Тайны Миштекских кодексовВ Америке очень популярны комиксы. Но мало кто знает, что истории в картинках там составляли еще до открытий Колумба. Больше всего рисованных доколумбовых книг - так называемых пиктографических кодексов - сохранилось от миштеков, по сей день живущих в мексиканском штате Оахака. От иероглифов - к картинкамСперва миштеки пользовались иероглифическим письмом, но примерно с X века заменили его пиктографией. В многонациональной Оахаке она оказалась удобнее. Иероглифы, не зная языка, не разберешь, а рисунки всем понятны. Правда, если ключевые символы и общая канва событий забывались, важный документ превращался в бессмысленный набор картинок. Так и восприняли древние рукописи испанские конкистадоры. Некоторые честно пытались разобраться в странных знаках, но большинство просто сжигали «дьявольские книги» и вскоре практически все их уничтожили. Но нескольким манускриптам повезло - их отослали в метрополию как забавный туземный курьез. Часть из них затерялась. А вот другая часть... В середине XVII века английский юрист и антиквар Джон Селден приобрел сложенный гармошкой манускрипт из оленьей кожи со странными многоцветными рисунками. После смерти коллекционера в 1654 году артефакт, названный «кодексом Селден», оказался в Бодлианской библиотеке Оксфордского университета Британии. Там уже дожидался другой, похожий манускрипт - кодекс Бодли - с запутанной, как приключенческий роман, историей. Третий кодекс нашел в 1677 году пристанище в Императорской библиотеке Вены. Судьба его была еще удивительнее. Не исключено, что именно он в 1519 году попал в руки Кортеса и вместе с другим, названным впоследствии «кодексом Нэттол», был послан в дар Карлу V. Прежде чем осесть в Вене, кодекс побывал во многих местах - даже в Константинополе, так как одно время назывался Византийским, или Константинопольским кодексом. Сейчас он зовется Венским (Виндобоненсис), или Мексиканским. История второго манускрипта, преподнесенного в дар королю, известна значительно хуже. Уже в XIX веке им владел барон Зуч. В 1831 году кодексы были включены в 10-томное издание лорда Кингсборо «Мексиканские древности», после чего о них снова надолго забыли. Наконец, в 1902 году кодекс Зуч был опубликован еще раз, а американская исследовательница Зелия Нэттол, изучив его, предположила, что в кодексе описаны исторические события, а не мифы, как считалось раньше. В 1931 году известный мексиканский археолог Альфонсо Касо заметил, что рисунки в кодексах напоминают те изображения, что встретились ему на керамических сосудах из знаменитой гробницы №7 в Монте-Альбане и в других миштекских погребениях. Он сделал попытку «прочесть» кодексы, используя раннеколониальные документы миштеков, написанные как латиницей, так и пиктографией. Результаты исследований ученый обобщил в фундаментальной работе «Короли и королевства Миштекии», изданной уже после его смерти. После прорыва Касо началось серьезное изучение миштекских кодексов. Выяснилось - первыми древние «комиксы» описали... служители церкви! «Комиксы» древней МексикиМиссионеры сообщали, что у миштекской знати в XVI веке хранилось множество книг, которые содержали историю царской династии, начиная с мифических предков-богов. Похваляясь древностью рода, владыки развешивали их по всей длине комнаты или устраивали на пирах «костюмированные чтения», при которых гости, одетые как персонажи хроник, слушали сагу о легендарных героях, выпивая и закусывая из приборов, расписанных сценами из кодексов. Манускрипт представлял собой длинную полосу из оленьей кожи, на которую наносились рисунки. «Книгу» складывали в виде гармошки и покрывали «обложками» - дощечками, обтянутыми кожей. Листы, по словам миссионеров, заполнялись столь емкими знаками, что одна-единственная страница могла содержать информацию «о местности, городе, провинции, годе, месяце, дне, вместе с именами богов, церемониями и жертвоприношениями, или победами, которые они праздновали...» Все важные события были датированы. Казалось бы - подарок для историков, но нет! Система летосчисления миштеков специфична, и соотнести ее с нашим