В действительности не история принадлежит нам, а мы принадлежим истории


Подпишись на РСС










Проклятием заклеймённый

Библия, как известно, является сводом священных текстов, которые - по преданию - были записаны в точности со слов Бога. Однако же автор этого свода текстов был наделен всеми человеческими пороками - гордыней, яростью, гневом, пристрастностью в суждениях и скоростью на расправу. И в проклятиях, запечатленных на страницах Библии, недостатка нет.

Как известно, вначале Бог Отец структурировал хаос и создал неживые материальные объекты - небо и землю, воду и свет. При этом особых мук творчества Он, так сказать, не испытывал и свои творения в ярости не ломал. Свет, как и предвидел Бог, замечательно отделился от тьмы, без всяких проблем сформировались воды и суша, где нужно - поднялись горы и заструились реки. Заселение суши и вод тоже прошло без больших эксцессов. Но вот создание мыслящей субстанции вызвало бурю эмоций.

Бог Отец и его творения

Если к Адаму, туповатому и послушному малому, Бог претензий не имел, то первая жена его Лилит, согласно преданию, оказалась такой опасной штучкой, что тут же была помещена среди зловредных духов. После этого Адама на всякий случай наделили «плотью от плоти» - Евой, сработанной из его же ребра. Но удовольствие Бога от его творений было недолгим. Скоро Еву соблазнил змей, парочка вкусила от плода познания, и прозвучало первое библейское проклятие. Точнее - целая тирада проклятий.

Загляните в Книгу Бытие, и вы найдете там всех адресатов библейских пророчеств - змея, Еву, Адама, и даже землю, на которой стояли Ева и Адам! Змея Бог проклял «пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми», усугубив проклятие следующей формулировкой: «Ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей, и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Прокляв Еву, Бог пообещал, что, умножая, умножит скорби в беременности ее, и что в болезни она будет рожать детей, а за тягу к мужу она заплатит вечным ему подчинением. Адам был проклят за то, что соблазнился диковинным плодом: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». Свою долю проклятий получила и сама земля, причем в том, что землю тоже пришлось проклясть, Бог обвинил все того же ослушавшегося Адама!

Вообще в Библии тема проклятий - чуть ли не одна из самых распространенных. Патриарх Ной тоже посылает проклятие в адрес своего внука Ханаана: раб рабов он будет у братьев своих. Ханаан по воле Божьей получил то, что заказывал Ной. Практика проклятий среди иудеев была, очевидно, повсеместной. Иначе как объяснить, что иудейские священники обещали нерадивым женам сделать лоно их опавшим, а живот - опухшим... Бог проклинал потомков Адама и Евы до третьего или четвертого колена, насылал смертельные болезни, преследовал не верящих в Него с яростью маньяка. Но особенно, конечно, знаменита тема библейских проклятий в период бегства иудеев из Египта, о чем нам достоверно известно из Книги Исход.

Ярость времен Исхода и Второзакония

10 казней египетских. Истребление всех первенцев

Целый массив проклятий связан с именем Моисея и относится ко времени гиксосов, когда иудейское население стремилось вырваться из Египта. Проклятия Исхода обращены на египтян и известны как 10 казней египетских. Проклятия Второзакония обращены против маловеров из числа своих.

Первые 10 проклятий как бы поэтапно нагнетают обстановку в Египте накануне исхода иудеев. Всякий раз, когда египетский фараон отказывается отпустить их на историческую родину, Бог насылает новое проклятие. Первым египтяне получили проклятие крови, когда Нил стал красен и засмердел, и по всему Египту люди не могли пить воду из рек. Вторым проклятием стало нашествие жаб, которые заполонили весь Египет. Третьим - нашествие мошек, которые вызывали появление глубоких язв на скоте и людях. Следом за мошками Египет был поражен песьими мухами (так в те времена называли кровососущих оводов). Пятым по счету проклятием был мор сельскохозяйственных животных. Причем мор коснулся только египетского скота и не затронул животных иудеев. Шестым проклятием было появление у египтян язв и нарывов. Седьмым - опустошение Египта грозами с молниями и огненным градом, что удивительно похоже на вхождение этой территории в зону падения большого количества метеоритов (или на распад в атмосфере крупного небесного гостя). Восьмым проклятием стало нашествие саранчи, то есть грядущий в Египте голод. Девятым - падение на страну тьмы «только для египтян». И десятым - проклятие и смерть всех первенцев в Египте, как среди животных, так и среди людей. Лишь последнее проклятие, как известно из Библии, заставило фараона выпустить иудеев из страны со всем добром, которым они разжились, и со всем скотом, который они сохранили.

