Аварцы: почитатели волка

Автор: Maks Фев 6, 2022

Аварцы — коренной кавказский народ. В мире их насчитывается более миллиона, причем большая часть — 850 тысяч — проживает в Дагестане.

ОТКУДА ПОШЛО НАЗВАНИЕ?

Хотя аварцы считают себя единым народом, среди них выделяются более мелкие этнические группы, именуемые по месту проживания: багулалы, хваршины, чамалинцы, ботлихцы и т.д. В разных местностях имеются ярко выраженные диалектные различия, однако все аварцы легко понимают друг друга.

О происхождении названия «аварец» среди ученых нет единого мнения. Некоторые производят его от древнего кочевого народа аваров. Другие полагают, что аварцы названы так из-за средневекового правителя по имени Авар. По третьей версии, название аварцам дали тюркские племена. В их языке слова «авар» и «аварала» значат «беспокойный», «тревожный», «воинственный», «дерзкий».

Сами же аварцы называли себя маарулалами, что переводится как «горец» или «верховный».

Предки аварцев появились в Дагестане в начале нашей эры. Это были племена албанов, легов и гелов, которые входили в состав древнейшего государства на Восточном Кавказе — Кавказской Албании.

В VI веке через Северный Кавказ в Европу вторглись авары («вархуны») — кочевой народ из Центральной Азии. Они дали начало государству Сарир — крупнейшему и самому могущественному в раннесредневековом Дагестане. Здесь процветали ремесла, сельское хозяйство, торговля. Соседние государства платили правителям Сарира дань золотом, серебром, тканями, мехами, продовольствием, оружием.

Вначале жители Сарира были язычниками, верили в белых и черных духов. У первых просили милости, выздоровления, удачи, а от вторых носили обереги. Тотемными животными были волки и орлы. Волка называли «божьим сторожем», уважали его за смелость, независимость и стремление жить по своим правилам. Культ волка существует среди аварцев до сих пор. Орлов почитали за силу и свободолюбие и говорили: «Как орлы не улетают зимовать в теплые края, так и сарирцы никогда не покинут родину». Эти черты характера сохранили и нынешние аварцы.

Затем на смену языческим верованиям пришло православие. Но в XII-XIII веках огромное влияние приобрели исламские проповедники, которые обратили в новую веру практически все население.

В БОЯХ ЗА СВОБОДУ

Монгольское нашествие не затронуло созданное на территории Сарира Аварское ханство, которое заключило союз с Золотой Ордой, подкрепленный династическими браками.

В XVIII столетии в Дагестан вторглась персидская армия Надир-шаха. Она быстро захватила все окрестные земли, однако сопротивление аварцев не удалось сломить. Итогом противостояния стала битва осенью 1741 года, продолжавшаяся пять дней и закончившаяся победой аварцев. Потери Надир-шаха были огромны: из 52 тысяч в живых осталось лишь 27 тысяч воинов. И это при том, что персы использовали весь арсенал вооружения тех лет, аварцы же — лишь мушкеты и сабли.

В 1803 году Аварское ханство перестало существовать и часть аварских территорий вошла в состав Российской империи. Однако русские не учли свободолюбивый характер народа: резко обложили его налогами, стали вырубать леса и осваивать земли. В результате аварцы и другие народы Кавказа сплотились под знаменами шариата, а роль лидеров взяли на себя верховные имамы. Одним из народных героев, начавших священную войну против русских, стал Шамиль, руководивший движением 25 лет. Со временем его популярность стала падать, и аварцы вновь вошли в состав России. Российские правители учли прошлые ошибки. Они старались не угнетать народ, смягчали для него налоги. А специальное аварское подразделение даже входило в состав элитного караула, охранявшего покои монаршей семьи.

После революции аварцы вошли в состав Дагестанской АССР. Ныне это самостоятельная Республика Дагестан со своими культурными, политическими и религиозными особенностями.

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА

Главенствующее положение в аварской семье занимал мужчина. Он полностью обеспечивал семью, отвечал за воспитание детей, за выбор невест и будущей профессии для сыновей.

Несмотря на патриархальный уклад, женщина не находилась в униженном положении. Дом был ее царством, здесь она была главной и решала все хозяйственные вопросы, не спрашивая мнения мужа. В аварских женщинах ценили трудолюбие, покорный характер, порядочность, честность, чистоплотность, веселый нрав. Они отличались стройной фигурой и привлекательной внешностью.

