История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Жаровня для непокорных

В VI веке до нашей эры греками на острове Сицилия был основан Акрагас, ставший «самым красивым городом смертных». Хитростью захватив власть в этом полисе, тиран Фаларис жестоко расправлялся со своими врагами. Он бросал их внутрь большого медного быка, под которым был разведен костер. Человеческие стоны создавали впечатление, что бык ревет.

B VII-VI веках до нашей эры вовсю шла Великая греческая колонизация берегов и островов Средиземного моря. Она была вызвана нехваткой земли в континентальной Греции. Как писал Сократ, «греки расселялись по берегам моря как широкая кайма на варварском плаще». Не занимаясь открытием новых земель, они ограничивали свои колонии исключительно побережьями, вытесняя оттуда предшественников.

Прекраснейший город

На Сицилии выходцы с острова Родос в 582 году до нашей эры основали колонию Акрагас, названную так по реке, впадающей в этом месте в море. Через несколько лет город стал крупным торговым портом, через который шел вывоз сельскохозяйственных продуктов в Грецию, преимущественно зерна. Великий греческий поэт Пиндар называл Акрагас «городом самым красивым средь созданных смертных руками».

Честолюбивый грек Фаларис, выходец с острова Астипалея, через несколько лет после основания города добился должности телона (чиновника, ведавшего налогами и откупами). Получив право распоряжаться доходами, он выстроил две большие крепости на берегу, чтобы избежать нападения с моря.

После этого он доложил на собрании общины, что собирается возвести небывалой красоты храм Зевса на каменистом холме - будущем акрополе. Для этого ему была выделена огромная сумма на строительство и сопутствующие расходы. Первым делом Фаларис возвел вокруг строительной пдощадки крепкую ограду для охраны материалов и инженерных приспособлений. Вблизи будущей стройки он поселил множество нанятых рабочих, специально доставленных ему из других земель.

История умалчивает о социальной структуре Акрагаса в первые годы его существования. Но, видимо, по аналогии с другими колониальными полисами (например, Сиракузами), господствующее положение в общине занимала землевладельческая знать из числа первопоселенцев, а оппозицию им составляли новые колонисты, число которых быстро росло. В любом случае, в Акрагасе в ту пору не было недостатка в деклассированных элементах, которые всегда были готовы поддержать любую смуту.

Греческий историк Полиэн рассказывает, как с помощью хитрой уловки - якобы для поддержания общественного порядка в городе - Фаларис изъял у граждан оружие и тем самым ликвидировал народное ополчение. Для осуществления дальнейших планов непосредственной военной опорой Фаларису служили отряды наемных телохранителей.

Кровавый праздник

Осенью 570 года до нашей эры Фаларис осуществил захват власти в Акрагасе методом, поражающим своей изощренностью. Народный праздник под названием Фесмофории, проводившийся в честь богини Деметры, покровительницы плодородия и браков, должен был длиться несколько дней, и все женщины к нему тщательно готовились. В первый день Фесмофорий женщины собрались в центре города и все вместе отправились в храм Деметры, по традиции обмениваясь по дороге шутками и насмешками циничного характера. Воспользовавшись этим, Фаларис вооружил отобранным у горожан оружием своих наемных рабочих. А затем они по его приказу взяли город под контроль. Всех мужчин, попытавшихся оказать сопротивление, убили.

Источники сообщают, что кровавое «жертвоприношение» унесло жизни нескольких тысяч мужчин. Женщины с детьми были обращены в рабство. Так Фаларис стал единоличным правителем города. Собственность убитых и их жен он отдал своим помощникам.

Став полным хозяином Акрагаса, Фаларис установил жестокую диктатуру. Пиндар характеризовал его личность как «безжалостный разум», а Аристотель считал Фалариса образцом чудовищного зверства и доведенной до предела жестокости.

Понимая, что теперь удержать власть в городе можно будет только с помощью еще большего устрашения, Фаларис созвал верных ему людей на совет. Он предложил создать в Акрагасе такую же подземную тюрьму-лабиринт, какую, по преданию, на острове Крит построил Дедал. В этом лабиринте царь Минос поселил Минотавра, человека-быка, которому бросали на пожирание преступников и пленников.

