Память языческой РусиЗа «Велесовой книгой» до сих пор охотятся искатели сокровищ, члены эзотерических сект и тайных мистических обществ. По их мнению, это послание, нацарапанное на деревянных дощечках, доказывает, что русской культуре и истории на несколько веков больше, чем мы думаем. Велесова книга» имеет крайне неоднозначную репутацию. Некоторые любители славянской истории воспринимают ее настолько серьезно, что превратили в некую «языческую библию». Считается, что она рассказывает о русах - потомках Даждьбога. Об их великих вождях Богумире и Орее. О том, как славянские племена пришли из Центральной Азии и расселились по берегам Дуная. О битвах с готами, гуннами и аварами. Между тем профессиональные историки и лингвисты в один голос утверждают: «Велесова книга» - не более чем банальная и не слишком хорошо сделанная фальсификация. Березовая мудрость предков«Велесовой книгой» называют тексты, записанные на березовых дощечках. Они охватывают историю Руси на протяжении полутора тысячелетий, начиная примерно с 650 года до нашей эры. По преданию, написана она волхвом Ягайло Ганом, который погиб в 878 году в битве с варягами. После его смерти письмена хранились в Киеве. Их держал в руках легендарный Вещий Олег. Но к середине XI века они оказались в опасности. После крещения Руси проповедники новой религии стали избавляться от следов язычества. Сжигались идолы древних богов, осквернялись капища. Христиане знали о существовании «Велесовой книги» и хотели ее уничтожить. Но древнюю реликвию удалось спрятать. Дальше история на несколько веков опускает непроницаемый занавес над ее судьбой. Все написанное выше - скорее, легенда, чем история. Первые реальные упоминания о «Велесовой книге» относятся к 1820-м годам. Именно тогда, говорят, она появилась в коллекции собирателя древностей Александра Сулакадзева. Этот человек имел сложившуюся репутацию фальсификатора исторических документов и изготовителя многих подделок. Второй раз эта книга, или нечто на нее похожее, фигурирует в 1898 году в каталоге коллекционера А.Н. Папина как «подделка рукописей и песен». Но точно ли это была «Велесова книга» - до сих пор неизвестно. Папин записал ее так: «Патриархи. Вся вырезана на буковых досках числом 45». Таинственное послание волхвов вновь всплыло в разгар Гражданской войны. В 1919 году белогвардейский офицер, полковник Федор Изенбек, нашел в каком-то разрушенном имении неких князей древние дощечки, сильно изъеденные короедами и временем. Они якобы в беспорядке валялись на полу разграбленной библиотеки. Дощечки были примерно одного размера (38x22 см), толщиной в полсантиметра, на каждой из них было отверстие для крепления шнуром. Видимо, в начальном варианте все дощечки были скреплены между собой, и их можно было перелистывать как страницы книги. Текст на табличках был процарапан шилом или иглой, а возможно, даже выжжен, после чего покрыт лаком или маслом. Изенбек, интересовавшийся археологией, вывез дощечки с собой в эмиграцию в Брюссель. Там он показал их автору сочинений по славянскому фольклору Юрию Миролюбову, который и занялся их изучением. По следу «Аненербе»Миролюбов не был ни историком, ни археологом, но сразу решил, что имеет дело с серьезной исторической находкой. Поэтому он тщательно скопировал таблички и запечатлел их на пленке. Собственноручно сделанные бумажные копии дощечек и их перевод Миролюбов регулярно отсылал в Музей русской культуры в Сан-Франциско. Благодаря его стараниям удалось получить довольно четкую фотографию одной из них и менее четкие снимки еще нескольких. В августе 1941 года Изенбек скоропостижно скончался. Все свое имущество он завещал Миролюбову. Но когда исследователь пришел в квартиру усопшего, древних дощечек он не обнаружил. Исчез даже весь архив Изенбека. Существует конспирологическая версия, что дощечки и архив были похищены сотрудниками немецкой организации «Аненербе», охотившейся за «наследием предков». Известно, что эта организация очень интересовалась различными таинственными рукописями, манускриптами и артефактами, добывая их любыми способами в самых разных точках