Арктическая одиссея «Комета»

Автор: Maks Фев 7, 2022

Сделка с проводкой через Северный морской путь замаскированного под гражданское судно вспомогательного крейсера Германии тщательно скрывалась советскими властями. На момент ее совершения СССР не хотел раздражать и без того недружественную Британию, ну а после этого появились поводы, чтобы пожалеть о том, что произошло…

Подписав пакт о ненападении с Германией, а также договор о торговом сотрудничестве, Советский Союз получил доступ к немецким технологиям, в том числе и к военным. Однако и Москва была вынуждена предоставить взамен что-то важное своим ситуативным партнерам.

Большой интерес

Этим «что-то» для немцев оказалась возможность провести корабли по Северному морскому пути из захваченной ими Норвегии в Тихий океан. Германии важен был не столько коммерческий интерес, сколько стратегический — в кригсмарине хотели изучить Советскую Арктику перед неизбежной с точки зрения фюрера войной между двумя странами. В январе 1940 года командующий ВМС Германии гросс-адмирал Эрих Редер отдал приказ военно-морскому атташе в Москве фрегаттен-капитану Баумбаху собрать сведения о Северном морском пути и выяснить отношение Москвы к использованию этого направления германскими кораблями.

Когда атташе на официальных приемах принялся зондировать почву, интересуясь мнением военных моряков и полярников, то это весьма насторожило наркома ВМФ СССР адмирала Николая Кузнецова. Он распорядился ничего не рассказывать немцу об условиях плавания по Севморпути. Тогда любознательный Баумбах стал искать контакты в высших эшелонах власти Советского Союза, которые, как он считал, могли надавить на несговорчивых моряков. И немецкому атташе это удалось.

Об интересе Германии к проводке своих кораблей через Севморпуть было доложено Сталину. Немцы якобы хотели вернуть в Европу с Тихого океана 26 (по другим данным, 35) торговых судов, застрявших в портах юго-западной Азии после начала войны. Но перед этим они планировали для проверки маршрута провести пробную партию из четырех кораблей в обратном направлении — с запада на восток.

Сталин утвердил коммерческую сделку только на одно судно, которое должны были провести по плану северной навигации в августе 1940 года из Баренцева моря в Тихий океан, за что Германия обязалась заплатить 970 тысяч марок. Однако денежный интерес не был главным. Иначе, решив заработать, руководитель Советского государства дал бы добро на проведение всех четырех кораблей, как об этом просили немцы.

Интерес Сталина был в другом. В январе 1940 года еще шла советско-финляндская война. Англия и Франция активно поддерживали Финляндию, отправляя туда оружие. Они готовились послать туда 100-тысячный экспедиционный корпус. Появление немецких кораблей в советских водах могло повлиять на решимость Лондона и Парижа пойти на открытый конфликт с Москвой.

Мобилизованный «Эмс»

Немецкий крейсер «Комет» в проводке по Северному морскому пути«Эмс» — это имя торгового парохода, который с началом войны стали переоборудовать во вспомогательный крейсер. 2 июня 1940 года он стал называться «Комет» и был включен в состав ВМФ Германии.

Корабль нес на борту целый арсенал — мощную артиллерию вплоть до 150-мм орудий, торпедные аппараты и катер для постановки минных заграждений, два самолета для разведки и корректировки орудийного огня. Экипаж состоял из 240 военных моряков и офицеров. Командовал «Кометом» капитан цур зее Роберт Эйссен. Это был один из самых опытных моряков немецкого флота, который в Первую мировую командовал вспомогательным крейсером, а после войны занимался исследованиями Северной Атлантики и Арктики. Именно ему поручили столь важную и непростую миссию — стать первопроходцем немецкого флота через Севморпуть.

Особенностью «Комета» было то, что он, как и другие вспомогательные крейсера Германии, мог менять внешность. Благодаря фальшивым бортам, рубкам, трубам и мачтам, а также сменой названия, вооруженный до зубов корабль превращался в безобидное гражданское судно. «Комет» еще в норвежском порту Кристиансен был замаскирован под советский ледокольный пароход «Дежнев». Эйссен решил подстраховаться, получив сведения о появлении по пути следования судна на север английских эсминцев.

Когда «Комет» 15 июля 1940 года благополучно огибал Норвегию, пришла радиограмма из Берлина, где сообщалось, что в связи с тяжелой ледовой обстановкой русские предлагают переждать какое-то время в Мурманске. Видимо, руководство СССР хотело убедиться, прошел ли немецкий корабль незамеченным для англичан.

Но Эйссен, мотивируя это желанием сохранить секретность миссии, решил не заходить в порт, а дождаться навигации, крейсируя севернее острова Колгуев, подальше от морских путей и мест рыболовных промыслов. При этом команда активно занималась боевой подготовкой, радисты прослушивали эфир и записывали переговоры советских летчиков и моряков, а гидрографы собирали информацию по своей линии. «Комет» часто менял место стоянки.

Из-за ряда причин задержка с проводкой составила несколько недель. Только 13 августа была получена телеграмма, что «Комет» в проливе Маточкин Шар будет ждать ледокол «Ленин». Туда и направился Эйссен.

Но вместо ледокола его там ждали гидрографическое судно и два советских лоцмана — капитаны дальнего плавания Сергиевский и Карельских. Они сразу поняли, что находятся на борту не простого судна, так как экипаж явно состоял из военнослужащих. Еще почти неделю ждали улучшения ледовой обстановки, и лишь 19 августа корабль с лоцманами двинулся на восток.

Негостеприимные русские

Сергиевский и Карельских не могли не заметить, что немцы активно занимались фотосъемкой и осуществляли промеры глубин. Однако они делали вид, что это им неинтересно. Лоцманам удалось усыпить бдительность Эйссена, и он после завершения похода был уверен, что обманул «русских простаков».

Впереди был шторм, изрядно потрепавший «Комет», разочарование от немецких арктических карт с неверными данными. Выяснилось, что СССР предоставил Германии старые иностранные карты без новых поправок в них. Так что приходилось идти очень медленно с работающим эхолотом, полагаясь на искусство советских лоцманов.

22 августа начальник Западного района Севморпути Шевелев без всяких объяснений причин велел задержать продвижение «Комета» у острова Тыртова. Немцы так и не узнали, что в том районе линейный ледокол «Сталин» осуществлял проводку на Тихий океан подводной лодки Щ-423. После трех дней задержки ледокол вернулся и повел немецкий корабль на восток. Далее были опасные переходы среди 9-балльных льдов, авария и дрейф у мыса Большой Варанов, ремонт и снова льды…

А 1 сентября советское руководство попыталось вернуть «Комет» обратно, на что Эйссен не согласился. Его пугали вражескими кораблями, которые ожидают немцев у выхода из Берингова пролива, но капитан вспомогательного крейсера отпустил лоцманов и двинулся по чистой воде своим курсом.

Если Сталин хотел руками немцев устроить неприятности англичанам, помогавшим финнам, то это ему удалось. «Комет» совместно с вспомогательным крейсером «Орион» с ноября по декабрь 1940 года потопил на Тихом океане семь грузовых судов союзников и нарушил поставки стратегически важных фосфатов в порты Британии и союзных ей стран. По дороге домой, проходя через Индийский и Атлантический океаны, он потопил еще три судна. А 14 октября 1942 года «Комет» уничтожили англичане.

СССР тоже пострадал из-за того, что немцам стали известны многие данные о Севморпути. Кригсмарине, получив информацию от «Комета», позднее более уверенно и эффективно действовал в Советской Арктике. Поэтому данную историю старались лишний раз не вспоминать.

Леонид ЧЕРНОВ

  Рубрика: Специстория 318 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,284 сек. Потребление памяти:9.67 mb