Затвор для манжет

Автор: Maks Сен 21, 2018

Несмотря на большой выбор ювелирных изделий, мужчина может позволить себе не так уж много дорогих и стильных вещей. Цепочка, браслет, кольцо — красиво, но эти вещи не являются мужской монополией. И только запонки — свидетельство вкуса и стиля — по-прежнему принадлежат лишь мужчине.

Запонки в наше время может позволить себе каждый. Огромный ассортимент на любой вкус и кошелек. Но любой стилист скажет, что запонки — вещь коварная. И если к дорогому костюму мужчина надел не те запонки, это испортит все впечатление.

На смену кружевам

История моды знает немало вещей, которые появились благодаря определенным обстоятельствам. Именно это можно сказать про запонки. В XVII веке пышные кружевные манжеты, пользовавшиеся популярностью в эпоху Ренессанса, стали уступать место более практичным «разрезанным» рукавами. Их концы зауживались ближе к кисти и связывались между собой тесьмой или шнурком, вдеваемыми в петлю. Однако тканевые шнурки пачкались, махрились и быстро теряли достойный внешний вид. Поэтому аристократы сочли, что достойны чего-то более качественного, нежели обычный льняной шнурок. Ну а уж если есть спрос — появится и предложение. В итоге ювелиры придумали скреплять рукава короткими цепочками с золотыми или серебряными пуговицами. В крайнем случае пуговица могла быть даже и стеклянной, но цепочка обязательно была из благородного металла.

Именно так в XVII веке и появились предшественники запонок — манжетные кнопки. Разумеется, это были дорогие ювелирные изделия,  доступные лишь ограниченному кругу лиц. В 1684 году издание London Gazette описывало манжетные кнопки как пуговицы для рукавов, инкрустированные драгоценными камнями или украшенные эмалью. Обычно на кнопки наносили миниатюры, схожие с сюжетами картинок на булавках, кольцах, медальонах. Это придавало особый шарм изделиям.

Особую популярность манжетные кнопки приобрели при дворе короля Франции Людовика XIV. Поговаривали, что «король-солнце» как-то пожаловался придворному костюмеру, что ему надоело подвязывать шнурками рукава рубашки. И тогда при дворе придумали для монарха пуговицы из алмазов, скреплявшие манжеты между собой. Заметив необычный аксессуар у короля, подданные тоже захотели иметь подобный. Но застежки из алмазов были прерогативой Людовика, а все остальные довольствовались камнями попроще или вовсе стеклом. Конечно, изобретение запонок Людовиком — только легенда, но она достойна упоминания.

Вплоть до XIX века манжетные кнопки были хоть и статусным, но малораспространенным аксессуаром мужского гардероба. Однако в середине этого столетия мужская сорочка меняет фасон, а ее рукава становятся уже и плотнее. В 1840 году в моду в Европе вошли французские (двойные) манжеты. Они не были частью рубашки, а носились отдельно. Потому функция запонок состояла в том, чтобы соединять эти манжеты. И хотя к концу XIX века спрос как на манжеты, так и на запонки увеличился, последние по-прежнему делались из золота или серебра и украшались оригинальным узором. Такие изделия во многих богатых семьях считались фамильными драгоценностями и передавались по наследству.

Аппарат для гильз и запонок

Запонки времён СССРКрасивые запонки, изготовленные ювелирным домом Фаберже, в конце XIX века любил носить принц Уэльский, позднее ставший королем Великобритании Эдуардом VII. Но особенную пикантность получила история с запонками, подаренными его внуку — Эдуарду VIII. В 1935 году американка Уоллис Симпсон подарила ему самые дорогие в истории запонки. Позднее они «ушли» на аукционе за 440 тысяч долларов. Возможно, именно этот подарок окончательно снес голову Эдуарду, который, пробыв на британском престоле меньше года, отрекся от него ради женитьбы на этой дважды разведенной женщине.

Популяризатором запонок в США считается знаменитый цирковой артист Дэн Райс, имевший несколько десятков запонок и щеголявший в них на светских раутах.

Превращение запонок из эксклюзивного аксессуара в более демократичную вещь произошло благодаря широкому внедрению в конце XIX века процесса гальванизации. Технология позволяла наносить тонкую пленку из золота или серебра на изделия из более дешевого металла — стали или меди. После чего позолоченные запонки уже было не отличить от золотых. Тогда же стали популярны запонки, где вместо драгоценного камня под стеклом располагался локон любимой.

