Завеса для женщины

Автор: Maks Мар 21, 2017

Пожалуй, никакой предмет одежды не вызывает столько споров и не создает столько проблем в современном обществе, как хиджаб. О нем пишут СМИ, его обсуждают в правительствах и госучреждениях, из-за него устраивают флешмобы в Интернете и митинги на улицах. Однако ни сторонники, ни противники хиджаба зачастую не знают — что же это за вещь такая и откуда она взялась? А ведь история у хиджаба древняя и весьма интересная!

«Хиджаб» переводится с арабского как «преграда» или «завеса». И в мусульманских странах этим словом, как правило, называют любую женскую одежду, соответствующую нормам шариата — то есть закрывающую все тело и волосы женщины, а непокрытыми оставляющую только лицо, кисти рук и ноги ниже щиколоток. Модные джинсы, юбка в пол, офисная блузка с длинным рукавом и даже ботфорты — все это хиджаб.

Обычай кочевников

ХиджабВ западной культуре сложилась традиция называть хиджабом только платок, которым женщины-мусульманки прикрывают голову и шею. Однако придумали этот платок отнюдь не мусульмане. Он появился на Древнем Востоке задолго до того, как возник ислам.

Первоначально традиция покрывать голову не имела религиозного подтекста, а была обусловлена особенностями климата. Когда солнце печет голову, а песок, летящий по ветру, попадает в глаза — поневоле хочется завернуться поплотнее в кусок ткани! Тем более если нельзя спрятаться от неблагоприятных природных условий в доме. У кочевников такой возможности часто не было. Ученые полагают, что именно они начали первыми покрывать голову платками. Вероятнее всего, это были амореи — семитские племена, кочевавшие по Сирийской степи между Ханааном и Шумером начиная с III тысячелетия до нашей эры.

От амореев этот обычай перешел к ассирийцам, эламитам и израильтянам. Об этом можно судить по сохранившимся статуэткам и глиняным табличкам с рисунками. На них уже с конца II тысячелетия до нашей эры почти повсеместно в Малой Азии начинают встречаться изображения женщин с покрытой головой.

У оседлых народов покрывало постепенно приобрело особое социальное значение. Кое-где это нашло отражение в юридической практике. Например, в Ассирии в своде законов XIII века до нашей эры ношение покрывала было обязанностью и привилегией полноправных (особенно замужних) женщин. Также пленница-наложница была обязана закрывать голову и лицо, провожая хозяина по улице. А вот рабыни и проститутки не имели права кутаться в покрывало — ассирийские законы грозили им за это тяжелым телесным наказанием.

Израильтяне пошли еще дальше в насаждении покрывала для женщин. К началу I тысячелетия до нашей эры у них с покрытой головой обязаны были ходить даже проститутки. Именно иудеи сделали из обычая или светского закона религиозное правило, которое даже записано в Торе. Ученые предполагают, что причина в противопоставлении иудейской религии хананейским культам. Хананеи не только не запрещали полноправным женщинам расхаживать простоволосыми, но и храмовую проституцию считали делом обычным. В противовес такой распущенности соседей иудеи и продвигали «целомудренные» покровы. Их женщины носили покрывало, скрывающее их с головы до пят, а при необходимости (например, в присутствии посторонних мужчин) закрывали и лицо.

Кстати, замужние и даже разведенные женщины-иудейки до сих пор должны покрывать голову. Но сегодня кисуй рош, что значит «покрытие головы», трактуется шире. Это может быть не только платок, но и шапочка или другой головной убор. Даже парик — главное, чтобы он прятал волосы.

Христианские покрывала

От иудеев обычай покрывать голову заимствовали и другие «люди книги» — ранние христиане и арабы-мусульмане. С христианами все просто — они опирались на Библию, где апостол Павел в Первом послании к коринфянам прямо говорит: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо то же, как если бы она была обритая» (1 Кор. 11:5).

Разнообразные проповедники не уставали напоминать женщинам про необходимость покрывать голову, а лучше и лицо тоже. Так, христианский богослов Климент Александрийский писал во II веке: «От жены в особенности желательно, чтобы она выходила из дома, совершенно закрывшись. Это сообщает ей вид степенности, но и для высматривателей она остается невидимой, так что никакого преткновения из сего не выйдет ни для нее самой, ибо ее глаза нравственной стыдливостью и покрывалом будут прикрыты, но и никакому постороннему мужчине собой она греха не навяжет, доколе лица не откроет. Так хочет этого Логос; для женщины это прилично, чтобы она молилась с покрывалом на лице».

Стоит отметить, что апостол Павел был демократичнее! Дошедшие до нас изображения женщин периода раннего христианства неоднозначны — на части из них покрывало есть, на части нет. Более того, изображение некой христианки из катакомб в Иордании, датированное III веком, позволяет видеть, что покрывала, которые носили женщины, могли быть весьма условны: платок на женщине полупрозрачный, и он не закрывает ее волосы полностью.

Можно было бы предположить, что это не образцовая христианка, но есть мозаика с острова Крит, изображающая святую Перпетую. На ней тоже легкий шарфик, едва прикрывающий затылок. Так что раннехристианские покрывала не походили ни на иудейские, ни на мусульманские платки.

В Византии девушки носили легкие платки или даже сетки, а замужние дамы — мафорий, то есть накидку, закрывающую голову и верхнюю часть фигуры. В Средние века в Западной Европе головной платок был обязательным и для девиц, и для матрон. Сверху на него надевали шапель (узкий обруч из металла или ткани), венки из цветов, венцы и короны. В особо строгие времена предписывалось носить ризе — платок, плотно закрывающий щеки и подбородок.

С наступлением Нового Времени платки в Европе сменились шляпками и другими головными уборами. В XX веке и они стали необязательными, однако их по-прежнему надевают в церкви.

Исламский дресс-код

К VII веку, когда стал формироваться ислам, основным населением Аравии были арабы. Многие из них исповедовали ханифизм — монотеистическую религию, испытавшую влияние как иудаизма, так и христианства. Поэтому придерживались обычая покрывать голову. Вероятнее всего, большинство первых последователей пророка Мухаммеда следовали этой доисламской традиции. А после того, как та была закреплена в Коране, она стала нормой для всех членов уммы, то есть общины верующих.

Что же сказано про хиджаб в Коране? Это слово упоминается семь раз, но ни разу в том значении, которое вкладывается в него сегодня. Однако в Коране есть два стиха, где объясняется, как должны выглядеть верующие мусульманки. В одном из них (сура 24 «Свет», аят 31) говорится, что женщины должны «опускать свои взоры», «не выставлять напоказ своих прикрас» и «прикрывать своими покрывалами вырез на груди». Там же сказано, что мусульманки не могут «показывать свою красу» никому, кроме родственников и немногочисленных приближенных, которых допускают в дом, например слуг.

Другой стих (сура 33 «Сонмы», аят 59) указывает верующим женщинам на необходимость «опускать на себя покрывала»: «Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они туго затягивали свои покрывала. Так их будут лучше отличать [от других женщин] и не подвергнут оскорблениям».

И это все. Никакой конкретики про лицо, уши или волосы. Все остальное — это поздние добавления, которые возникли при трактовке Корана богословами. Тем не менее они создали свою традицию. И сегодня хиджаб обязателен для ношения в Афганистане, Саудовской Аравии, Иране и Йемене. Нарушительницам грозят штраф и порка. Наряду с этим существуют страны, в том числе и мусульманские, где хиджаб запрещен в государственных и образовательных учреждениях.

Марина ВИКТОРОВА

, ,   Рубрика: Люди и вещи


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
24 − 4 =


SQL запросов:46. Время генерации:0,492 сек. Потребление памяти:27.47 mb