Но более интересную идею подал некий мастер-искусник Перилл, напомнив миф о том, как царица Крита Пасифая родила этого самого Минотавра от быка, воспользовавшись полым деревянным чучелом коровы.

Огненный бык

Перилл предложил выковать из меди статую быка в натуральную величину, сделав ее полой внутри. Этот бык должен был стать изощренным орудием мучительной казни, чтобы все видели, к чему приводит неповиновение тирану: если внутрь такого быка поместить преступника, а снизу под медной статуей развести костер, то смерть будет длительной и мучительной.

Чтобы усилить устрашающий эффект, Перилл придумал систему изогнутых медных труб наподобие горна, которые должны были выводиться через ноздри быка наружу. Тогда крики поджариваемого, проходя через трубы, будут вместе с дымом вырываться из ноздрей статуи, напоминая дикий рев животного.

Вскоре медный бык был готов, и предстояло провести первое его испытание. По одной из версий, узнав, что карфагеняне использовали такую же полую статую быка для жертвоприношений богу Ваалу (Молоху), Фаларис понял, что Перилл его обманул, просто украв чужую идею. Тиран приказал своим стражникам схватить обманщика и поместить его внутрь его же творения.

Перилла со связанными запястьями и щиколотками через дверцу в спине статуи засунули внутрь быка. Под медной статуей был разведен огонь, и находящийся в ней лжеизобретатель начал медленно поджариваться в собственном соку. Бык изрыгал из ноздрей клубы дыма и издавал невообразимый рев, а Фаларис наслаждался мнимой справедливостью в течение нескольких часов.

Со временем изобретение было усовершенствовано. Медный бык был отполирован снаружи так, что блестел на солнце. Высоту костра под ним регулировали в зависимости от времени, за которое должен был полностью поджариться осужденный на казнь. По данным греческих историков, число казненных этим способом насчитывало несколько сотен.

По указанию Фалариса медного быка часто доставляли на место проведения приемов торговых послов при заключении сделок или в места проведения больших праздников, чтобы все видели этот «символ власти» и трепетали перед ним. На следующий после казни день остывшую и закопченную медь чистили и полировали, а теснящаяся на торговой площади толпа уже не обращала на быка никакого внимания.

Эхо ревущего чудовища

Само предание о быке Фалариса - весьма древнего происхождения, а его отдельные элементы отчетливо отражены в исторических трудах, авторами которых являются Пиндар, Гераклид Понтийский, Каллимах, Полибий, Диодор и Цицерон. Так что сведения об изощренном орудии казни, использовавшемся Фаларисом, производят впечатление вполне достоверных.

В последнее время высказывается предположение, что созданием медного быка Фаларис обязан поражению в войне с карфагенянами. Победители заставили тирана ввести в его городе финикийский культ Баал-Хаммона, а следовательно, также обряда человеческих жертвоприношений и традиционного для этого орудия - медного быка. Естественно, что в качестве жертв Фаларис выбирал своих противников из числа аристократов. Таким образом, он удачно соединял служение чужому культу с собственной политикой репрессий. Значительно позже в Византии преступников зажаривали в пустых медных цистернах.

Дальнейшая судьба медного быка неизвестна. Также неизвестно, был ли Фаларис, свергнутый в 554 году до нашей эры заговорщиками, зажарен тем же изощренным способом, каким он сам расправлялся с неугодными ему людьми.

В Средние века «бык Фалариса» был описан в Божественной комедии Данте Алигьери: «Как сицилийский бык, взревев сначала/ От возгласов того - и поделом, -/ Чье мастерство его образовало,/ Ревел от голоса казнимых в нем./ И, хоть он был всего лишь медь литая,/ Страдающим казался существом». Также этот бык упоминается писателем Умберто Эко в романе «Имя розы» при описании гибели аббата, замурованного в нише стены, за которой бушевал пожар.

Вера ЧИСТЯКОВА
Александр ПЛОШИНСКИЙ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Злодеи     Следущая












Интересные сайты: