История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Благословитель Авраама

В четырнадцатой главе Книги Бытие сказано: «И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, - и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего». Кто же такой был этот Мелхиседек, имевший право благословлять Аврама (позднее - Авраама)?

Согласно Ветхому Завету, Мелхиседек был царем Салима; второе - он также считался священником Всевышнего; третье - благословение Авраам получил именно от него. Но что такое Салим? Какое место в иудаизме занимал Мелхиседек? Прежде чем разобраться с этим, попробуем пристально посмотреть на иудаизм эпохи Авраама.

Маленькая вера

Мелхиседек

Если Аврааму пришлось доказывать Богу силу своей веры, занеся нож над собственным сыном, то вера большинства его соплеменников была шаткой, и они легко возвращались в язычество - благо иудейские племена соседствовали с народами, которые верили в кровавых языческих богов. Момент, когда Мелхиседек благословил Авраама, тоже знаменателен. Как раз перед этой встречей Авраам разгромил царей Содома и других городов, которые, очевидно, оставили лоно иудаизма и вернулись к жертвам Ваалу, Иштар и прочим божественным сущностям Ближнего Востока. Так что благословение Авраам получил за разгром язычников. И мы имеем дело с первой войной за веру.

Мы привыкли думать, что Авраам был правоверным иудаистом и именно он пронес светоч своей религии незапятнанным. А какже иначе? Из его рода вышли все последующие первосвященники. Однако эта небольшая цитата показывает, что роду Авраама было передано право занимать эту должность, а прежде ее занимал упомянутый Мелхиседек, совмещавший функции царя и первосвященника Салима.

Само имя Мелхиседека состоит из двух еврейских слов - «малки» (царь) и «цадик» (праведник), то есть «праведный царь». Ученые спорят, царем какой земли был Мелхиседек. Некоторые считают, что он был царем Иерусалима, который в древности мог называться Салимом. Другие - что это был легендарный город Салим, не имевший никакого отношения к Иерусалиму. Об этом городе известно очень немногое, но он занимает особое место среди других иудейских городов даже во времена Иисуса Христа. Иудеи верили, очевидно, что их религия распространялась именно оттуда. Недаром Иоанн Креститель выбрал для крещения людей в новую веру воды реки вблизи города Салима.

В сочинениях христиан Мелхиседек сравнивается (и отождествляется) с Иисусом Христом. У него якобы не было земных родителей, не было и предела его дням - то есть он не рождался, не умирал, а жил вечно. Недаром Иисуса называли «вечным священником по чину Мелхиседека». Другую фантастическую версию жизни Мелхиседека дает апокрифическая Вторая Книга Еноха. Согласно этому тексту, у брата Ноя - Нира - была жена, которая умерла, будучи беременной. Горю Нира не было предела. В это самое время Господь наслал на землю потоп. Как известно, все живое на земле погибло, спаслись лишь праведники на Ноевом ковчеге. Но архангел Гавриил спас от смерти еще одно существо - нерожденного младенца, лежавшего в утробе жены Нира. Он забрал дитя на небеса, а когда потоп закончился, вернул его на землю. Этим младенцем из допотопной могилы и был Мелхиседек. Неудивительно, что христиане, знавшие о другой чудесной истории с архангелом Гавриилом, стали считать и ветхозаветного Мелхиседека Сыном Божьим - в чем-то эти легенды действительно похожи. Чудесно рожденный не может умереть, он возвращается на небеса, исполнив назначение в человеческом обличье - то есть даровав Аврааму право первосвященства.

Но церковь такого понимания сущности Мелхиседека не приняла. Не мог до Иисуса появиться на земле другой Сын Божий. Особенно против этой истории возражали последователи апостола Павла - они железно аргументировали свою точку зрения: во-первых, Мелхиседек похож на Иисуса, но не Сын Божий; во-вторых, он является священником Бога на земле и имеет человеческую плоть и кровь; в-третьих, он исполняет свою миссию, которая не тождественна миссии Иисуса. Таким образом, несостоявшийся Сын Божий Мелхиседек был «изгнан» из сыновей Всевышнего, а если кто-то считает, что это не так, - то он еретик.

