В действительности не история принадлежит нам, а мы принадлежим истории




Суровые праведники

Ветхий Завет очень насыщен запоминающимися персонажами. Одни из них - совершенные злодеи и завистники. Другие - безжалостные враги и душегубы. Но есть среди множества ветхозаветных героев мудрецы и пророки, отважные воины и защитники слабых. Однако мудрость, сила и талант ничего не стоят перед основной прокламируемой Библией добродетелью - праведностью.

История рода человеческого начинается в Библии с Адама и Евы. Однако первочеловек Адам, творение Божье из глины, в праведники не попал. Он всю жизнь искупал то, что натворил в саду Эдема. Как и Ева, соблазненная змеем. Именно от них пошел так называемый первородный грех, распространенный на все последующее человечество. Но уже в первом поколении среди детей Адама и Евы появились злодей и праведник - Каин, обагривший руки убийством, и Авель, не оказавший брату никакого сопротивления.

Семейные грехи

Праведность Авеля была относительной: скажем так, он просто не успел нагрешить. Но черты характера Авеля, такие как покорность, трудолюбие, незлобивость, доверчивость и истовая вера, стали «родовыми отметинами» праведности. А с точки зрения Бога, вся праведность невинно убиенного Авеля заключалась в том, что он принес Творцу жертву лучшую, чем его брат Каин! И весь конфликт между братьями в том и состоял, что Бог признал жертву Авеля лучшей. Старший брат обиды не стерпел. А если бы стерпел? Тогда, может, он бы и стал первым праведником...

Авторы Ветхого Завета считали, что безгрешных людей не существует. Поддаваться греху заложено в природе человека, потому он и лишен славы Божией. Христиане пошли еще дальше и сказали, что истинно праведным можно считать только Иисуса Христа, отдавшего свою жизнь за все человечество. Тем не менее в каждом поколении потомков Адама и Евы всегда находился свой праведник. Человек, стремившийся изо всех сил жить правильно, по заповедям Божиим. Он мог оступаться, но всегда признавал свои ошибки и старался их исправить.

Одним из первых истинно праведных людей Библия называет Еноха, вера которого была настолько сильна, что Бог забрал его на небеса. Сначала «на экскурсию», а потом и насовсем, избавив от такой земной опасности, как смерть. Енох действительно не сделал ничего такого, за что можно было бы его осудить.

Потомок Еноха Ной тоже оказался вполне достойным человеком - вовремя послушался Бога и начал строительство корабля для спасения не только своей семьи, но и допотопного зоопарка, оранжереи и семенного фонда планеты. Остальное человечество, к прискорбию Творца, оказалось настолько неправедным, что ни прощению, ни спасению не подлежало. Единственной дурной чертой Ноя была, скорее всего, тяга к алкоголю - иногда праотец напивался до бесчувствия.

Очевидно, алкоголизм был характерен не только для Ноя, но и для его потомков. Тем же недугом страдал Лот. Тот самый, семью которого Бог предупредил перед тем, как уничтожить Содом и Гоморру. Не напейся этот праведник после гибели жены, не соблазнили бы его собственные дочери и не произошли бы потомки Лота от инцеста. Единственное оправдание Лота состоит в том, что он в этот момент ничего не соображал. Но вера в Творца была у него истовой. Черта, очевидно, семейная.

Парадокс Писания

Дядя Лота, праведник Авраам, для доказательства веры в своего Творца готов был принести в жертву собственного сына Исаака. И ни мольбы жены, ни плач самого Исаака его бы не остановили. Кроме этой истовой веры, по современным меркам, не было у Авраама никакой иной праведности. Он ловко торговал прелестями своей жены Сарры, называя ее сестрой. И Сарра дважды оказалась в женах - у египетского фараона и у герарского царя. А ее муж Авраам получил за «сестренку» материальное вознаграждение и почести! Для авторов Библии продажа Сарры не была даже проступком. Вина автоматически ложилась не на того, кто продавал женщину, а на того, кто ее покупал. Все искупала твердая вера Авраама и исполнение божественных предписаний. Именно с ним Бог заключил завет.

Столь же праведен был и Исаак - он обманул отца и тоже торговал своей женой Ревеккой. Но вера и преданность Богу были у Исаака неколебимы. Праведником считает Ветхий Завет и Моисея, который вывел иудеев из египетского рабства. Но Моисей тоже не являлся идеальным человеком. Он был достаточно кровожаден, мстителен, завистлив, корыстен. Столь же жесток и безжалостен был и его преемник Иисус Навин. Тем не менее Библия называет обоих праведниками, поскольку они были неколебимы в вопросах веры.

Праведниками считаются Гедеон, Варак, Самсон, Иеффай, Давид, Самуил, Илия, Елисей, Иегу, праведницами - Иаиль, Раав. Но Давид загубил огромное число жизней, кровь текла рекой везде, куда входило его войско. Обманщиком, скупцом и клятвопреступником был силач Самсон. Иеффай так боялся нарушить договор с Богом, что убил собственную дочь. Иаиль нарушила все законы гостеприимства и убила бежавшего от израильтян ханаанского военачальника. А пророк Елисей, которого дразнили мальчишки, натравил на них пару медведей - и 42 ребенка были разодраны на куски. Разве что праведник Иов может считаться по-настоящему добродетельным человеком. Он не сделал никому ничего худого. Страдал от испытаний, насылаемых Всевышним всю свою жизнь, но веру не утратил.

Недаром в Ветхом Завете говорится, что праведник потому и праведник, что неколебим (стоит на вечном основании). Потому он спасается от любой беды, а нечестивый вовлекается в беды вместо него. Иов, у которого умерли все дети, погибло все имущество, а сам он получил мучительные болезни, едва не утратил веру и даже возроптал на Бога. Но возроптал лишь от отчаяния. И сразу же своего малодушия устыдился. Он так и не поддался на происки сатаны. И в конце концов Бог его за все мучения наградил.

Право на преступление

В Библии постоянно говорится, что Бог награждает праведников и истребляет неправедных. Называются и черты, которыми должны праведники обладать. Они указывают ближним путь к Богу, ненавидят ложь, щедро одаряют других и не жалеют об этом. Не знают страха и отважны как львы, помогают нуждающимся, не знают уныния и смотрят в будущее с оптимизмом. Устами их говорит благочестие, они с радостью соблюдают законы, души их открыты Богу. Поэтому Бог защищает их, наполняет их дом миром и покоем, исполняет их желания и слышит их молитвы. Правда, из этого не следует вывод, что все богатые люди, которые всегда достигают цели и не знают бед, - праведники. Бог любит своих праведников испытывать и может наслать на них несчастья. Вопрос лишь в том, как они это воспримут.

Конечно, ни один праведник не способен постоянно радоваться, если его жизнь складывается не так хорошо, как хотелось бы. Но там, где грешник готов отступиться от веры и найти более легкий путь, ведущий к достижению материального благосостояния, праведник не может изменить себе. Он даже ценой ужасных лишений будет защищать свою веру. Он может усомниться в вере, но всегда признает свою ошибку и будет просить у Бога прощения. И Бог его - как известно из Ветхого Завета - всегда простит.

Люди, постоянно нуждающиеся, впадающие в отчаяние по любому поводу, не умеющие быть покорными и легко отступающие от веры, по определению не могут быть праведниками.

В те времена, когда писалась Библия, добродетельной считалась жизнь, полностью посвященная Богу. Вот почему Лот мог оказаться в невыносимо неловкой ситуации инцеста. Ной мог лежать голым в луже собственной рвоты. Авраам мог торговать женой. Елисей мог натравить на детей медведей. Иегу мог вырезать в полном составе свергнутую им царскую семью и пустить колесницу по умирающим. Царь Давид мог истребить ради своего Творца все окрестное население от младенцев до стариков. И при всем этом они оставались праведниками.

Николай КОТОМКИН





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Загадки Библии