Авто советской элиты

Автор: Maks Апр 9, 2021

Одним из символов советской эпохи был автомобиль «Волга» ГАЗ-24. Эта машина прочно ассоциировалась у граждан с престижем, достатком и привилегированным положением в обществе. Да и как могло быть иначе, если стоимость этого автомобиля равнялась нескольким годовым зарплатам, а приобрести его в свободной продаже было невозможно?

В легендарной советской комедии «Берегись автомобиля!» благородный вор Деточкин ворует только «Волги». Выбор на эту марку у угонщика пал не потому, что эта была самая дорогая серийная машина в стране, а потому что он был убежден, что честный человек такой автомобиль купить себе не может. И этот довод вполне имел логику.

Вдогонку за «Кадиллаком»

Своим появлением 24-я «Волга» была обязана предшественнице — «Волге» ГАЗ-21. Именно эти машины угонял Деточкин в нетленной комедии Эльдара Рязанова. Но уже в конце 1950-х стало ясно, что технически «Волга» с оленем на капоте не соответствует новым требованиям. Особенно проигрывал наш флагман тем автомобилям, что приехали на выставку американской промышленности в Москву в 1959 году. Так как на тот момент генсек Хрущев приказал «догнать и перегнать Америку», нашим конструкторам пришлось наверстывать упущенное. Хотя, признаться, сделать это было нелегко.

Тем не менее работа закипела. Первые образцы кузова дизайнеры Горького автозавода нарисовали по образу и подобию моделей Cadillac, с крыльями и широкими арками. Но пока эскизы были на рассмотрении, в США производители перестали выпускать автомобили подобного типа. На смену им пришли более изящные формы, автомобили стали приземистее, элегантнее, динамичнее. В итоге к 1964 году дизайнеры Пений Циколенко и Николай Киреев нарисовали тот самый облик, по которому ГАЗ-24 не спутать ни с одной машиной в мире. На тот момент их коллеги из других отделов уже продумали начинку будущего автомобиля.

Конструкторы предложили комплектовать «Волгу» четырьмя типами двигателя. Базовым считали 2,5-литровый 4-цилиндровый агрегат мощностью 85 «лошадок», ранее устанавливаемый на ГАЗ-21. Для экспортного варианта предусмотрели 3,0-литровый V-образный мотор на 6 «горшков» и 136 лошадиных сил. В планах был вариант и с дизельным движком, на случай если европейские таксопарки решат купить партию «волг». Последним вариантом был V-образный двигатель в 8 цилиндров и 195 «лошадей». Этот мотор ставили также на «Чайку», а «Волгу» он должен был разгонять до 200 километров в час. Такой автомобиль мог догнать любого нарушителя. Естественно, что он предназначался для спецслужб и милиции. Ранее на ГАЗ-21 уже ставили этот движок от «Чайки», превращая ее в кагэбэшный спорткар. Решили то же самое сделать и с новой моделью.

Увы, весь этот ряд так и остался мечтами. В реальность воплотился лишь первый вариант с 2,5-литровым мотором в 85 лошадиных сил. Правда, в 1973 году горьковчане все же установили «чайковский» мотор в ГАЗ-24, и, в отличие от предыдущей модели, новая была послушнее и динамичнее.

Реальность и легенды

ГАЗ -24 «Волга»В серийное производство новую «Волгу» хотели запустить еще в начале 1967 года, зарубежные автодилеры ГАