История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Забытый апостол

Официальная христианская церковь - будь она католическая или православная - признает только Евангелия от Марка, от Луки, от Матфея и от Иоанна. На самом деле в первые века нашей эры их было более полусотни. Но в IV веке церковь признала каноническими лишь эти четыре жизнеописания Христа. Среди отвергнутых оказалось и Евангелие от Варнавы...

Первые Евангелия, повествующие о жизни Христа, начали записывать лет через сорок после событий 33 года. Каждая крупная христианская община стремилась записать рассказы учеников Иисуса. Таких рассказов существовало множество, их передавали друг другу, их пересказывали новым членам общины. Отметились в этом деле многие ученики - Петр, Фома, Иуда, Варфоломей, Мария Магдалина и т.д. Если учесть, что апостолов стало 70, каждый стремился внести свою лепту в сохранение веры.

Вдали от Учителя

Большинству людей имя апостола Варнавы ничего не говорит. Очевидно, среди ближайших учеников он никогда и не был. Его называют среди тех семидесяти, верных Учителю. Многие из них если Иисуса и видели, то близко с ним не общались, хотя это не помешало Варнаве сдружиться с апостолом Матфеем. И когда после смерти Иуды встал вопрос о введении в ближний круг нового ученика, было предложено две кандидатуры - Матей (Матиас, в православной традиции Матфий) и Варнава, которого, как сообщают нам канонические Евангелия, звали Иосией. По каноническому преданию, избрали Матея, по апокрифическому - Варнаву. И он стал весьма заметной в раннем христианстве фигурой. Он был яростным противником другого уважаемого богослова того времени - Павла, который среди апостолов не значится. По одной из версий, Павел был великим манипулятором. И он отлично знал, чего хочет - такой же всеобъемлющей управленческой структуры, как в иудаизме. Варнава же хотел совершенно иного - общинного христианства с учителями и учениками, а не с начальниками и подчиненными. Словом, мировоззрение Павла совсем не совпадало с мировоззрением Варнавы. И мы знаем, что в итоге победила «партия» Павла. Очевидно, что история жизни Христа в изложении Павла должна была разительно отличаться от истории, рассказанной Варнавой. И эта история настолько не нравилась последователям Павла, что на Никейском соборе 325 года его писания были названы еретическими наряду со всеми иными Евангелиями, которые церковь не признала. С этого момента и началось уничтожение трудов апостола Варнавы. А во времена триумфального шествия новой веры по языческой Европе «нехорошие» Евангелия стали систематически уничтожать. Начали с написанных на иврите, ибо евангельскими языками к тому времени стали латынь - на западе, и греческий - на востоке Римской империи. Варнава попал в черный список и при папе Дамасии в Збб году, и при папе Иларии в 465 году, и при папе Геласии в 494 году, и при папе Гормизде (начало VI века). Самого Варнаву было уже не достать - он давно отошел в мир теней. Но те, кто имел несчастье читать труды Варнавы, наплевав на запрет церкви, подлежали смертной казни. Что же такого рассказал Варнава? Увы! Об этом мы можем лишь догадываться. От Варнавы сохранились его «Послания» и «Деяния», и ни строчки из его «Евангелия». Точнее, упоминания в писаниях другого раннехристианского богослова - Ириния.

