История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Аксумские «небоскрёбы»

Одна из тайн Эфиопии - загадочное «Поле стел». Около 200 памятников прошлого, стоящих на нем, имеют массу различий. Но есть и кое-что общее - все они высечены из монолитных кусков твердого камня. Как это было сделано и зачем - загадка, на которую у ученых нет пока ответа.

В старой столице Эфиопии - городе Аксуме - есть загадочное место, которое поражает воображение как обычных путешественников, так и опытных исследователей. Его называют «Полем стел». Само это поле, хоть и большое, но довольно обычное, а вот стелы! Их здесь чуть меньше 200, и двух одинаковых среди них не найти. Самая маленькая - высотой примерно метров пять, а самая высокая - 33,5 метра, то есть с 12-этажный дом! Есть стелы гладкие, а есть полностью покрытые резьбой. Некоторые устояли, некоторые покосились или вовсе упали.

Древнее царство

Хорошо хоть возраст загадочных стел, благодаря новейшим технологиям, установить удалось. Все они были созданы в период между II и IV веками - то есть во времена существования на этой территории Аксумского царства. В Древнем мире это государство играло довольно значительную роль и даже успешно соперничало с Византией.

Первые сведения о нем относятся к I веку. Плиний Старший писал, что римляне торгуют с Адулисом - это был портовый город Аксумского царства. В древнегреческом сочинении «Перипл Эритрейского моря» Аксум упоминается как страна, поставляющая слоновую кость и рабов. Назван в этом тексте и правитель данной земли - Зоскал.

Следующий письменный источник, где рассказывается об Аксумском царстве, создан уже в VI веке.

Страну описал побывавший здесь проездом византийский купец Козьма. Он скопировал надпись на греческом языке, которую увидел на мраморном монументе в городе Адулис. Надпись была сделана от имени некоего царя и гласила об основании приморского города и подчинении Аксуму многочисленных народов Африканского Рога, Нубии и юго-западной Аравии.

Ученые до сих пор спорят о том, кем же был тот царь. Но это для нас сейчас не так уж важно, гораздо важнее то, что ни в одном из этих письменных источников нет сведений о стелах. В греческом - по понятной причине: они, скорее всего, еще не были созданы к этому моменту. А в византийском о них нет ни слова, поскольку купец побывал лишь в Адулисе - городе на берегу Красного моря. Стелы же, как мы помним, находились в глубине континента, в тогдашней столице Аксуме.

Дома для мертвых

«Поле стел» в городе Аксуме. Эфиопия

Таким образом, единственным источником информации о стелах могут быть только они сами. И здесь не все просто. Материал, из которого они высечены, определить несложно. Исследователи давно установили, что это голубоватый сиенит - порода, похожая на гранит. Однако на этом определенность заканчивается и начинаются вопросы. Например, где создатели стел этот самый сиенит взяли? Вокруг города, конечно, есть горы, но в них можно добыть только розовый гранит, который довольно существенно отличается по внешнему виду. Ближайшие разведанные выходы сиенита на поверхность находятся в нескольких десятках километров. Немало, если учесть, что мощных тягачей на заре I тысячелетия еще не существовало. А самая тяжелая стела весила 500 тонн!

Зачем же надо было из такой дали тащить тяжеленные глыбы голубоватого камня, если можно было использовать местный розоватый гранит? Вряд ли дело в том, что он им просто по цвету не понравился! Можно предположить, что причина в твердости камня: сиенит обрабатывать немного проще, чем гранит. Но с учетом сложности доставки вряд ли создатели искали более простой вариант.

Другое предположение состоит в том, что розовый камень не годился по каким-то идеологическим или религиозным причинам. Однако оно не объясняет того, почему иногда его все же использовали. Например, для стел, установленных напротив так называемого «Дворца царицы Савской» (так называют эти развалины для туристов, хотя они не имеют никакого отношения к легендарной правительнице, упомянутой в Библии). Каменоломня, из которой брали материал для них, расположена всего в четырех километрах от Аксума.

Но это более поздние памятники. Они и по форме другие - более простые, без украшений, и скорее походят на обычные надгробия. Возможно, к этому моменту традиция ставить стелы еще сохранялась, но деталям уже не придавалось большого значения?

Детали - это не только материал, но и сложный орнамент, которым покрыты старые стелы.

Благодаря ему эти сооружения больше всего напоминают... небоскребы. Они разделены на «этажи», на каждом из которых есть «окна» с чем-то похожим на карнизы и переплеты. Внизу отчетливо различимы силуэты «дверей», а сверху - полукруглое окошко «чердака». На некоторых встречается странный орнамент, напоминающий бревенчатые перекрытия.

Европейцы, увидевшие эти сооружения, сразу назвали их «домами для мертвых». Однако в Эфиопии никто никогда не строил подобных многоэтажных домов да еще и с деревянными балками. Так что сомнительно, что создатели стел копировали то, чего сами не видели.

Творение гигантов

Некоторые исследователи утверждают, что дома - это лишь ассоциация современных людей и не более. Сами эти ученые видят в повторяющихся прямоугольных элементах на стелах другое - что-то вроде болтовых креплений каких-то дополнительных блоков или что-то типа накладных замков. В этом случае таинственные стелы становятся похожими на каменные макеты каких-то неизвестных механизмов. Впрочем, такая версия создает больше вопросов, чем дает ответов. Что это за механизмы? Почему нигде в мире больше таких нет? Разумеется, теория контакта с неизвестной цивилизацией объяснила бы все, но, пожалуй, лучше поискать сначала более правдоподобные версии.

Кстати, местные жители уверены, что стелы создали некие гиганты, жившие в незапамятные времена. Они умели плавить камень, а потом просто заливали его в формы. Но даже если допустить существование великанов и их невероятной технологии, непонятно, почему стелы в таком случае не одинаковые.

Существование более древних, но не менее монументальных египетских обелисков - в Луксорском или Карнакском храмах, - доказывает, что люди в прошлом вполне способны были обойтись без мифических гигантов и внеземных технологий для создания больших монументов. Была бы цель! И вот она-то в случае с аксумскими стелами ясна не до конца.

Возможно, пролить на это свет помогло бы строение, которое находится рядом с самой большой упавшей стелой. Оно тоже сделано из сиенита, точнее из него вытесана огромная плита-крыша в 100 квадратных метров и весом около 300 тонн. Очень похоже, что когда-то это был единый комплекс со стелами. Археологи называют это строение святилищем. Но каким богам здесь молились? Каких-либо надписей не сохранилось, рисунков и рельефов тоже. Многие ученые видят в стелах фаллические символы, связанные с культом некого божества плодородия. Однако ничего о самом культе не известно.

Из дошедших до нас надписей тех времен мы знаем, что аксумцы поклонялись греческим богам или богам, отождествленным с греческими. Было найдено несколько надписей, подтверждающих это. В одной из них говорится о жертве, принесенной «Посейдону за плавающих по морю». В другой содержится посвящение Аресу и благодарность за помощь в битве. Что ж, многие народы испытали на себе эллинизацию. Однако никто из них не строил святилищ и стел, подобных аксумским. Так что нет достаточных оснований считать их именно местами культового поклонения.

Сегодня большинство исследователей сходятся на том, что аксумские стелы отмечают места захоронений древних правителей. И одновременно являются алтарями - на это указывают специальные бороздки, сделанные в нижних частях некоторых стел (предполагается, что они были предназначены для стока крови жертв). Чтобы подтвердить или опровергнуть эту теорию, нужно проводить раскопки. Первые масштабные археологические исследования на «Поле стел» начались в 2015 году, так что, возможно, скоро нас ждут невероятные открытия.

Марина ВИКТОРОВА

Памятник в плену

Часть стел погибла во время итальянских бомбардировок в 1939 году. А одна из крупнейших стел, весом около 160 тонн, была демонтирована в 1937 году войсками Муссолини и перевезена в Рим. Сразу после войны, в 1947 году, ООН приняла решение о возвращении памятника Эфиопии. Но перевезли обелиск на родину только в XXI веке - в 2005 году. При перевозке его разделили на три части. Затем памятник собрали и установили в Аксуме рядом с остальными стелами.





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Невероятные артефакты     Следущая