Жребий Божьей матери

Автор: Maks Июн 27, 2017

Полное название Грузинской православной церкви — Грузинская апостольская автокефальная православная церковь. Апостольская — потому что, по преданию, основана апостолами. Автокефальная — потому что имеет независимость от других христианских церквей. Православная — потому что была построена на догматах византийского христианства.

На сегодняшний день под управлением грузинского католикоса (так называется глава этой церкви) находится 35 епархий, состоящих из 300 общин, или 3,6 миллиона верующих.

Легенды и чудеса

По преданию, заслуга основания грузинского православия принадлежат апостолу Андрею. Якобы после вознесения Иисуса апостолы стали бросать жребий, в какие земли нести им слово новой веры. В этом мероприятии приняла участие и мать Иисуса Мария. Ей-то и выпал жребий идти в Иверию, так тогда называлась восточная часть Грузии. Однако Иисус не желал отправлять в опасное путешествие свою мать и срочно вмешался с небес. Он явился ей и попросил отправить в далекий край апостола Андрея (Первозванного). А чтобы немолодая Мария заочно приняла участие в миссионерской деятельности, велел отправить вместе с апостолом нерукотворный образ Богоматери на доске — то есть икону. Для изготовления иконы не потребовались художники: женщина приложила к лицу чистую дощечку, и на ней тотчас отобразился ее лик. С этой иконой Андрей и отправился к грузинам.

Апостол двигался по побережью до Трапезунда, затем вошел в Мингрелию, которая тогда называлась Эгриси, а потом и в Иверию. Там он проповедовал, творил чудеса, основывал храмы и крестил новообращенных язычников. Неофиты, когда Андрей хотел их покинуть, стали умолять его остаться в их земле навсегда, а если он не может и должен нести слово веры дальше — так оставить им хотя бы чудесную икону. Но Андрей не остался и иконы не оставил. Вместо этого он сотворил такое чудо: приложил икону к чистой доске и получил ее точную копию. Все были в восторге. А апостол отправился в путь. В городке Ацкури он воскресил единственного сына вдовой царицы, уничтожил языческих идолов, основал христианский храм и почему-то перед уходом установил в нем не копию, а ту самую нерукотворную икону, которая не досталась иверийцам. Но отсутствовал на Кавказе он не слишком долго, а вернулся не один, а с целым сонмом апостолов. На этот раз его сопровождали Симон Зелот (Кананит), Матфей, Фаддей и несколько других. Апостолы дружными силами принялись обращать жителей в христианство и крестить в новую веру.

Они основали церкви в Сванетии, Осетии, Абхазии, а сам апостол Андрей пошел в Верхний Суадаг, а потом в Грецию, где и был в итоге распят язычниками на кресте.

Поголовная христианизация

Так, по преданиям, выглядит история обращения в христианство жителей Грузии. В грузинской церкви легенда почитается за правду. Если этой правды придерживаться, то в Грузии христианство было принято в середине I столетия. Однако нет никаких свидетельств существования христианства в Грузии в I веке. Как нет и никаких свидетельств существования самих апостолов. Впервые легенда об апостольском основании христианской церкви в Грузии появилась лишь в IX веке, когда в православной Византии был записан текст о миссионерских путешествиях апостола Андрея. Исходя из этого византийского сочинения, апостольское создание своих местных церквей объявили на Кипре, в Болгарии, Греции, Румынии, Древней Руси. Первые очевидные плоды христианизации относятся только к IV веку и связаны с именем святой Нины.

Святая Нина была дочерью генерала из Каппадокии, которая приняла новую веру и стала обращать язычников в Картли (другое название Иверии). Ей удалось окрестить весь царский дом — самого Мириана III, его жену Нано и членов их семьи. После чего процесс медленно, но пошел. Тем более что тамошние язычники были по большей части митраистами, очень легко переходили от веры в Митру к вере в Иисуса Христа. И догматы обеих церквей, и храмы, и обрядовость были сходными. Но полной христианизации Иверии удалось достичь лишь к середине V века. Тогда в Картли были присланы священники из Константинополя, которые и занялись крещением населения. Правда, добиться успехов в далеких горных селах им не удалось, там язычество держалось еще очень долго. Совсем другая картина была в соседнем царстве Эгриси, расположенном западнее Картли. К этому времени там уже верили в Христа и строили ему храмы. Эгриси более тесно было связано с Римской империей, имело сеть христианских церквей, представители которых даже успели поучаствовать в Никейском соборе 325 года.

