Золотая пелерина из Молда

Автор: Maks Ноя 10, 2018

Этот холм на северо-востоке Уэльса, недалеко от городка Молд в графстве Флинтшир, испокон веку назывался Bryn yr Ellyllon, что в переводе означает не то Холм фей, не то Холм гоблинов. Среди местных жителей ходили легенды, что путник, оказавшийся там ночью, может столкнуться со всякого рода сказочными существами. И уж будьте уверены, живым он вряд ли вернётся.

Не одно столетие из уст в уста передавали легенды, что якобы внутри Холма фей спрятаны несметные сокровища. Их охраняют стражи, облачённые в латы из чистого золота. В начале просвещённого XIX века образованные люди смеялись над этими легендами. И как выяснилось, зря!

Фантастическая находка

11 октября 1833 года землевладелец господин Лэнгфорд отправил на Холм фей своих работников. По одной версии, ему потребовался для строительства известняк, а там была, как все знали, старая каменоломня. По другой, он хотел расчистить землю для нового поля. Как бы то ни было, рабочие неожиданно наткнулись на могилу, прикрытую погребальным камнем. И надо же — в этот момент к месту находки как раз подошёл местный священник Чарльз Батлер Кох.

Кох был заядлым любителем древностей. Он с первого взгляда понял, что небольшой каменный ящик, над которым склонились рабочие, может оказаться оссуарием, то есть капсульной гробницей. Священник тут же связался с землевладельцем, они отправили рабочих на обед, а сами приступили к осторожному извлечению находок.

Едва они отодвинули каменную крышку, как стало ясно, что могила не разграблена. В саркофаге находились человеческие кости, которые сильно пострадали от времени, а также некий золотой предмет, прикрывавший эти кости. Предмет был очень большим.

Лэнгфорд попытался вытащить его вместе с костями. Увы, стоило ему только притронуться к золотой находке, как и она, и кости стали распадаться на куски. Рассыпались при прикосновении и несколько рядов янтарных бус, которые надели на мертвеца. Так что то, что вынули из каменного саркофага, было теперь обломками костей, кусками золота, отдельными бусинами. Только бронзовые пластины, которые когда-то скрепляли золотое изделие, сохранились лучше всего. Они не были такими хрупкими.

Лэнгфорд, увидев находку, сразу прикинул, сколько она может стоить. Священник мыслил иначе. Он попросил землевладельца сохранить найденное и тут же написал письмо в Лондон, в Общество древностей. Он детально описал внешний вид находки, её расположение в саркофаге и состав.

Однако прошло около трёх лет, прежде чем на сообщение из Уэльса откликнулся Британский музей. К тому времени часть «золотого клада» разошлась по рукам. Кости скелета Лэнгфорд не посчитал нужным сохранять. Из множества золотых обломков осталось только три крупных, 12 помельче и горстка золотого крошева. А бусы, за исключением одной-единственной, растащили любопытные. На память. Говорят, что этих бусин было не менее 200…

Несмотря на состояние золотого артефакта из Молда, музей его выкупил у Лэнгфорда. Ведь подобных находок в Англии того времени не было. Но потребовалось более сотни лет, чтобы учёные смогли найти и собрать недостающие части, а также начать реставрацию объекта 0902 — под таким номером он был внесён в каталог музея в далёком 1836 году.

Принц или принцесса?

Золотая пелерина из МолдаАртефакт был изготовлен из целого листа золота и украшен рельефом из концентрических колец по всей окружности, полностью закрывая грудь, спину и плечи практически до локтя. Орнамент на золото был нанесён необычайно тонко, имитируя бисерное плетение и складки ткани. Он состоял из выступающих золотых полос и углублений, рядов крупных овальных бусин, пирамидок, мелких круглых бусинок. Для прочности золотая пелерина была посажена на ткань грубого плетения или кожу и дополнительно скреплена бронзовыми пластинами, зафиксированными заклёпками. На изготовление пелерины ушёл слиток золота размером примерно с теннисный мяч. Её вес составлял 560 граммов, длина в нижней части — 46,5 сантиметра, ширина — 28 сантиметров, около шеи — соответственно 24 и 22 сантиметра, высота — 23,5 сантиметра, толщина — 0,11 миллиметра.

Пелерина, очевидно, надевалась через голову и могла быть частью единого церемониального одеяния. В то же время артефакт не был предназначен для постоянного использования и не мог служить деталью одежды — по бокам этот золотой «кокон» спускался бы слишком низко и мешал бы движению рук.

Учёные XIX века связывали находку с именами первых валлийских королей, которые правили Британскими островами после распада Римской империи. Они считали, что пелерина — часть королевской мантии. Некоторые видели в ней неправильно атрибутированный головной убор (рекомендовали перевернуть узкой частью вниз и сделать шляпой).

Некоторые специалисты даже думали, что священник, описавший находку, мог перепутать скелет человека со скелетом маленькой лошади и что золотая пелерина — на самом деле конский нагрудник. Но от этой оригинальной идеи пришлось отказаться: после полной реставрации находки стало понятно, что нагрудник таких размеров не надеть даже на пони. Да и на рослого мужчину — тоже. Человек, носивший эту пелерину, был хрупкого телосложения. Скорее всего — женщиной. Или подростком. Так кому могло принадлежать это золотое одеяние? Древней жрице? Юному принцу или принцессе?

И ещё один главный вопрос: когда жил владелец золотой пелерины? В V веке, после ухода римлян? Или в VI веке до нашей эры, задолго до римлян? До 1953 года, когда изучением артефакта занялся Теренс Пауэлл, VI век до нашей эры считался нижней временной границей для находки. Но, пользуясь новыми методами датировки и сопоставлением артефакта с аналогично изготовленными и орнаментированными предметами, Пауэлл пришёл к выводу, что пелерина из Молда значительно древнее. Он датировал находку 1300 годом до нашей эры!

Ищите женщину!

Современные специалисты пришли к выводу, что артефакт из Молда ещё старше. Они сдвинули датировку до 1900-1600 годов до нашей эры. Эта дата хорошо коррелирует с находками на континенте (во французском Ронжере) и в соседней Шотландии (в Мигдейле и Мелфорте). Орнамент на тех артефактах очень похож на орнамент золотой пелерины из Молда. Только вот доисторические находки с таким орнаментом практически не встречаются позднее 2000 года до нашей эры. Пелерина — исключение. Она несколько припозднилась. Современные ей изделия делались более массивными, без такого количества мелких деталей и такого дробления формы.

Это техническое совершенство изделия, конечно, ставит археологов в тупик. Понятно, почему её первые исследователи относили артефакт к раннему Средневековью. Они связывали его с античными ювелирными изделиями. А тут — доисторическая Европа, ранний бронзовый век!

Но не стоит забывать, какие памятники оставил этот ранний бронзовый век на Британских островах. Самыми примечательными, конечно, считаются артефакты из Уэссекса. Их было столько, что пришлось даже выделять в так называемую уэссекскую культуру.

Жители Южной Англии, современники захоронения в Молде, тоже оставили после себя индивидуальные погребения с очень щедрыми дарами покойным. В Уилтшире их обнаружено более сотни. Они возводили каменные сооружения того же типа, что и строители Стоунхенджа третьей волны, относящейся ко II тысячелетию до нашей эры. К слову, они привозили с Балтики янтарь того же типа, из которого сделана бусина, найденная в погребении из Молда.

Но находка из Молда не имеет ничего общего с современной ей уэссекской культурой. И орнаментальные мотивы пелерины резко отличаются от изделий из Уэссекса.

Аналогов золотой пелерины не существует. Но в Уэльсе работали очень хорошие мастера, изготавливавшие артефакты в той же традиции, что и в Молде. Эти изделия найдены в погребениях долины Эйлин, на плато Флинтшир, на холмах так называемого Кливдиенского кольца и в горах Бервин. Там множество каменных кругов, дольменов и кромлехов. А также погребений. Правда, относятся они уже к более позднему времени. Но и в эпоху Молда валлийские жрицы (а здесь поклонялись Матери-прародительнице и жрицами были женщины) совершали в этих местах магические ритуалы и приносили жертвы.

Вполне вероятно, что погребённая в Молде женщина тоже была жрицей. И очень уважаемой. Иначе бы не похоронили её с таким количеством янтарных бус и в золотой пелерине.

Михаил РОМАШКО

, , , , ,   Рубрика: Невероятные артефакты



Ещё интересные материалы с сайта "Загадки истории"




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:64. Время генерации:0,620 сек. Потребление памяти:34.29 mb