Затонувший город Ис

Автор: Maks Окт 26, 2018

Наряду с Атлантидой — самой известной из поглощённых океаном земель — в Древнем мире было и множество других. Под водой исчезли прибрежные города на Средиземном и Чёрном морях, погибли средневековые поселения на севере Европы, затонули даже наши отечественные городки вроде легендарного Китежа. В современной Бретани тоже есть легенда о прекрасном городе Ис, ушедшем на дно морское.

Кер-Ис («город Ис»), согласно бретонским легендам, был столицей раннефеодального королевства Арморика. Такое королевство действительно существовало.

Арморика и герцог Градлон

Оно находилось на крайнем северо-западе римской провинции Галлия и территориально занимало земли современной Бретани. В Арморику входили провинции Леон, Трегор, Корнуэй (Корнуолл), Сен-Броэре, Доль, Ванн, Сен-Мало, Ренн и Нант. Королевство было создано в конце IV века, то есть в эпоху, когда на смену римскому многобожию приходило христианство. Процесс, как известно, был долгим и сложным. В Арморике, получившей независимый статус в результате соглашения вождя бриттов Конана (Хонаса) Мериадока с самопровозглашённым императором Магном Максимом, были очень сильны языческие традиции. И не римские, а друидические. По всему королевству было разбросано множество священных для друидов мест — рощи, источники, жертвенные камни. Население, состоявшее частью из кельтов, частью из бриттов, отвратительно относилось к римским богам и к митраизму, получившему развитие в позднеримскую эпоху, и уж тем более к новой чужеродной религии — христианству. Христианизация Арморики шла с юго-восточной области, продвигаясь на запад и северо-запад. К VII-IX векам здесь уже действовало множество церквей и монастырей. Характерно, что в западной части Арморики жили монахи-отшельники.
Святыми основателями Арморики считаются семь её первых епископов. В Средние века существовал даже особый бретонский культ этих семи святых и паломнический путь по святым местам, связанных с их именами. Ведь именно эти святые положили начало бретонской христианской церкви.

Первый известный правитель Арморики, герцог Градлон Великий, сын упомянутого Конана, отнюдь не святой, но тоже попал в основоположники христианства. Правда, существование герцога Градлона многие историки ставят под сомнение. И хотя известно якобы время его правления (395-434), эта личность окружена таким количеством легендарных сведений, что за ними совершенно теряется реальное историческое лицо. По легендам, мать Градлона Дарерка Ирландская была сестрой святого Патрика. Она дважды была замужем и родила множество детей, все они стали впоследствии святыми. Однако сынок рос язычником. Язычником он оставался до того момента, когда влюбился в собственную тётку, младшую сестру своей матери, Тигридию. Как язычника, его вовсе не смущали близкие родственные связи будущей жены. Он, не раздумывая, повёл её под венец. И имел в этом браке двух сыновей — Гвидола и Саломона, который правил Арморикой после его смерти и уж точно был христианином. Во всяком случае, сыну Градлона приписывают отмену римского закона о продаже в рабство детей обанкротившихся должников, строительство новых церквей и монастырей, значительное снижение для них земельного налога и даже мученическую смерть за веру у церковного алтаря не то в Нанте, не то в деревушке Ле-Мартир.

Тёмные места в биографии

Градлон и ДагутОднако не всё так просто. И дело не в том, что для историков как Градлон, так и Саломон — личности легендарные. А в том, что с самим Градлоном связан целый круг бретонских легенд, где он предстаёт совсем не христианским правителем. Якобы до женитьбы на благочестивой Тигридии герцог имел греховную связь с другой женщиной, и не просто с женщиной, а с неподобающей женщиной северной воительницей Мальгвеной.

Мало того что у этой валькирии был законный супруг — король Гарольд, так она ещё была родом из сильной семьи магов. Окрутив герцога, Мальгвена тут же уговорила его прикончить Гарольда и ускакала с ним от греха подальше на колдовском коне Морварке — таком быстром, что он мог пересечь океан, отталкиваясь копытами от волн. По одной легендарной версии, Градлон с Мальгвеной направились к Арморике, но их путь длился целый год. И прямо среди океана Мальгвена родила ему плод их любви — дочку Дагут, с которой отец и вернулся в свой замок. По другой версии, во время путешествия Градлон решил спросить совета у христианского отшельника — святого Гвеноле. И тот обратил его языческую душу в христианство. Тогда оскорблённая дочка магов бросила своего возлюбленного, и тот буквально обезумел от горя. Вернувшись домой, он проводил свои дни в пирах или на охоте. Но утешения не находил.

Однажды он отстал от группы охотников и оказался в дремучем в лесу Менез-Хом. Он невыносимо устал, у него не было еды, силы были на исходе. И когда смерть уже стояла за его спиной, герцог добрался до бедного жилища святого Корентина. Святой день за днём кормил его чудесной рыбой, которая полностью излечивала и телесные, и душевные недуги молодого человека. Из леса в свой замок Градлон вернулся уже полностью обновлённым, при этом твёрдым христианином. Он женился с благословения перевезенного ко двору отшельника на Тигридии. Однако, когда жена родила ему дочку Дагут, душа оскорблённой правителем Мальгвены переселилась в тело новорождённой девочки, для которой любвеобильный герцог решил построить новую столицу — город Ис.

Новая столица герцога была построена особым образом. Со всех сторон она была окружена морем. Для того чтобы волны не затопили её во время прилива, город окружили мощными стенами и снабдили бронзовыми воротами. То есть, по сути дела, город Градлона стоял на затопляемой приливом территории, и только створки ворот удерживали воду во время приливов. Это позволяло столице быть практически неприступной. Вражеские войска никак не могли её захватить. Перед каждым приливом Градлон собственноручно запирал ворота. Золотой ключ от них он носил у себя на груди.

Город богател. Девочка росла. Она вступила в брачный возраст, но от всех женихов отказывалась. Вместо этого она каждую ночь приводила в свои покои нового юношу из своего города и развлекалась с ним до рассвета. Но на рассвете шёлковая маска, которая скрывала лицо её любовника, превращалась в орудие смерти — железными лезвиями охватывала она лицо и шею несчастного. Юноши умирали в мучениях. А Градлон ничего не замечал или делал вид, что все прекрасно. Пока в Исе не объявился некий молодой человек в алом плаще, который убедил Дагут открыть ночью ворота и сбежать с ним из Иса. Дагут взяла ключ, отперла ворота, но вместо юноши в город устремились морские воды. Ис почти мгновенно ушёл под воду. Градлон спас Дагут, усадив на коня за своей спиной. Но тут святой Гвеноле оказался прямо у них на пути и посохом столкнул Дагут в волны. А обезумевшему от горя Градлону объяснил, что душа его дочери захвачена дьяволом, город проклят, пора строить ещё одну столицу. Известно, что ею стал город Кемпер.

Существовал ли Ис?

Кемпер — место вполне реальное. Там, между прочим, установлена статуя Градлона — по легенде, она обращена лицом к Ису и точно указывает на залив Дуарнене. Однако любители подводного плавания и археологи обшарили морское дно. И не нашли следов города Ис. Хотя какие-то руины есть на маленьком островке Тристан.

Легенду об Исе попробовали связать с аналогичными валлийскими легендами, которые указывают на устье реки Конвей в Британии. Там в Кардиганшире есть «руины» так называемого «дворца Гвиддно», где в XIX веке находили камни с латинскими надписями и римские монеты. Однако римские карты показывали береговую линию залива Кардиган идентичной современной, а геологи считали эти «руины» и «дамбы» моренами ледникового периода. Правда, окаменевшая древесина дубов, сосен, берёз и других деревьев вполне реальна, но относится к V тысячелетию до нашей эры.

Вполне может быть, что бретонская и валлийская легенды имеют ещё более глубокие корни. И легендарный Ис нужно искать не в Бретани и не на Британских островах, а в тех местах, откуда пришли древние бритты. Или же ещё тщательнее обследовать залив Дуарнене. Ведь при отливе там иногда обнажаются дольмены и другие каменные сооружения, которые некогда стояли на твёрдой почве. И само название залива Дуарнене означает «земля островов».

Николай КОТОМКИН

, , , , , , ,   Рубрика: Без рубрики



Ещё интересные материалы с сайта "Загадки истории"




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:63. Время генерации:0,719 сек. Потребление памяти:34.28 mb