мира. Однако удивительно, что исчезли даже фотографии дощечек из музея в Сан-Франциско! Уцелела только одна... С тех пор березовая рукопись как в воду канула. Потомкам остались лишь размытые фотографии, сделанные Миролюбовым, и его рассказы. О книге мир узнал в 1953 году, когда в русском журнале «Жар-птица», издававшемся в Сан-Франциско, появилась сенсационная статья. Там говорилось, что из Бельгии получены фотографии некоторых дощечек с текстами «Велесовой книги». С 1957 года журнал начал публиковать переводы этих текстов. Тест на подлинность«Надувательство», - именно так отреагировали на Публикации в западной прессе советские ученые. Пишут, что крупнейший специалист по древнерусской истории академик Дмитрий Лихачев лишь мельком пробежал глазами несколько строк и сразу понял, что «Велесова книга» является фальшивкой. Заключение лингвистической экспертизы было опубликовано в 1960 году в советском журнале «Вопросы языкознания». Там было написано, что фотоснимок сделан «не с дощечки, а с прориси на бумаге», а язык и содержание «Велесовой книги» свидетельствуют о подделке. Изучив язык «Велесовой книги», лингвисты пришли к выводу, что он не является естественным для какой-либо эпохи. Это лишь результат деятельности фальсификатора, пытавшегося стилизовать написанные им тексты под древность, но не имевшего понятия об истории славянских языков... Вердикт знатоков настоящих древнерусских летописей был суров: «Велесова книга» сделана шарлатанами в XIX или в XX веке. И наиболее вероятным фальсификатором текста являлся сам Юрий Миролюбов. В СССР о фальшивке вскоре забыли. Лишь очень редко о ней упоминали в научно-популярных статьях. Издавать же ее перевод никому даже в голову не приходило. Но вот наступили новые времена. В 1990 году был впервые полностью опубликован текст «Велесовой книги». Из него легковерные читатели смогли узнать, что история русичей начинается в IX веке до нашей эры и жили они тогда в Семиречье - регионе на севере Индии. Затем они неоднократно мигрировали, успели побывать в плену у вавилонского царя и в конце концов достигли Скифии, чтобы осесть в Карпатах около VII века до нашей эры. В дальнейшем русичи мирно жили на Днепре, а потом разделились на две ветви - одна оказалась под властью пришлых хазар, другая же нашла защиту у иранца по имени Скотень. На протяжении веков русичи постепенно теснили хазар, попутно воюя с готами и гуннами. В конце концов, одним из сыновей вождя Орея, Кием, был основан город Киев. Который захватили варяги во главе с Аскольдом и Диром. Дальнейшие события «Велесова книга» не описывает, передавая «эстафету» «Повести временных лет». Немало говорится в «Велесовой книге» и о религии древних славян. Причем многое идет вразрез со всеми сведениями, которые известны ученым из исторических источников. Очень сильно, например, преувеличена роль бога скота Велеса, который неожиданно становится учителем земледелия, ремесел и дает народу моральные заповеди. Нигде, кроме как в «Велесовой книге», не встречается и учение о Яви, Прави и Нави, на котором якобы строилось миропонимание древних славян. Если слово «навь» еще можно встретить в древнеславянских текстах (оно означает мертвеца), то вот Явь и Правь являются выдумкой неизвестного автора «Велесовой книги». Без сомнения, споры об этой книге могло бы решить изучение подлинника. Но где находятся дощечки, уцелели ли они во Вторую мировую войну? Да и вообще, существовали ли в природе? Ведь знаем мы о них только по рассказам Миролюбова, да по сомнительного качества фотографиям. В одной из публикаций о «Велесовой книге» промелькнула информация о том, что в 2003 году на закрытом аукционе в Нью-Йорке были выставлены две деревянные дощечки со славянскими письменами. Их очень быстро приобрел неизвестный покупатель за 550 тысяч долларов. Появилось предположение, что «Велесова книга» была разделена и попала к разным хозяевам. Правда, по другой версии, на аукционе, скорее всего, была продана искусная подделка. Так что великая мистификация продолжает жить своей жизнью. Ирина ЕРОФЕЕВА Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|