История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Ангел завета

Одна из самых загадочных ветхозаветных фигур - это ангел по имени Метатрон. Несмотря на то что он практически не упоминается в Священном Писании. Однако до сих пор для поклонников каббалы он является центральной фигурой в небесной иерархии.

Согласно учению каббалы, главных ангелов на небе семь: Анаэль, Самуэль, Габриэль, Михаэль, Сашиэль, Рафаэль и Кассиэль. Каждый из них занимает определенную должность: Анаэль дает человечеству знания, Габриэль приносит вести и творит суд, Кассиэль отворяет слезы и хранит целомудрие, Михаэль защищает от врагов, Рафаэль исцеляет от болезней, Сашиэль творит справедливость, а Самуэль заведует смертью. Но над всеми ними властвуют Бог и Метатрон.

«Малый Яхве»

Архангел Метатрон

В Библии Метатрон упоминается всего пару раз, причем так его называет только греческий текст Ветхого Завета. В переводе с греческого имя Метатрон обозначает просто «тот, кто рядом с престолом Бога». Иными словами, «тот, кто рядом с престолом Бога» - безымянный ангел. Неудивительно, что этого неназванного по имени ангела иногда считали Самуэлем, иногда - Михаэлем. Даже приписывали ему существование в двух ипостасях - светлой (Михаэле) и темной (Самуэле). Михаэль заведовал небесными стремлениями смертных, а Самуэль - земными страстями, сводящими в могилу. То есть в них воплощалась дихотомия мира: добро-зло, дух-материя, свет-тьма, жизнь-смерть.

В непризнанных церковью книгах Ветхого Завета Метатрон упоминается гораздо чаще. В «Апокалипсисе Авраама» этот особенный ангел открывает свое имя и оказывается ангелом Йахоэлем. В еврейской транскрипции имя Йахоэль выглядит как усеченное имя бога Яхве, поэтому каббалисты называли Метатрона «Малым Яхве» и объясняли расширенные функции небесного управленца именно формой его имени.

«Малый Яхве» был, по сути, поставлен надзирать над всеми ангелами, архангелами, херувимами, серафимами и прочими небожителями, а также выступал как секретарь и глашатай Бога. Причем иногда восседал на престоле Божьем, а не только стоял у его подножия!

Но особенно детально прописана история Метатрона в апокрифическом тексте «Книга небесных дворцов», известном также как Третья книга Еноха. В этом апокрифе алчущий знания праведник Ишмаэль попал на небеса живым. Его проводником и защитником в небесном мире стал «тот, кто рядом с престолом Бога» - ангел Метатрон. Именно Метатрон открыл ему небесные тайны, показал тамошние достопримечательности и попутно рассказал о самом себе, назвав себя по имени. Метатроном оказался праведник Енох, который был взят живым на небо. Впрочем, добавил Метатрон, у него 70 имен, по числу народов, населяющих землю, но Бог называет его Отроком, поскольку он самый молодой из ангелов.

Награда для праведника

Как рассказывает апокриф, Енох жил в допотопные времена, когда Бога все меньше радовало сотворенное им человечество. Сам Енох вел образцово-правильную жизнь и за это удостоился чести оказаться среди небожителей. Посланный Богом ангел Анафиэль забрал его из гибнущего мира на огненной колеснице. Затем Бог назначил его управителем над всеми небесными сущностями. Разумеется, сущности очень оскорбились: ведь Енох был человеком. Но Бог быстро поставил своих подопечных на место.

Бог щедро одарил Еноха, превратив того в идеальное существо. Он открыл ему 300 тысяч врат разумения, 300 тысяч врат благоразумия, 300 тысяч врат жизни, 300 тысяч врат благости и милосердия, 300 тысяч врат любви, 300 тысяч врат учения, 300 тысяч врат кротости, 300 тысяч врат поддержки, 300 тысяч врат милости и 300 тысяч врат почтения. Затем Бог возложил на Еноха свою руку и удостоил 1 миллионом 365 тысячами благословений (каббалисты очень любят цифры), поднял его и расширил «до ширины и длины мира». Тогда у бывшего человека Еноха выросли крылья - 36 на одной стороне тела и 36 на другой стороне тела. Кроме всего прочего, дал ему Бог 365 тысяч глаз, сияющих, как огромные светочи, и сделал для него трон, подобный собственному Трону Славы, с таким же покрывалом над ним. И когда Енох сел на этот трон, ему тут же открылись все тайны мира, и никакое человеческое слово не ускользало от его внимания. А Бог велел ему пользоваться своим именем и от лица своего отдавать приказы.