Иафет, Хам, Сим?

В иудаизме существовала легенда, что на самом деле Мелхиседек был сыном Ноя Симом, от которого пошли все семитские народы. Но со временем это забылось, а титул Сима - «праведный царь» - превратился в его имя. Сим стал Мелхиседеком. Другие иудаисты яростно возражали: у Сима был отец, и он отлично всем известен, и даже если бы Сим дожил до эпохи Авраама, чтобы передать тому священнические функции, все равно он не мог превратиться из сына Ноя в Сына Божьего. Тем более что другие иудейские мифы выводят происхождение Мелхиседека от Иафета или Хама.

Понятно, что версии с Иафетом или Хамом проводили люди с европейской или же африканской родословной. Иудаисты твердо знали: жить в одно время с Авраамом мог только Сим, и в Ветхом Завете указано совершенно однозначно, что Бог иудеев и Бог Сима - одно и то же лицо. Упоминается лишь «Господь Бог Симов», а не «Бог Иафетов» или «Бог Хамов». Кроме того, бытовала легенда, что Мелхиседек родился уже обрезанным, как и Сим. После потопа именно Сим хранил Слово Божье. Именно этот дар он передал Аврааму после разгрома язычников. И именно он «разработал» ритуал причастия - благословив Авраама хлебом и вином, что в дальнейшем христианском миросозерцании превратилось в евхаристию телом и кровью Христовой.

И случилось это задолго до того, как среди потомков Авраама сформировалось колено левитов, из которых в дальнейшем происходили все иудейские священники. Только они могли в дальнейшем иметь духовную власть над соплеменниками и проводить иудейские обряды. С современной точки зрения этот библейский рассказ может говорить о том, что духовная власть при потомках Авраама была изъята из общественного ведения, ее присвоил себе один из иудейских родов. А Сим-Мелхиседек становился человеком, который имел право эту узурпацию власти узаконить. Заметим, что передачу царской власти роду Давидову Мелхиседек не узаконил, хотя сам сочетал в себе титулы царя и первосвященника.

Но текст Ветхого Завета о Мелхиседеке может трактоваться и иначе. Может быть, царь был вовсе и не иудеем. Библия указывает, что он не имел ни отца, ни матери, ни родословия, что совершенно не сочетается с легендой о Симе-Мелхиседеке. Более того, некоторые авторы указывают, что Мелхиседек не имел ни предшественников, ни потомков, что он был царь-жрец. Тогда нам остается лишь развести руками: происхождение его неизвестно, а годы жизни не сочтены.

Деяния царя и священника

Однако если попытаться понять, чем прославился Мелхиседек, то придется признать: это нам неизвестно. В Библии он предстает уже немолодым человеком, умудренным жизнью. Царем, который правит Салимом справедливо, избегает военных конфликтов, но в необходимом случае встает на сторону справедливости. И священником, который предан своему Богу и хранит Его заветы.

В конфликте между Авраамом и языческими царями он принимает сторону Авраама. Собственно, этим он и ценен для составителей Библии. На самом деле для Авраама он служит примером, как должно поддерживать истинную веру в своем народе и как этим народом справедливо управлять. В текстах ничего не сказано о богатствах Мелхиседека или роскоши его двора - очевидно, ни богатство, ни роскошь не имели никакого значения, когда решался совершенно другой вопрос: во что верить, какого Бога избрать? Огромный пантеон кровавых душегубов или же единое божество, строгое, но справедливое, которое дарует счастливую жизнь и победу всем, кто докажет свою верность и преданность? Благодаря Мелхиседеку Авраам стал защитником иудаизма.

Он не раз ошибался, колебался в вере, совершал не самые праведные поступки, испытывал страх и зависть, иногда предпочитал ложь правде, обманывал, нарушал клятвы, однако всегда прозревал и раскаивался, и всегда возвращался на намеченный Мелхиседеком путь. Авраам, приняв эстафетную палочку веры, не стал даже царем. Всю свою жизнь он строил совершенно иное царство - град Божий, то есть царство веры. И начало этому духовному строительству положил легендарный царь-праведник Мелхиседек.

Николай КОТОМКИН





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Загадки Библии     Следущая