Звезда прекрасной эпохи

Автор: Maks Дек 26, 2017

Французская танцовщица Клео де Мерод стала одним из символов Прекрасной эпохи. Ею восхищались, её ненавидели, ей завидовали. Её жизнь вобрала в себя все катаклизмы прошлого века: волнения, революции, войны. Де Мерод заняла заслуженное место в сонме творцов эпохи модерн. Вряд ли такая женщина смогла бы принадлежать какому-нибудь другому времени.

Прекрасная эпоха, как принято называть время между последними десятилетиями XIX века и 1914 годом, подарила миру удивительно многое. Этот список включает в себя кинематограф, расцвет фотографии, множество замечательных достижений науки, мощное движение за права женщин и, конечно, стиль модерн в литературе, искусстве и балете. Справедливо, что одним из символов Прекрасной эпохи стала женщина — красивая, изысканная, раскрепощённая, свободная. Такая, какой была французская танцовщица Клео де Мерод.

Гостья из страны грёз

Клеопатра де Мерод родилась в 1875 году в семье австрийского художника-пейзажиста Карла де Мерод. С детства она была настолько грациозна, что ни у кого не оставалось сомнений в том, что путь для девочки один — в балет.

Она окончила балетную школу при парижской Национальной опере. Впервые вышла на сцену в возрасте 11 лет. Правда, оглушительного успеха поначалу не снискала. Дело в том, что к танцам у неё способности были незаурядные, а вот внешность девушки не соответствовала стандартам красоты конца позапрошлого столетия. Даже на балетной сцене XIX века блистали крупные, высокие и, по современным понятиям, пышнотелые танцовщицы, затянутые в корсеты почти до потери дыхания.

Но времена постепенно менялись: полная женщина стала ассоциироваться с семьёй, где растёт много детей. Новая эпоха предложила людям множество новых удовольствий и развлечений, которые могли позволить себе те, у кого имелись деньги. А как известно, чем больше детей, тем меньше денег. Так что мир обратил свои взоры на худощавых красавиц, внешность которых ассоциировалась со свободой и удовольствиями.

Клео де Мерод сегодня назвали бы «стильной штучкой». Но стать такой ей было не слишком просто. В то время даже выдающиеся танцовщицы сами вырабатывали свой собственный стиль — и в причёске, и в макияже, и в одежде. Эпоха профессиональных стилистов, визажистов и имиджмейкеров ещё не наступила.

Клео начала с причёски. Свои густые волосы она зачесала назад, разделив их прямым пробором. Локонами прикрыла уши, сзади собрала пучок. Так появился на свет способ укладки длинных волос, который позднее получил название «бандо в стиле Клео де Мерод». Уже довольно скоро практически любой европейский парикмахер, после того как клиентка произносила эти «магические» слова, сразу понимал, какую причёску она хочет.

Клео де Мерод, по большому счету, ввела новый стандарт красоты. Тоненькая, невысокая, с грустными и глубокими карими глазами, нежным ротиком, она выглядела сексуальным и беззащитным эльфом. Но дело было не только во внешности. Её танцевальная карьера развивалась стремительно. Уже в возрасте 13 лет она стала участницей самых модных и популярных балетных постановок.

Король Клеопольд

Клео де Мерод

Законодательница стиля своей эпохи — французская балерина Клео де Мерод

Когда ей было 23, её пригласили исполнить партию Фрины, знаменитой афинской гетеры, на сцене театра в Бордо. В этой роли её заметил бельгийский монарх Леопольд II. Монарх вообще-то не слыл поклонником искусства. Но зато престарелый правитель обожал хорошеньких женщин. Тот факт, что он был старше красавицы почти на четыре десятилетия, бельгийца не смутил нисколько. Он прислал Клео за кулисы огромный букет роз.

Так, согласно слухам, начался их роман. Газеты пестрели рассказами и даже карикатурами на тему связи старика и юной балерины. Леопольда шутники, не стесняясь, именовали Клеопольдом. Интересно, что король эти слухи никак не комментировал, а Клео всячески их опровергала. В своих мемуарах «Балет моей жизни», которые танцовщица написала в старости, она преподносила свои отношения с монархом как исключительно дружеские.

Но несмотря на всяческие попытки обелить себя, спасти свою репутацию Клео не удалось. Леопольд славился неразборчивостью в связях.

Впрочем, как известно, для артиста хороша всякая слава. И дурная тоже. Лишь бы о нём говорили. Так что слухи о романе танцовщицы и короля только способствовали росту популярности де Мерод; Открытки с изображением прелестной женщины в самых разных позах и нарядах разлетались по всему миру. Сегодня коллекционеры охотятся за этими старинными фотографиями. А кутюрье и историки моды по платьям и украшениям Клео изучают стиль модерн.

Её очаровательное лицо можно было увидеть повсюду. Выпустили игральные карты, где дамой червей была Клео де Мерод. Появились сигареты, на пачке которых красовался портрет балерины…

Леопольд зачастил в Париж. Предлогом для поездок стали переговоры с Францией касательно африканских колоний. Но истинной причиной визитов все считали встречи с де Мерод. В 1902 году в русских СМИ появилась новость: «По известиям из Брюсселя, король Леопольд II намеревается отречься от престола и вступить в морганатический брак с парижской балериной Клео де Мерод». До этого дело не дошло. Зато капризная служительница Терпсихоры в качестве подарка вытребовала у престарелого любовника… метро. Первую линию парижской подземки построили на средства бельгийского короля.

К концу XIX века красота Клео де Мерод стала эталонной. Её писали Анри Тулуз-Лотрек и Эдгар Дега. А также великий австрийский художник эпохи модерн Густав Климт, с которым у неё тоже был роман.

Шлейф из скандалов

В 1896 году на Парижском салоне скульптор Александр Фальгьер представил скульптуру обнажённой балерины (сейчас она находится в парижском музее д’Орсе). Для того времени это был колоссальный скандал! Клео плакала и пыталась доказать всем, что она не позировала обнажённой. Даже требовала от журналистов написать нечто вроде опровержения: мол, у скульптора имелся лишь слепок её головы.

Дальше — больше. Не успели утихнуть скандалы вокруг статуи и связи с королём, как газетчики придумали очередную новость: якобы какой-то ревнивый любовник отрезал де Мерод пол-уха. И она скрывает дефект под своей фирменной причёской. Ничего не оставалось бедняжке, кроме как сменить на некоторое время причёску: пришлось показаться на публике с волосами, зачесанными за два целых и невредимых ушка.

Как и следовало ожидать, слухи только подогревали популярность балерины. Хотя она от них ужасно уставала. На некоторое время Клео пришлось укрыться от скандалов в Санкт-Петербурге. Впрочем, в Европе публика принимала её восторженно — несмотря ни на что. Более половины опрошенных французов признали её самой красивой женщиной мира. Ей рукоплескали в залах Скандинавии, театрах Будапешта и на сценах Гамбурга. В Америке де Мерод любили меньше: красотой её восхищались, а способности к танцам и артистизм ставили под сомнение.

Последний в её жизни скандал настиг Клео де Мерод во Франции. В 1949 году немолодая танцовщица давала уроки танцев в Биаррице. Туда-то ей и прислали книгу «Второй пол» Симоны де Бовуар, известной французской писательницы-феминистки. В произведении де Бовуар назвала де Мерод «гетерой» и «любовницей Леопольда II». В той же книге Клео была названа простолюдинкой, присвоившей себе дворянский титул.

Де Мерод подала иск на де Бовуар. Сумму морального ущерба балерина оценила в 5 миллионов франков. В итоге суд признал Симону виновной и запретил ей упоминать Клео в следующих изданиях книги. Но де Мерод присудили всего один франк: решили, что она сама способствовала распространению скабрезных слухов о себе.

Умерла танцовщица в 1966 году в Париже. Ей был 91 год. За всю свою жизнь она ни разу не была замужем. Детей у неё не было. В своих воспоминаниях Клео утверждала: у неё были всего две связи с мужчинами. Первый умер от брюшного тифа. Второй бросил её ради другой женщины. Похоронили звезду Прекрасной эпохи на знаменитом парижском кладбище Пер-Лашез.

 Анна Серова

,   Рубрика: Женщина в истории




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
21 + 7 =


SQL запросов:61. Время генерации:0,683 сек. Потребление памяти:31.73 mb