Бог одел Еноха в сверкающие одежды и дал ему имя «Малый Яхве». А на голову возложил венец, на котором его рукой были начертаны буквы, посредством которых были сотворены небеса и земля, моря и реки, горы и холмы, звезды и созвездия, молния и ветер, гром и громовые удары, снег и град, ураган и буря, все основы мира и все порядки творения. Небожители, увидевшие сияние этих букв, тут же подчинились новому ангелу. Он больше не был похож на простого праведника Еноха. Плоть его стала пламенем, мускулы - ярким огнем, кости - можжевеловыми углями, ресницы - вспышками молний, глаза - факелами, волосы - языками пламени, руки - огненными крыльями, само тело - сгустком огня. В задачи Еноха-Метатрона входило судить всех обитателей высот.

Вездесущий и всемогущий

Далее апокриф рассказывает совсем уж удивительные подробности о жизни небесного царства. Когда на небеса попал праведник Ахер, то, увидав рядом два трона, пришел в страшное изумление и решил, что на небе существуют две власти. Хоть вины на новом ангеле не было, Бог рассердился и велел изгнать Ахера, а Еноху велел слезть с трона и наказал его 60 ударами огненных плетей.

Вероятно, чтобы больше у избранного народа не возникало мыслей о небесном двоевластии, имя «того, кто рядом с престолом Бога» в священных текстах не упоминалось. Однако каббалисты верили, что именно Метатрон остановил занесенный над Исааком нож. Он же, под именем «ангела мудрости», беседовал с Моисеем и показался ему во всей небесной славе. Он же упоминается как «перст Божий», когда указывает Моисею на земли Израиля. Он же в виде огненного столпа идет перед бежавшими в пустыню иудеями, освещая дорогу и указывая им путь. Он же собирает перед небесным престолом души умерших младенцев и учит их Священному Писанию. Он же исполняет функции писца и адвоката на небесном суде. А также распределяет божественную силу между всеми ангелами и защищает людей в дни великих бедствий.

И хотя его имя практически не упоминалось, жители Израиля с мольбами о помощи обращались именно к ангелу Метатрону. Явления Метатрона они ожидали и в тяжелые дни разрушения Второго Храма римлянами. В апокрифической литературе в уста Бога вложены слова сожаления, что Метатрон не откликнулся на зов израильтян.

Среди множества имен Метатрона есть такие, как Первосвященник, Князь мира, Князь Божественного лика, Срединный столп, Ангел завета, Посланник и даже Царь ангелов. Метатрон пребывает на седьмом небе, и без его воли на небесах ничего не происходит. За всем он внимательно следит и вовремя отдает приказы.

Распорядитель или измеритель?

Первоначально Метатрон был верховным ангелом только в иудаизме. Там он едва не затмил своей персоной самого Бога. Постепенно величие Метатрона было оттеснено из догматического иудаизма в каббалистику. Там Метатрон вобрал в себя весь сонм ангелов. Считается, что они всего лишь его воплощения.

В христианстве Метатрон стал ассоциироваться не только с ветхозаветным ангелом, исполняющим функции посредника между человеком и Богом, но и с мессией, который спасет мир. Поскольку в имени «Иисус» заключено имя Бога, то с этим именем оказался связан и ветхозаветный Метатрон. В некоторых сектах Иисуса открыто называли Метатроном. Таким же именем раннехристианские богословы называли мучеников, автоматически попадавших в рай. Слово mitator обозначало «распределитель помещения для армии или сановников». Многие верили, что праведники обязательно «застолбят» там местечко последующим страдальцам. Но в официальной традиции Метатрон все же считался не более чем ангелом, в имени которого запечатлено имя Бога.

Но может быть, совсем не случайно ангел Метатрон был связан также с измерением длины и ширины, а также с расположением звезд и планет в пространстве. Именно ему приписывается создание геометрических узоров, которые украшают и сегодня мечети мусульман. И именно он связан с переходом одной геометрической формы в другую. Если ранние христиане производили имя этого ангела от слова mitator, то их средневековые оппоненты взяли на вооружение слово metator - «измеритель». Метатрон, судя по апокрифам, занимался самыми разными измерениями - от размеров мира до размеров прегрешений и наказания за грехи.

Николай КОТОМКИН



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Загадки Библии     Следущая












Интересные сайты: