История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Розовое чудо Джайпура

Джайпур - один из немногих индийских городов, который имеет строгую геометрическую планировку. С запада на восток его пересекает главная магистраль, идущая от ворот Луны на западе до ворот Солнца на востоке. Под прямым углом ее пересекают три осевые магистрали. В северной части города расположен дворец махараджи. А рядом с ним - удивительный Хава-Махал, шедевр средневековых зодчих.

Город Джайпур сегодня является столицей индийского штата Раджастхан. Несколько веков назад эти земли были разбиты на отдельные княжества и носили общее название Раджпутана. Правили этими княжествами раджпуты - гордые и отважные воины, готовые умереть, но отстоять свою независимость. Однако ничто человеческое им было не чуждо. Махараджи, правители раджпутских княжеств, имели множество жен и наложниц. Содержались те в гаремах - помещениях, куда был запрещен вход посторонним мужчинам. В свою очередь, и жены махараджей не имели права покидать дворец своего повелителя. Но им, как любому человеку, хотелось знать, что происходит за пределами дворцовых стен. Надо было как-то отыскать выход из подобной сложной ситуации. И один из махараджей нашел этот выход.

Венец Кришны

Индия в Средние века не была единым государством. В начале XVI века северная ее часть была завоевана потомком грозного среднеазиатского эмира Тимура - Захир-ад-дином Мухаммадом Бабуром. Созданная им династия получила название Великих Моголов. Правда, не все местные жители подчинились пришельцам с севера. Отважные воины-раджпуты, оттесненные завоевателями с равнин в горы, сумели отсидеться в своих неприступных крепостях и сохранить свою независимость.

Уже через 200 лет после основания династии Великих Моголов их власть стала слабеть. И многие индийские княжества начали выходить из подчинения потомкам Бабура. Раджпутские махараджи постепенно выбирались из своих горных крепостей на плодородные равнины. В 1727 году столица Раджпутаны была перенесена из города Амбер в Джайпур.

Городские постройки Джайпура изготовлены в большинстве случаев из камня, имеющего розовый цвет. Надо отметить: несмотря на то что территория современного Раджастхана так и не была завоевана Великими Моголами, в традиционной раджпутской архитектуре присутствовали элементы могольского стиля. Он привнес в города Раджастхана утонченность и легкость, имевшиеся в избытке в мусульманской культуре. Это очень хорошо заметно в архитектуре дворца махараджей в Джайпуре.

Этот дворец занимает целый городской квартал. Он окружен крепостной стеной, имеющей несколько ворот. Одним из зданий дворцового комплекса является Хава-Махал - «дворец ветров». Он необычен как своим внешним видом, так и устройством.

Рассказывают, что махараджа Савай Пратап Сингх, задумавший в конце XVIII века построить помещение для своих многочисленных жен и наложниц, увидел на статуе бога Кришны прекрасный венец и решил повторить его в камне. Возможно, так оно и было на самом деле - определенное сходство между «дворцом ветров» и венцом Кришны, несомнейно, имеется.

Тысяча окон

Хава-Махал - «дворец ветров»

Вообще-то говоря, Хава-Махал не является домом, в котором постоянно жили жены и наложницы махараджей. Дворец меньше всего похож на жилое помещение. О том, что это здание не предназначено для повседневной жизни, можно судить по плоской форме дворца, напоминающего в плане поставленную на ребро коробку для конфет. Ширина его всего 15 метров. Вдоль многочисленных окон расположены маленькие комнатушки.

Весь этот роскошный комплекс предназначался лишь для того, чтобы жены и наложницы махараджи могли созерцать повседневную жизнь столицы Раджастхана. А также любоваться праздничными процессиями, проходившими мимо стен дворца. Хава-Махал вплотную примыкает к зенане - так называется женская часть комплекса, предназначенная для гарема во дворце махараджи. Вот там женщины действительно жили.

Архитектор ухитрился спроектировать Хава-Махал так, что самих красавиц снаружи никто разглядеть не мог. Размеры всех окон в этом дворце таковы, что человек не сможет в них просунуть свою голову. Хотя Раджастхан и не был исламизирован во времена владычества Великих Моголов, женам раджпутов полагалось соблюдать «пурдах» - строжайшее правило, по которому от них требовалось скрывать свои лица от посторонних.

Окна в этом необычном дворце - основная и самая важная часть его архитектурного убранства. Хава-Махал часто называют «дворцом тысячи окон». На самом же деле их там чуть поменьше - «всего» 953. Причем часто они расположены в несколько рядов. Такое количество балкончиков и окошек делает фасад дворца ажурным. А ниши покрывает еще и кружевной орнамент. Индийская архитектурная традиция считает, что на стене дома не должно быть ни сантиметра поверхности, не украшенной изображениями богов, людей или животных, на худой конец - вычурной резьбой.

Своеобразным повторяющимся элементом архитектуры Хава-Махала является восьмиугольная беседка, увенчанная куполом, похожим на шлем средневекового воина. Иногда она существует сама по себе, как башенка дворца, иногда же наполовину выступает из стены, как эркер или крытый балкон.

Спасение от жары

Форма здания отражала иерархическую пирамиду, существовавшую внутри гарема. Любимые жены махараджи располагались на самом верху, простые наложницы - в нижних палатах. Поэтому верхние помещения Хава-Махала, в отличие от нижних, изукрашены многочисленными цветными витражами.

Но, как уже говорилось, основной частью архитектуры Хава-Махала были окна. Они относились еще и к сложной вентиляционной системе дворца, удивляющей его посетителей и поныне. Система окон, внутренних труб и отверстий создает во дворце постоянную тягу. И легкий ветерок непрерывно овевает комнаты. Причем чем сильнее на улице жара, тем сильнее по помещениям дворца растекаются потоки воздуха. Можно только удивляться искусству и сметке мастеров, которые чисто эмпирическим путем рассчитали естественную систему вентиляции, которая работала без вентиляторов и кондиционеров.

Как же благодарны должны были быть им женщины, находившиеся в маленьких комнатках Хава-Махала днем, когда жаркое индийское солнце стояло у них над головой! В знойном климате Джайпура о сквознячках и прохладе мечтал каждый житель столицы Раджастхана. Именно из-за того, что Хава-Махал постоянно продувался свежими потоками воздуха, это удивительное сооружение и получило свое название - «дворец ветров».

Еще одним удобством для изнеженных жен и наложниц махараджи было отсутствие во дворце лестниц. С этажа на этаж в Хава-Махал ведут дорожки с пологим подъемом. На них нет не только ступеней, но даже и перил. А чтобы ножки красавиц при этом не скользили на каменных плитах, следовало надевать специальную обувь.

Сейчас Хава-Махал - это памятник архитектуры и музей. Тысячи туристов ежедневно посещают дворец, созданный руками индийских зодчих из местного розового песчаника. Кому-то дворец напоминает гигантские пчелиные соты, кому-то - шкатулку с драгоценностями. Туристам из России он напоминает сказочный пряничный терем. Это уже кому что ближе. Но все сходятся в одном: Хава-Махал - чудесный образец архитектуры страны чудес - Индии, древней и вечно молодой.

Игорь СЕМЕНОВ

Индийские самураи

Название «Раджастхан» в переводе с хинди на русский язык означает «страна раджей». «Раджпут» (санскритское словосочетание «раджа путра») означает «сын царя» или «сын раджи». Этническое происхождение раджпутов Индии до сих пор точно не установлено. Существует версия, что по происхождению они восходят к сакам и гуннам-эфталитам, переселившимся в Индию из Центральной Азии в период между I и VI веками. Также существует индийская версия происхождения раджпутов, утверждающая, что они издавна жили в Северной Индии и носили название «кшатрии», а имя «раджпуты» приобрели в период раннего Средневековья.

Раджпуты стали барьером на пути исламизации Индии. Они яростно сопротивлялись захватчикам, а когда ситуация казалась безвыходной, совершали массовое самоубийство - джаухар.





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Невероятные артефакты