Весть от морисков

Евангелие от Варнавы

Минуло примерно полтора тысячелетия. За это время само имя апостола практически не упоминалось. И, вероятно, канул бы в Лету и его труд, если бы один любознательный выходец из Испании не проштудировал залежи ватиканской библиотеки. Во всяком случае, в ее недрах обнаружился апокрифический текст Варнавы. Испанец был мориском, то есть потомком мавров, соединявшим в себе две традиции - христианскую и мусульманскую. И текст, который он прочел, заставил мориска срочно заняться его адаптацией для широкой публики. Для правдоподобия он придумал монаха-библиофила фра Марино (Фарамино), который якобы запрещенное Евангелие и обнаружил. Фарамино, разумеется, перевел греческий текст Варнавы на итальянский, а он, мориск Мустафа Арнади - с итальянского на испанский. Оба манускрипта - итальянский и испанский - реально существовали. Итальянский был приобретен в начале XVIII века немцем Краммером, перепродан Эжену Савойскому и после его смерти осел в Венской национальной библиотеке. Он известен как Венский манускрипт. Испанский текст в то же самое время внимательно изучался британскими учеными, был переведен на английский язык, но попал в руки некоего доктора Хэйвита и... тут же потерялся. Совершенно случайно испанскую рукопись отыскали в 1976 году... в Австралии. Кроме итальянского и испанского текстов существует также арабский - тунисский манускрипт, датируемый 1630 годом. Иными словами, все три текста Евангелия от Варнавы появились практически одновременно - в конце XVI и в первой половине XVII веков. Выбор языков перевода тоже вполне понятен: итальянский, испанский, арабский. Испанский и арабский были языками морисков. Но широкого распространения это Евангелие не получило. В Европе - понятно, по каким причинам. Инквизицию в XVI веке никто не отменял. В Африке и на Ближнем Востоке, где торжествовал ислам, тоже понятно, почему - Евангелие для арабов оказалось слишком уж христианским. Если переписчик или автор текстов думал «примирить» христианство и ислам - он просчитался. А когда манускрипты снова выплыли из тьмы времени -интересны они были лишь историкам. Пока не «долежали» до наших дней и нового витка борьбы между христианством и исламом. История, рассказанная фра Марино и Мустафой Арнади, рисует нам незнакомого Иисуса.

Знакомьтесь: Иисус

Если в привычной нам версии Мария зачала Иисуса, состоя в браке, то в тексте манускрипта архангел Гавриил возвестил Марии, что она родит пророка, и Мария тут же «подобрала» земного отца нерожденному младенцу - богобоязненного плотника Иосифа.

Так начинается история жизни пророка Иисуса. В тексте 222 главы, он в несколько раз длиннее всех известных Евангелий. В основном текст посвящен беседам учеников с пророком Иисусом и многочисленным чудесам. Свою миссию Иисус осознал только в 30 лет во время сбора оливок на Оливковой горе, когда ему явился архангел Гавриил и вложил в сердце книгу, похожую на светящееся зеркало. В тот же день Иисус отправился странствовать. По дороге в Иерусалим он исцелил прокаженного, и тот первый назвал его пророком. После сорокадневного поста он избрал себе 12 учеников, среди которых был и Варнава. Ученикам Иисус сразу же сказал, что будет предан и предаст его тот, кто не имеет любви к Богу. Еще он сказал, что после него родится другой пророк - Мухаммед, и он будет последним пророком. Но до этого будет много бедствий и наступит конец света. А потом Бог воскресит мертвых и наступит благодать. Ученики хотели назвать Иисуса Сыном Божьим, но он сказал, что он обычный человек. Иисус знал, что его предаст Иуда. Однако Бог не позволил ему оказаться в руках врагов. Когда ученики спали в доме, он забрал Иисуса на небо, а предателя Иуду сделал внешне идентичным с Иисусом. Воины схватили Иуду, приняв его за Иисуса, и распяли предателя на кресте. Ангелы, чтобы утешить мать и учеников, опустили Иисуса с небес на землю, и он сказал им, что Бог подшутил над его врагами, заставив их поверить, что они распяли его, хотя они распяли Иуду, и пусть эта шутка длится до явления в мир пророка Мухаммеда. Кончается текст таким замечанием: есть люди, которые верят, что Иисус умер, не воскреснув, есть те, кто верит, что он умер и воскрес, а есть те, кто, как заблудший Павел, верят, что он сын Бога.

Одни считают текст переписанным с оригинала, другие - подделкой. Однозначно сказать, с чем мы имеем дело, очень сложно, поскольку не существует того оригинала, с которого сделаны иноязычные копии. Скорее всего, переписчик и переводчик «улучшил» оригинал, чтобы использовать его в религиозной борьбе. Что же на самом деле было записано в Евангелии Варнавы и существовало ли оно в древности - тайна, покрытая мраком. Однако в пользу версии, что такое Евангелие имелось и отдельные эпизоды из него вошли в существующие манускрипты, говорит тот факт, что борец за справедливость Варнава не позабыл в заключительной главе лягнуть своего оппонента Павла. За одно это христианская церковь, возведенная Павлом, должна была запретить и уничтожить не только Евангелие Варнавы, но и тех, кто его когда-либо читал...

Николай КОТОМКИН



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Загадки Библии     Следущая












Интересные сайты: