История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





«Курьёз» Новой Англии

От далекого прошлого нашей планеты сохранились не только мегалитические постройки, но и вполне природные объекты с пиктограммами и петроглифами. К таким спорным артефактам относится и валун из американского городка Дайтон...

Древние рисунки, оставленные на камнях неизвестно кем, то и дело ставят ученых в сложное положение: датировать их практически невозможно, расшифровать - тем более. Но объяснить их существование необходимо, иначе пришлось бы вычеркивать из истории страницу за страницей.

Находка переселенца

Валун Дайтон Рок

Если бы Дайтон Рок был обнаружен в наши дни, его бы, скорее всего, предпочли считать современной подделкой, как и прочие неудобные предметы прошлого, которые не вписываются в стандартную историческую схему. Однако у артефакта Дайтон Рок железное алиби: он был открыт еще в 1680 году английским переселенцем Джоном Данфортом, который был так впечатлен находкой, что даже зарисовал ее (этот рисунок потом вошел в собрание Британского музея).

Через 10 лет другой колонист, преподобный Коттон Мэзер, печально известный по процессу над салемскими ведьмами, тоже весьма заинтересовался Дайтон Роком и даже включил его описание в свою книгу The Wonderful Works of God Commemorated, что переводится примерно как «Напоминание о великих деяниях Господних». Огромный камень, погруженный в воды реки Тонтон и покрытый странными выгравированными рисунками, он назвал одним из «курьезов Новой Англии». Так что наличие в реке этого камня с рисунками зафиксировано более 300 лет назад. А снятые в те же годы копии с петроглифов и вовсе оставляют мало места для современных фальсификаторов.

Дайтон Рок представляет собой скалу, отколотую от массива во время таяния ледников. Ледник протащил ее за собой и оставил на равнине, но не в водах реки, а на суше, поскольку петроглифы были открыты взгляду только во время отлива - это значит, что либо камень был перенесен, либо русло реки лежало в стороне, либо уровень вод был значительно ниже. Часть рисунков за 300 лет стерлась или получила повреждения. Но основные черты петроглифов отлично сохранились: можно различить изображения людей, геометрические фигуры, стрелы, флажки, фигурки, напоминающие рыб.

Сам камень является серобурым монолитом песчаника трапециевидной формы, длиной около 3,5 метра, шириной около 3 метров и высотой до 1,5 метра. Весит этот валун примерно 40 тонн.

Сегодня Дайтон Рок уже не покоится в водах реки Тонтон. В 1950-х для сохранения камня был создан Dighton Rock State Park, сам камень был включен в список памятников, охраняемых государством. И когда в 1963 году на реке затеяли строительство плотины, то сразу же озаботились спасением артефакта. Камень был перемещен в специальный павильон.

Версии и расшифровки

Ученые не отрицают существования камня с рисунками, но к единому мнению, что же изображено древними резчиками, так и не пришли.

Первую версию, откуда на скале в штате Массачусетс взялась странная надпись, высказал в 1781 году французский граф Антуан Курт де Жебелен. Он приписал авторство карфагенским морякам, которые в незапамятной давности добрались до берегов Америки и поселились в горах над заливом Хоуп Бэй. Оказавшись в чужих краях, они якобы тут же наладили отношения с индейцами. Рисунки на камне, считал граф, отображают торжественный момент, когда карфагеняне обращались к своим оракулам с просьбой дать им знак, когда лучше всего начинать возвращение домой.

Двумя годами позже американец Эзра Стайлс приписал авторство рисунков древним финикийцам. А в 1807 году Сэмюэль Харрис-младший даже сообщил, что ему удалось расшифровать три слова. Правда, это были древнееврейские слова «священник», «царь» и «идол», но записанные финикийскими буквами!

В 1831 году появилась версия школьной учительницы Айры Хилл. Она заявила, что надпись сделана во времена царствования Соломона, и ее оставила объединенная экспедиция израильтян и жителей Тира к неведомым берегам... Кто не верит, может обратиться к Ветхому Завету - там имеются отчеты о путешествии израильтян в страну Офир. А рисунки на камне - это своего рода карта, изображающая путь древних мореходов.

В 1837 году появилась теория датского археолога Карла Христиана Рафна, который рассмотрел надписи на Дайтон Рок в русле открытия Америки норвежскими мореходами. Он даже нашел в средневековой саге о плавании Торфинна упоминание залива Хоп - это место, где родился малыш Снорро. И скандинавский Хоп отлично вписался в американский Хоуп Бэй. Следовательно, надпись оставили викинги. И сделана она руническим письмом! Более того, Рафн прочел на камне, что сюда прибыл Торфинн со 151 спутником и завладел этой землей. Нашел он поблизости и скандинавские Хеллуланд, Маркланд и Винланд - Нью-фауленд, Новую Шотландию и мыс Код. Теория продержалась почти столетие.

В 1916 году против теории Рафна выступил американец Эдмунд Делабар. Четырьмя годами ранее он купил себе домик поблизости от знаменитой скалы и вплотную занялся изучением рисунков. Во-первых, он раскритиковал теорию Рафна и обвинил последнего в фальсификации петроглифов: Рафн счел многие линии полустертыми, поэтому просто их дорисовал. Во-вторых, он предложил читать текст как «ужатую» латынь, соединенную с индейскими пиктограммами. Профессор Делабар не рискнул самостоятельно читать индейские рисунки, поэтому копия рисунков с Дайтон Рок была вручена индейскому знатоку Чингвауку, который и подтвердил, что рисунки принадлежат племени алгонкинов и являются договором о дружбе. В латинской части текста Делабар нашел герб Португалии, дату - 1511 год, а также имя «Мигель Кортириал». Расшифровка латинских сокращений дала дополнение: «Мигель Кортириал по воле Бога здесь вождь индейцев».

Можно бы и посмеяться, но Мигель Кортириал - реальное историческое лицо. Он был сыном португальского чиновника Жуана Кортириала. В 1501 году сын Жуана Гаспар отплыл к американским берегам на трех кораблях, но его экспедиция пропала. Тогда на поиски Гаспара отправился его брат Мигель. И он тоже бесследно исчез. Если расшифровка Делабара была верной, то пропавший португалец превратился в индейского вождя.

Португальское правительство моментально оценило заслуги Делабара и даже стало финансировать его исследования. Местное население с огромным энтузиазмом приняло версию американского профессора. Недаром, когда дошло дело до спасения исторического камня от стихии, плотины и вандалов, участок вокруг Дайтон Рока выкупило общество памяти Мигеля Кортириала, которое создало там национальный парк.

Рано ставить точку

Однако же версия с вождем индейцев Мигелем Кортириалом может оказаться столь же верной, что и версия с царем Соломоном, отправившим экспедицию в американский Офир. Сам Делабар, до того как смог увидеть в черточках и линиях на камне герб, имя и дату, признавался, что при большом желании в переплетении этих линий можно разглядеть все, что подсознательно хочешь.

И ведь прав был! В 2002 году британский офицер Гэвин Мэнзис написал книгу, где столь же обоснованно, как и прежние исследователи, заявил, что текст был записан в 1421 году китайскими иероглифами. По его мнению, именно тогда и была открыта Америка - китайцами.

Китайцами, финикийцами, карфагенянами, викингами или Мигелем Кортириалом была сделана надпись, но один вопрос все же остается при любом раскладе. Для того чтобы нанести эти рисунки на Дайтон Рок, нужно было даже во время отлива стоять по колено (а то и выше) в соленой воде и трудиться долгие часы, а может, и дни (в зависимости от инструментов, которые использовал резчик). И что еще важнее - если это послание, договор или памятный знак, то во время прилива он совершенно не виден. Да и во время отлива часть надписи тоже находится под водой. Тогда кому предназначено это послание и зачем оно расположено так неудобно для того, чтобы его увидеть?

Ответ, скорее всего, не обрадует ни защитников Мигеля и его памяти, ни последователей Рафна, Стайлса, Жебелена и Айры Хилл. Вероятно, возраст петроглифов гораздо старше, поэтому и оказался камень, прежде расположенный на суше, посреди воды. Это единственное разумное объяснение. Но тогда любая расшифровка неверна. И недаром еще в 1848 году писатель Джеймс Рассел Лоуэлл меланхолично заметил: «Надписи на Дайтон Рок являются клинописью или иероглифами. Каждый раз, при использовании новой системы дешифровки, у специалистов в итоге получаются абсолютно разные трактовки содержания этих надписей».

Действительно, как расшифровать короткий текст, не зная языка, на котором он написан?!

Михаил РОМАШКО





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Невероятные артефакты     Следущая