календарем довольно затруднительно. Название дня состояло из комбинации одного из 20 особых знаков и чисел от 1 до 13. Цифры записывались точками, а знаки носили названия растений, животных, понятий и изображались соответственно. После 13 счет шел по новой и возвращался к началу лишь через 260 дней - 13x20. Это число составляло священный, ритуальный год, который совпадает со сроком беременности. Возможно, именно поэтому миштеки получали имена по дню, в который они родились, - на наш взгляд, курьезные, порой неблагозвучные: 8 Олень, 6 Обезьяна, 1 Смерть, 4 Ветер... И число, и знак дня могли быть хорошими или плохими - по ним жрецы определяли судьбу человека. Был у миштеков и солнечный календарь, который состоял из 18 20-дневных месяцев и пяти «лишних», «несчастливых» дней. Годы, как и дни, считались от 1 до 13. Одно и то же число и название выпадали раз в 52 года (13x4). Тогда же истекали 73 цикла священного, ритуального года. Приходил другой «век», и счет начинался сначала. «Века» миштеки не нумеровали, и установить их хронологию довольно сложно (как если бы у нас указывали год, но при этом забывали о столетии). Для корреляции используют несколько кодексов, а также документы XVI века, в которых даты записаны как традиционным, так и новым, европейским способом. Также часто возникает путаница из-за ошибок и корректировок переписчиков. Прибавлена или стерта пара точек - и получается совсем другая дата или имя! Один персонаж превращается в двух, а двое кажутся одним и тем же человеком. Часто искажения были умышленными - кодексы корректировались в целях пропаганды. При их сопоставлении заметили курьезы: дети умирают до свадьбы родителей, дед рождается одновременно с внуком, а кое-кто женится... до появления на свет! Возникают недоразумения и с названиями. Иероглиф местности состоял из нескольких элементов: знака, обозначающего объект, которому прилагалось одно или несколько определений, а иногда и обстоятельства - «у подножия», «вверху» и так далее. Казалось бы, несложная система. Но что именно имел в виду древний художник, распознать порою нелегко. О чем они рассказывают?Считается, что основных кодексов - семь: Селден, Бодли, Зуч-Нэттол, Виндобоненсис (Венский, Мексиканский), Коломбино, Беккер I и Беккер II. Иногда добавляют 8-й - Эгертон, но он еще плохо изучен. Первый из обнаруженных манускриптов - Селден - оказался самым «юным». Он создан между 1556 и 1560 годами. Правда, недавно ученые выяснили, что на обратной стороне был более древний текст, который стерли, чтобы что-то написать, но почему-то этого не сделали. На 20 рисованных «страницах» кодекса - шесть веков истории государства Аньюте (Хальтепека): рождение мифических предков царей, судьба великой правительницы 6 Обезьяны, конфликт с могучим городом Тилатонго, смены династий, поражения, победы и альянсы. Составляли его для испанцев - чтобы подтвердить права бывших владык на спорную территорию. Кодекс Бодпи тоже создан в XVI веке, но до конкисты или после - неизвестно. На лицевой стороне - рассказ о мифических предках владык Тилатонго, о деяниях завоевателя 8 Олень и царей основанной им династии. На обратной стороне фокус смещается. В центре внимания писцов - генеалогия правящего дома Тлашиако, владыки которого были дальними потомками другого легендарного героя по имени 4 Ветер - сына 6 Обезьяны, состоявшего в борьбе с 8 Оленем. Кодексы Зуч-Нэттол и Венский расписаны в XIV или XV веке. Они содержат как мифы, так и исторические сведения, вспоминают и 8 Оленя. Венский - самый длинный кодекс - 13,5 метра! Последние три кодекса объединяются в единый свод. Коломбино и Беккер I считаются частями одного - в 1996 году они были изданы вместе под именем «Кодекс Альфонсо Касо». Помимо истории 8 Оленя и его потомков, они рассказывают о его противниках - 6 Обезьяне и 4 Ветре. Это самые древние кодексы. Касо полагал, что их создали в XII-XIII веках. Интерпретировать кодексы сложно, однако благодаря кропотливой работе ученых мы теперь можем наметить основные вехи миштекской истории. Татьяна ПЛИХНЕВИЧ Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|