Вожделенная автокефальностъ

Цминда Самеба

Цминда Самеба, собор Пресвятой Троицы — главный кафедральный собор Грузинской православной церкви

Первоначально Грузинская церковь, как и другие церкви восточной части Римской империи, подчинялась Антиохийскому патриархату. Во второй половине V века при царе Вахтанге I ей удалось добиться частичной независимости: при императоре Зеноне (очевидно, в результате разногласий Зенона с Антиохией) епископ города Мцхета был возведен в сан католикоса (глава местной церкви), но получать полномочия он должен был в Антиохии. Еще через несколько десятилетий Грузинской церкви удалось размежеваться с набирающей силу Армянской церковью. Таким образом, был решен вопрос национальной идентичности, но не полной самостоятельности. Этому мешали сложные отношения с державой Сасанидов в VI-VII веках, когда важнее было противостоять экспансии авестийцев, а не собратьев по вере. Сплочению христиан вокруг своих священников очень способствовало рождение ислама, поскольку православная Грузия граничила с государствами, принявшими ислам, а Антиохийский престол не мог защитить единоверцев. К началу XI века грузинские царства Картли, Эгриси, Лазик и другие объединились в единое государство. Антиохийскому патриархату пришлось смириться. В 1010 году католикос Картли стал Католикосом-Патриархом всея Грузии.

Власть церкви в то время неимоверно возросла. Грузинский царь, конечно, желал использовать авторитет церкви для своих целей, но почти целое столетие ее возглавляли мятежные иерархи, которые более охотно поддерживали аристократические кланы, а не царей. И только Давиду Строителю удалось подчинить церковь мягко и как бы ненавязчиво, сделать ее своим союзником. Но уже в XIII веке Грузия подверглась беспрецедентному нашествию врагов — на страну обрушились полчища Чингисхана. Страна оказалась разорена и снова разделена на несколько частей. Раздел земель коснулся и церковной власти. В западной части страны появился Абхазский католикосат, который отделился от Мцхеты и стал сотрудничать с Римом. Спустя некоторое время абхазский католикос стал именоваться патриархом. Власть прежнего всегрузинского католикоса распространялась снова только на восточные земли. После монголов раздробленная страна оказалась под властью Османской Турции (на западе) и Персии (на востоке). Грузинская церковь обрастала новыми и новыми мучениками, погибшими за свою веру. Неудивительно, что к концу XVIII века единственной надеждой вырваться из-под руки завоевателей стала православная Россия.

Под сенью Московского патриархата

В 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи, а грузинская церковь превратилась в экзархат Русской православной церкви. Сан католикоса упразднили. Теперь глава Грузинской церкви стал называться экзархом и полностью подчинялся Святейшему синоду. Участь абхазского патриарха была еще хуже. После присоединения Абхазии его католикосат и его должность попросту упразднили. На должность экзархов стали назначать по национальному признаку — ни в коем случае не грузин. Официальным языком Грузинской церкви стал церковно-славянский. Неугодные новым хозяевам древние росписи были забелены или уничтожены. Разумеется, грузинские священники ожидали от могущественного соседа совсем не такой помощи. Ни о какой автокефальности больше не было и речи. Ненадолго вернуть автокефальность Грузинской церкви удалось лишь после революции 1917 года, но уже в декабре 1917-го московский патриарх Тихон оспорил и отменил самостоятельность Грузинской церкви. Пришедшие к власти большевики продолжили начатое русскими иерархами. Начался новый виток гонений — теперь уничтожали уже не только росписи, но и сами церкви, и тех, кто ходил туда молиться.

Восстановить самостоятельность Грузинской церкви удалось только в 1990 году, после того, как ее автокефальность признал константинопольский патриарх. А еще через год независимость получила и сама Грузия.

Николай КОТОМКИН

,   Рубрика: Религии мира


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
18 − 3 =


SQL запросов:51. Время генерации:0,595 сек. Потребление памяти:29.71 mb