Аварцы почитали и несказанно уважали женщин. Даже дотронуться до посторонней девушки было нельзя, а изнасилование означало кровную месть, поэтому практически никогда не встречалось.

Но при этом невестка, приходя в дом мужа, не имела права первая заговаривать с его родителями. Обычно свекровь заводила разговор уже на следующий день, а молчание свекра могло длиться годами. Впрочем, чаще всего родители мужа строили для сына новый дом, и после свадьбы молодая семья переходила жить туда.

В аварских семьях юношам и девушкам нельзя было оставаться наедине, притрагиваться друг к другу, тесно общаться. В доме всегда были женская и мужская половины, женщина спала и жила в одной комнате с детьми, а не с мужем. Когда мальчикам исполнялось 15 лет, они переходили жить в отцовскую спальню. Детей любили, но с детства приучали к труду и нравственности, обучали военному делу, поскольку сами аварцы считали себя народом-воином.

Свадьба у аварцев всегда проходила с размахом и длилась от трех до пяти дней. Невеста чаще всего выбиралась по сговору родителей. Практиковались даже «люлечные браки», когда дети считались обрученными с младенческого возраста.

Нередко родители предпочитали женить сына на двоюродной сестре. Но юноша и сам мог выбрать себе невесту. Для этого он приходил в дом приглянувшейся девушки и оставлял в нем свою вещь: нож, папаху, пояс. Это считалось предложением руки и сердца. Если избранница отвечала взаимностью, начиналось сватовство.

АварцыСлучалось, что родители не давали согласия на брак. Тогда молодые сбегали и венчались тайком. Потом им приходилось молить о родительском благословлении задним числом. И хотя такая свадьба считалась позором, прощение новая семья чаще всего получала.

А как быть засидевшимся в девках? Такую барышню по настоянию общества выводили на центральную площадь селения и просили назвать имя свободного мужчины, который ей нравится. И тому волей-неволей приходилось жениться на ней, если, конечно, он не был помолвлен с какой-то другой девушкой.

В первый день свадьбы шумное застолье устраивали у друга жениха, а лишь на второй день — в доме виновника торжества. Невесту, закутанную в ковер, приводили к вечеру и уводили в другую комнату, где она оставалась с подругами. На третий день родственники мужа чествовали молодоженов и дарили им подарки.

В новую семью невеста вводилась обрядом первой воды. Сестры жениха давали ей кувшин и с песнями шли вместе с ней за водой. При этом девушки селения преграждали ей дорогу и требовали выкуп за пропуск к роднику. После этого молодая была обязана включиться в повседневные хозяйственные дела.

ГОСТЬ ГЛАВНЕЕ ВСЕХ

Аварцы отличаются особым гостеприимством. Гость обладает преимуществом перед хозяином независимо от возраста и ранга. При рассаживании на торжественном пиру гостям, прибывшим издалека, оказывается предпочтение перед теми, кто живет по соседству. Такое же предпочтение отдается родственникам по материнской линий перед родственниками по отцовской.

Каждая аварская усадьба имела в своем составе кунацкую — помещение для гостей-мужчин, которая была готова к их приему в любое время суток. Перед входом в дом гости обязательно отдавали хозяину все оружие, кроме кинжала. Это означало, что отныне ответственность за безопасность прибывших хозяин брал на себя. Гость входил в дом вслед за хозяином и усаживался на почетное место. Нельзя было оставлять его одного, если он сам этого не хотел. Обычно к нему приставляли кого-нибудь из младших членов семьи, который должен был выполнять все его просьбы.

Однако гость тоже был связан большим количеством этикетных запретов и предписаний. Он не мог говорить, какие блюда ему хочется есть. Не имел права вмешиваться в семейные дела хозяина, входить в женские помещения, на кухню. Гость не мог уехать, не получив разрешения хозяина. Без разрешения он даже не мог просто встать из-за стола и выйти на двор. Считалось неприличным расхваливать что-нибудь в доме, так как, по традиции, хозяин обязан был отдать в дар понравившуюся гостю вещь.

Покидающего дом гостя обычай предписывал одаривать и провожать до пределов селения или даже района. При этом гость не мог отказаться от подарков.

Уезжая, гость обязательно приглашал хозяина навестить его, а при следующем посещении селения правила хорошего тона предписывали заехать к тому, у кого он гостил раньше. Невыполнение этого предписания было равносильно личному оскорблению.

Николай МЕДВЕДЕВ

  Рубрика: Праздники, нравы и традиции 63 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,192 сек. Потребление памяти:8.99 mb