитателей, - чтение молитв, кропление святой водой и прочее. Истерики успокаивались, получали благодать, и все шло своим чередом. Но с введением особого института борьбы с еретиками - инквизиции - обыденные случаи одержимости стали превращаться в театральное действо, ибо инквизиция не успокаивала бесноватых, а начинала доискиваться до причин бесноватости!

Несколько таких случаев массовой одержимости потрясли Францию в начале и середине XVII века.

Бесноватые из Экс-ан-Прованса

Экзорцизм в средневековье

В городке Экс-ан-Прованс в 1611 году, в Лудене в 1634 году и в Лувье в 1647 году вмешательство инквизиции стоило жизни нескольким священникам. Прежде, то есть до этих случаев, церковь с большим скепсисом внимала показаниям бесноватых. Считалось, что их устами говорит «отец лжи» дьявол и верить таким показаниям нельзя. Но с XVII века показания одержимых стали отправлять обвиненных ими прямиком на костер. В Экс-ан-Провансе жертвой двух спятивших монахинь стал отец Готфриди, которого они обвинили в заключении договора с сатаной и полетах на ведьмовский шабаш. Несчастный Готфриди отпирался, но его обвинили в колдовстве и сожгли живьем.

В Лудене показания монахинь-урсулинок отправили на костер молодого, красивого, умного, богатого и обаятельного городского священника Грандье. Священник имел большой успех у женщин, и обиженная его вниманием девица упросила своего родича, бывшего исповедником у монашек, подговорить их отомстить Грандье. В представлении приняла участие и мать настоятельница. Сначала она изображала одержимость и указывала на Грандье как на прислужника сатаны, а потом сама в свою одержимость поверила. Другие монахини, увидев корчи своей настоятельницы, стали выказывать те же признаки - у них появлялись странные раны, они хрипели, падали наземь, бились в конвульсиях и т.п. Бороться с бедой в монастырь прибыла инквизиция. Но потерпела фиаско. Сестры требовали, чтобы бесов из них изгнал тот, кто их наслал. Грандье справиться тоже не смог. Одержимые продолжали уродовать себя и голосить. Мать настоятельница снова обратилась к инквизиторам. Теперь она демонстрировала выкраденный у Люцифера его договор с Грандье. Документ был, как водится, подписан кровью. Несчастного отправили на пытки, но не получили ни слова признания. Над монахинями провели публичный обряд экзорцизма.

В городе началась уже не истерия, а паника. Те, кто имел неосторожность не поверить в виновность священника, бежали из страны. Грандье, понятно, кончил костром.

В Лувье молодая монахиня Мадлен подговорила еще 18 сестер обвинить в союзе с сатаной управляющего монастырем Матьюрена Пикара и священника Томаса Буля. Якобы эти двое принудили Мадлен отправиться на шабаш и выйти замуж за демона Дагона. Сестры дружно демонстрировали все признаки одержимости: неестественно дергались, выворачивали руки и ноги из суставов, говорили на непонятных языках, показывали стигматы, сквернословили, богохульствовали и т.п. В Лувье явились спасители-инквизиторы. Начались публичные обряды экзорцизма.

Монашку, с которой началась истерия, заточили в церковную тюрьму. Обвиненных в чернокнижии и всех смертных грехах Пикара и Буля пытали. Пикар не выдержал кошмара и умер. А викарию пришлось пройти этот путь до конца - его сожгли.

Зато в процессе дознания родился, так сказать, кодекс экзорциста - свод правил о том, каким образом установить правду и изгнать духов из человеческого организма!

Признаки одержимости

После событий в Лувье каждый экзорцист имел перед собой 15 признаков одержимости:

1. Человек считает, что им овладели демоны.

2. Он ведет неправедную жизнь.

3. Он не соблюдает правил, установленных в обществе.

4. Он часто болеет, впадает в тяжелый сон, его рвет необычными природными объектами (жабами, змеями, личинками мух, слизнями, камнями, железом) или же рукотворными объектами (гвоздями, булавками и т.п.).

5. Он ругается непристойными словами и оскорбляет священника.

6. Он испытывает мучение из-за внедрившихся демонов.

7. Он показывает гримасы страха и ужаса на своем лице.

8. Он чувствует крайнюю усталость от самой жизни.

9. Он впадает в неконтролируемый гнев и ожесточенность.

10. Он двигается и издает нечленораздельные звуки, как зверь.

11. Он ничего не помнит о припадках после того, как они кончились.

12. Он испытывает панический страх перед священными таинствами и реликвиями.

13. Он начинает яростно ругаться и сыпать проклятья во время чтения молитв.

14. Он совершает непристойные телодвижения и сексуальные акты, в том числе со священными предметами, в одиночку или прилюдно.

15. Он обладает нечеловеческой силой или совершает нечто, противоречащее земному порядку вещей (поднимается в воздух, изменяет физический облик и т.п.).

Считается, что изгнать демона может только хорошо подготовленный священник. И победа зависит от силы веры самого экзорциста, его опыта и умений. Все, что положено делать, он должен делать строго по плану.

Сначала священник должен понять, кто перед ним - симулянт, сумасшедший или действительно одержимый. Современная католическая церковь отметает как несостоятельные примерно 95% случаев одержимости: чаще всего они имеют другую природу, в основном медицинского характера. Экзорцист начинает работать с одержимым, когда ясно, что причиной его страданий являются именно демоны.

Когда сомнений в природе одержимости нет, экзорцист стремится вызнать имя вселившегося демона. Причем тут он учитывает, что демон стремится назваться чужим именем. А если священник не знает имени, то он и не имеет власти над демоном.

Воздействует на демона экзорцист при помощи молитв, кропления святой водой и демонстрации священных реликвий. Дабы выявить искомое имя, священники нередко обездвиживают одержимых, не дают им есть и пить - считается, что мучения плоти должны вынудить демона открыть правду. Когда имя демона установлено (то есть когда демон сдался, не в силах вытерпеть обжигающих капель воды, прикосновения или вида креста и чтения молитв), священник повелевает ему выйти из одержимого именем Троицы (Отца, Сына и Святого Духа) или просто именем Иисуса Христа.

К сожалению, современные случаи изгнания демонов нередко заканчиваются гибелью одержимых.

Михаил РОМАШКО





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Загадки Библии     Следущая