Однако цена даже на позолоченные запонки все равно была высока, и спрос на них устойчиво рос, В 1876 году владелец американской ювелирной компании Джордж Кременц оказался на промышленной выставке в Филадельфии. Его компания уже выпускала запонки, которые использовались не только для застегивания манжет, но и для крепления жестких съемных воротников на рубашках для смокингов. На выставке ювелир увидел устройство для изготовления патронных гильз, которое «умело» формировать гильзу из одного листа металла. Он был поражен, приобрел машину и семь лет экспериментировал с ней, адаптируя для изготовления ювелирных изделий. В 1882 году Кременц получил патент на новый метод изготовления пуговиц для воротника и запонок. К 1900 году его компания стала мировым лидером по их производству. В условиях массового выпуска цена на запонки резко пошла вниз. Теперь потребитель мог приобрести запонки почти как у Рокфеллера, только в десятки раз дешевле. Компания предлагала модели со стержнями вместо цепочек и более простыми застежками. При покупке одной пары запонок фирма предлагала вторую, более дешевую, в подарок. Со временем производители рубашек стали вкладывать в их комплект недорогие запонки от Krementz & Со. Когда в 1930-х годах XX века мода на жесткие воротники (и, соответственно, пуговицы для их крепления) иссякла, запонки по-прежнему пользовались спросом.

Символ элитарности

В 1920-х годах XX века особым шиком стали эмалевые запонки. Считается, что моду на них ввели русские ювелиры компании Фаберже, которым вынужденно пришлось эмигрировать из России. На экземплярах той поры можно заметить русские мотивы. В 1924 году ювелиры компании Boyer изобрели новый механизм застежки. На смену цепочкам и застежкам они предложили использовать штырек, свободно вращающийся по всей длине внутри ножки. Это новшество облегчило использование запонок, а вращающийся штырек стал настолько популярным, что применяется производителями запонок и по сей день. В 1930-е годы широкой популярностью стали пользоваться пластиковые запонки. По тем временам это был новый и передовой материал, и о том, сколько он может сохранять «товарный вид», никто ничего не знал. Но очень скоро выяснилось, что даже недорогие металлические запонки куда практичнее пластиковых. Также появились симметричные и асимметричные запонки. У первых обе половинки одинаковые, а у асимметричных лицевая сторона — украшения, оборотная — застежка.

К началу 1960-х годов мировым лидером по производству запонок стала корпорация Swank Inc, изготавливавшая более 12 миллионов пар в год. И все же тенденции моды были таковы, что запонки стали уступать место обыкновенным пуговицам, застегивающим манжеты рубашек. И вновь, как столетие назад, запонки стали испытывать обратную трансформацию. Из повседневной и обыденной вещи они превращались в статусный аксессуар.

Так как сегодня манжеты большинства рубашек имеют пуговицы, производители придумали специальные рубашки именно под запонки. Главное их отличие — форма и длина манжет, которые в два раза длиннее обычных, ибо при ношении запонок они складываются вдвое. Такие рубашки выглядят солиднее пуговичных аналогов и имеют особое предназначение. Вместе с запонками их надевают по особому случаю: светский прием, званый ужин, концерт классической музыки. Сегодня запонки — это символ элегантности и даже некой элитарности. А их ношение — особый ритуал, где важны определенные правила и чувство вкуса. Так, например, цвет запонок должен сочетаться с остальными элементами гардероба. Запонки надевают в тон или в сочетание цветов: рубашки, костюма, наручных часов. Правда, в последние годы наметилась тенденция, что из чисто мужского аксессуара запонки становятся и предметом женского гардероба. При их ношении женщины пренебрегают мужскими правилами и используют в большинстве случаев яркие запонки в тон сережкам и подвеске.

Алексей МАРТОВ

, , , ,   Рубрика: Люди и вещи




Комментариев к записи: 1

  1. Сюра от 22.09.2018 в 23:23 пишет:

    Статья украдена у Владлены Элиозовой. Смотри ссылку:
    https://kumushka.com/interest/7397-zaponki-tri-veka-do-sovershenstva.html
    Автор даже не потрудился как-то «замаскировать» своё «творчество»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:64. Время генерации:0,472 сек. Потребление памяти:33.92 mb