«Казни египетские» были обращены на египтян-язычников. Но оказавшись на свободе и блуждая по безлюдным пустыням, иудеи сумели прогневить своего Бога Отца так, что тот разразился множеством проклятий, обращенных теперь уже не на иноверцев, а на маловеров.

Итак, Бог Отец пообещал не верящим в Него и не соблюдающим заповедей, что будут они прокляты и в городах, и на поле - то есть нигде не смогут укрыться от гнева Божьего. Причем проклял Он не только людей, но и саму землю, и скот, и зерно. Бог пообещал «наградить» отступников моровой язвой, чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною, сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца, проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, а также сделать землю железом, а небеса медью, чтобы вместо дождя с них падали только пыль и прах. Более того, выжившие в этом кошмаре получат нашествия врагов, с которыми не смогут справиться, и рассеяние по всем царствам земли. Целая глава книги Второзаконие посвящена проклятиям, которые Бог нашлет на иудеев, если они не будут покорны Его воле. Расписаны все случаи «поражения в правах» - от простого «будут тебя теснить и обижать», до изощренного «придут на тебя все проклятия сии, и будут преследовать тебя и постигнут тебя, доколе не будешь истреблен, за то, что ты не слушал гласа Господа Бога твоего и не соблюдал заповедей Его и постановлений Его, которые Он заповедал тебе: они будут знамением и указанием на тебе и на семени твоем вовек».

Обязательно сбудется

В Ветхом Завете все проклятия увязаны с пророчествами и обязательно сбываются. Это своего рода инструмент управления сознанием соплеменников: гнев Божий в виде проклятия заставлял твердо следовать установлениям религии. И уж если на страницах Библии появляются «хорошие» маги и чародеи, насылающие жаб и прочих тварей на дом фараона, то можно сделать один лишь вывод - в те времена в магию, колдовство и Божий промысел верили безоговорочно.

В древнем Израиле были известны две горы: Гаризим и Гевал. С первой горы священники благословляли иудеев, со второй - проклинали. Благословения, в отличие от пророчеств, могли Богом исполниться, а могли и не исполниться. Все зависело от того, как в будущем будет благословленный служить своему Богу - ретиво или не очень. С проклятиями проще. Они исполнялись практически всегда. Саул, не поверивший словам Бога, был тут же проклят. И скоро его место занял верный Богу царь Давид. Проклятиями умело пользовались праведники и пророки. Бог исполнял проклятия Иисуса Навина и обращал гнев против мальчишек, смеющихся над пророком Елисеем. Библейские проклятия сразу же показывают отношение Бога Отца к тому или иному персонажу. Вместе с проклятием, которое нельзя отменить, «неправедные» цари сходят с исторической сцены, нарушившие договор с Богом народы оказываются в плену.

Впрочем, ничего не изменилось и спустя тысячелетие. Иисус Христос проклинал не хуже своего Отца Небесного. Демонов, имя которым легион, он отправил в тела свиней и утопил тех в водах озера. Смоковницу, которая не давала ни тени, ни плодов, он проклял - она тут же и засохла. Практика проклятий использовалась точно так же, как в иудаизме, и в ранней христианской церкви, и позже, и используется до сего дня - в виде анафемы, которую провозглашают священники с амвона против конкретного лица или же какого-то явления. Например, анафеме в отечественном православии были преданы Лев Толстой, монах Филарет, священник Глеб Якунин, а также те, кого считают в православии сектантами, язычниками, астрологами и колдунами...

Михаил РОМАШКО



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Загадки Библии    












Интересные сайты: