Заложники Холодной войны

Автор: Maks Ноя 2, 2018

Трагические события 1 сентября 1983 года стали отправной точкой для целой череды важных решений, затронувших судьбы многих людей. Мир облетела трагическая весть: советский истребитель сбил пассажирский «Боинг». В мире поднялась волна протестов. Президент США Рональд Рейган, уже успевший окрестить Советский Союз «империей зла», заявил, что в СССР ни во что не ставится человеческая жизнь, и потребовал от Конгресса увеличить военные расходы. На Западе развернулась мощная антисоветская кампания. Многие авиарейсы в Советский Союз были отменены, а 11 государств перестали принимать на своих аэродромах самолёты «Аэрофлота». В Южной Корее жгли советские флаги.

35 лёт минуло с того дня, когда в ночь на 1 сентября 1983 года южнокорейский лайнер «Боинг-747», покинув аэропорт Анкоридж (Аляска), взял курс на Сеул, где должен был завершиться начатый в Нью-Йорке регулярный рейс №007. Его пассажирам (246 человек) и 23 членам экипажа предстояло пересечь всю северную часть Тихого океана и, сторонясь территории СССР, выйти к Японии, откуда уже и до Сеула совсем недалеко. Но в Сеул авиалайнер не прибыл. Самолёт со всеми, кто в нём находился, оказался на дне пролива Лаперуза в 37 километрах от южной оконечности Сахалина. Произошло это после встречи лайнера с советским истребителем Су-15.

Необычный полёт

Однако слишком много в истории странного и непонятного. Вылет рейса с Аляски был без объяснения причин задержан минут на 40. Здесь машину принял новый экипаж, который возглавил бывший полковник ВВС Чон Бён Ин, считавшийся одним из лучших корейских лётчиков. Уже пять лет летал он на этой линии и маршрут знал прекрасно. К тому же самолёт был оснащён самой современной навигационной техникой.

Перед вылетом Чон потребовал дополнительно залить пять тонн горючего. После взлёта, когда включили автопилот, лайнер сразу же стал отклоняться на север от заданного маршрута. Пролетая над контрольными точками, «Боинг» почему-то не докладывал диспетчерам о своих координатах.

Тем временем отклонение лайнера от расчётной траектории полёта все нарастало, и часа через три достигало около 500 километров. Таким образом, «Боинг» оказался вблизи берегов Камчатки и, нарушив воздушные рубежи СССР, пересёк южную оконечность полуострова, пролетев при этом непосредственно над базой советского Тихоокеанского флота. Естественно, постами наблюдения ПВО самолёт был обнаружен, с аэродрома Елизово взлетели перехватчики. Но нарушитель уже покинул советское воздушное пространство и продолжал полёт над Охотским морем. Складывалось впечатление, что пилоты намереваются привести лайнер в Сеул кратчайшим путём, минуя Японию. Однако при этом самолёт неминуемо должен был оказаться над Сахалином, вновь нарушив советские рубежи.

Перехват

Геннадий Осипович - пилот истребителя СУ-15Когда он был обнаружен постами наблюдения, размещенными в Охе (Северный Сахалин), были приведены в повышенную готовность дежурные силы на сахалинских аэродромах. В 17:54 (к тому моменту авиалайнер уже обогнул мыс Терпения) на перехват с аэродрома Сокол был поднят истребитель Су-15 из дежурного звена 777-го истребительного авиаполка.

Его пилот, майор Геннадий Осипович, получил приказ посадить нарушителя. В это время лайнер сбросил скорость до 400 км/ч (потом выяснилось, что он набирал высоту и поэтому летел медленнее). На столь низкой скорости истребитель преследовать нарушителя не может — чересчур, велика угроза сорваться в штопор. А времени на размышление у Осиповича практически не оставалась. Вот-вот «Боинг», пролетевший над важнейшими военными объектами, покинет воздушное пространство СССР, унося с собой секретные сведения о советской противовоздушной обороне. И тогда последовала команда командира 40-й истребительной дивизии генерал-майора Анатолия Корнукова: «Цель уничтожить!». Осипович приказ выполнил, выпустив две ракеты «воздух-воздух». Перед этим он дал несколько очередей вдоль курса нарушителя из своей пушки. Всего было израсходовано порядка 240 зарядов, но это были обычные бронебойные снаряды, трассы которых невидимы, а трассирующих (оставляющих за собой след) у истребителя не оказалось.

Осипович не пытался связаться с нарушителем по радио — это потребовало бы перехода на другую частоту с той, по которой он получал команды. Пилот признался, что не смог идентифицировать самолёт-нарушитель, несмотря на то, что на нём были включены опознавательные огни. Он заявил: «Мы не изучаем гражданские машины иностранных компаний». Однако он был уверен, что его присутствие не осталось незамеченным.

Одна из ракет не попала в «Боинг», вторая взорвалась рядом с его хвостом, разрушив систему управления. Войдя в глубокую спираль, лайнер стал снижаться с высокой скоростью и через 12 минут после атаки рухнул в пролив Лаперуза. При ударе о воду он полностью разрушился.

Сначала Советский Союз решительно отрицал, что южнокорейский лайнер сбит. 2 сентября 1983 года было опубликовано традиционное по тем временам заведомо ложное сообщение о неопознанном самолёте, нарушившем советское воздушное пространство. Поднятые по тревоге истребители якобы вытеснили его, и тот удалился в сторону Японского моря. Однако через восемь дней после катастрофы начальник Генерального штаба маршал Огарков выступил по советскому телевидению с новой версией. Он признал, что советский истребитель сбил южнокорейский самолёт, но утверждал, что службы наземного слежения перепутали его с американским разведывательным самолётом RC-135, находившимся в том же районе. При этом маршал заявил, что «Боинг» выполнял шпионский полёт.

Поиски и находки

На глубине 174 метров советскими водолазами были обнаружены останки «Боинга». Кругом валялись одежда, обувь, детские игрушки — стандартная картина, мало чем отличающаяся при любой подобной трагедии. Настораживало другое: тел погибших нашли не более 20. Сразу возникла версия, что лайнер летел без пассажиров. Но как тогда быть с сотнями родственников, доставленных на место трагедии и оплакивающих близких им людей?

Не была найдена и какая-либо специальная аппаратура, указывающая на то, что лайнер совершал разведывательный полёт. Зато нашли и досконально изучили «чёрные ящики», содержащие записи параметров полёта и переговоров экипажа. Не было обнаружено никаких доказательств того, что лётчики знали об отклонении от маршрута или видели перехватчик. Вопрос, почему «Боинг» столь значительно удалился от своей трассы, остался открытым.

В то же время «Боинг» помимо навигационной системы был оснащён ещё и метеорадаром, который должен был показать, что лайнер летит не над морем, а над Камчаткой. Хотя шпионского оборудования он и не нёс, но, возможно, его задача заключалась в том, чтобы активизировать работу советских локаторов. А их параметры и расположение мог засечь американский спутник-шпион. Вопросов добавляет и то, что, по утверждению вдовы командира «Боинга», её муж перед этим рейсом застраховал свою жизнь на крупную сумму в пользу семьи.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) пришла к выводу, что «Боинг» попал в воздушное пространство СССР из-за навигационной ошибки и был сбит, поскольку его приняли за разведывательный самолёт. Экипаж неправильно настроил бортовые компьютеры, в результате чего самолёт летел по неверному маршруту. Получается, что лётчики проявили вопиющую некомпетентность и во всём виноваты человеческий фактор и трагическое стечение обстоятельств. Приподнять завесу над тайной гибели «Боинга» мог бы его командир, однако он навсегда унёс её с собой в морскую пучину.

С заключением ИКАО и в те годы, и сегодня согласны далеко не все специалисты.

С этой истории до сих пор не снят гриф «Совершенно секретно», причём как в России, так и в США. Однако американцы в 2033 году гриф секретности собираются снять. Удастся ли тогда получить ответы на все вопросы этой загадочной истории? Маловероятно. Одно несомненно — главной причиной катастрофы явилась международная обстановка, крайне обострившаяся в период холодной войны, заложниками которой оказались пассажиры и экипаж рейса №007.

Константин РИШЕС

, , , , ,   Рубрика: Назад в СССР



Ещё интересные материалы с сайта "Загадки истории"




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:64. Время генерации:0,554 сек. Потребление памяти:34.3 mb