История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Тайна Екклесисаста

Читая Библию, мы привыкли, что в названии отдельных книг стоит имя автора или лица, который приписал библейскому персонажу данный текст. Книгу Екклесиаста, таким образом, должен был бы написать некий Екклесиаст. На самом деле «Екклесиаст» - совсем даже не имя автора древнего текста.

Ученые до сих пор не могут договориться, что означает в переводе слово «Екклесиаст» - то ли «поучающая мудрость», то ли «проповедующий в собрании», а также они не могут точно сказать, о каком собрании идет речь - церковном или вполне себе мирском вроде философского кружка.

В поисках автора

Дело в том, что «Екклесиаст» - греческая калька ивритского слова «кохелет». И все бы хорошо, но «кохелет» - причастие женского рода от несуществующего глагола. Дальше - хуже. Следом за названием «книги проповедника» идет расшифровка личности этого «проповедника» - сына Давидова, бывшего царем в Иерусалиме. Имени не указано, но только один из сыновей Давида был царем в Иерусалиме - великий Соломон. Вот почему до конца Средневековья все богословы считали, что Книгу Екклесиаста написал царь Соломон. Даже правоверные иудаисты, несколько веков раздумывавшие, какие тексты нужно признать каноническими, а какие исключить, не сомневались, что священный текст написан Соломоном. Вероятно, для них заглавие текста звучало совершенно понятно: Книга проповедующего мудрость сына Давидова, бывшего царем в Иерусалиме. Точка. Вопрос авторства решен? Увы, нет! Современные ученые весьма сомневаются, что знаменитый Соломон приложил руку к этой специфической книге. Им очень не нравится, что «Соломон» говорит: «Когда я был царем в Иерусалиме», хотя должен был бы сказать, что он и есть царь и престола не лишался. Правда, имеется одна легенда, будто бы в конце жизни его согнал с трона какой-то пустынный демон, но для ученых поминание демонов всуе оскорбляет науку. В этой книге нет исторических реалий, которые можно было бы проверить, так еще и лингвисты считают, что текст написан гораздо позднее легендарного времени Соломона - примерно в IV-II веках до нашей эры, но никак не на полтысячелетия раньше. И всем желающим видеть Соломона в авторах приходится только вздыхать - сочинил его действительно мудрец, «кохелет» или «Екклесиаст», но имя его так и останется неизвестным. Ибо среди библейских текстов это единственный, написанный в такой форме, таким языком и так безжалостно по отношению к самому себе.

Шокирующее исследование

Книга Екклесиаста

Текст, о котором мы говорим, мог бы занять достойное место среди вавилонских или египетских, но рядом с ветхозаветными он выглядит как философский трактат античности среди молитв. Автора ни в коей мере не интересуют ни Бог, ни его замыслы - для него они непостижимы, а заниматься размышлениями над тем, чего нельзя постигнуть, - не дело мудреца... или ученого. Нашего мудреца интересует совсем другой вопрос - а имеется ли в жизни человека хоть какой-то смысл? И «кохелет» разлагает собственную жизнь на составляющие, чтобы докопаться до правды. Вывод, который он делает, печален, и этот вывод следует сразу же за названием текста. Все мы помним начальные слова этой книги: «Суета сует, все суета». Слово «суета» не совсем точно передает мысль автора, но таков был отечественный перевод. На самом деле автор имел в виду тщету всего сущего, недаром так часто поминает он крутящийся ветер, который рассеивает миражи мира - и создает новые. Однако же все реки бегут в море, и море не переполняется, что было, то и будет, и нет ничего нового под солнцем, сменится род за родом, но все возвращается на круги своя. Мир цикличен, события развиваются по кругу. Просто у людей слишком короткая память, и они снова делают те же ошибки, испытывают те же разочарования и не чувствуют себя под защитой Бога. Ибо Богу нет никакого дела до человека. Человек выброшен в мир, чтобы пройти весь путь от рождения до смерти и испустить дух, как все прочие животные. И совершенно неважно, кем был человек, когда жил - богачом или же бедняком, перед смертью оба равны, а после смерти никто не вспомнит их имен и их дел. Следовательно, смысл жизни человека в том, чтобы быть счастливым? Но любая радость приедается, как любая беда становится привычной, да и сами радости и счастье - понятия преходящие. Тот, кто богат, может потерять все. Множество глупцов живет гораздо лучше и спокойнее, чем гонимые обществом мудрецы. Низкие по рождению занимают место князей. Социальные перемены ничего не дают, бороться с сильными мира сего не имеет смысла, всегда найдется доносчик, желающий улучшить свою судьбу. Добрые дела ничего не стоят. Все бессмысленно. Соблюдение ритуалов тоже не делает человека ближе к Богу. Жить можно только настоящим моментом. Радоваться вкусной еде и обильному питью, близости с прекрасной женщиной - то есть вещам совершенно мирским, происходящим каждый день, хотя в них и нет никакого смысла. Бог и человек говорят на разных языках. И человеку никогда не вникнуть в замысел Божий. Так что делать добро нужно не для Бога, а для самого себя, потому что от злых дел радость уходит, а жить без радости, когда у человека нет вообще ничего другого, - невыносимо для человека.

Такую вот книгу написал «кохелет». Вполне понятно, почему потом разгорелись такие споры по поводу ее включения в свод канонических текстов. Иов, испытавший множество несчастий и потерь, считал, что через преодоление бед делает нечто угодное Богу, воспринимал несчастья как испытания своей веры. А «кохелет», проживший долгую и богатую радостями жизнь, разом перечеркивает все страдания Иова, потому что они не имеют смысла. Ничто не имеет смысла, если в душе человека нет блаженства. Недаром кто-то из учеников «кохелета», может, и не его современник, дописал в конце, чтобы книга не казалась уж настолько мрачной: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека, ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо оно или худо». С такой припиской книга Екклесиаста и попала в Ветхий Завет.

Толкования книги

Однако даже с комментарием, плохо соотносящимся с текстом, книга производила на верующих сильнейшее впечатление. И её было принято рассматривать в параллели с Книгой Иова. Одному Бог дает испытания через беды и мучения, другому - через богатство и постоянное наслаждение, и оба приходят к выводу, что на все воля Божья и нужно радоваться каждому мгновению жизни - то есть быть верным своему Небесному Отцу «в богатстве и здравии, в бедности и болезни», пока Он не вынет дыхание из груди. В религиозной среде так и думали, что Книга Екклесиаста учит смирению, послушанию и терпению. На том, что местами «кохелет» буквально цитирует египтян, ассирийцев, финикийцев, иудейские священнослужители акцента никогда не делали. Христиане тоже оставили Книгу Екклесиаста среди канонических. Размышления «кохелета» для них отлично вписывались в новую ментальность: земля - юдоль страданий, но после смерти наступит жизнь вечная и праведники обретут блаженство. Так что нашего «кохелета» даже очень любили цитировать, и весь этот небольшой текст разошелся на афоризмы. Впрочем, долгое время в Европе Ветхий Завет был закрыт от массы верующих, и его изучали и трактовали сугубо священники. А когда Библию у мирян перестали отбирать, а их самих перестали отправлять за владение ею на костры, наступило время широкого распространения естественных наук. И Книгу Екклесиаста стали считать жемчужиной иудейской религиозно-философ-ской мысли. Авторство еще приписывали Соломону, но уже сомневались. В просвещенном XIX веке этот текст и вовсе оказался практически изъятым из Ветхого Завета, и его поставили в ряд с трудами стоиков, эпикурейцев и пифагорейцев. Там он смотрелся совершенно естественно и сразу потерял всякий религиозный смысл. К тому же труды современных философов, остро почувствовавших полную бессмысленность бытия, отлично с ним перекликались. И совсем не удивительно, что Лев Николаевич Толстой, успевший написать уже самые значимые произведения, переосмыслил собственную жизнь по Екклесиасту и задал себе тот же самый вопрос о смысле жизни. В результате, как мы все знаем, он написал другие сочинения, проникнутые духом отчаяния, которые православная церковь сочла настолько еретическими, что предала великого писателя анафеме.

Николай КОТОМКИН





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Загадки Библии     Следущая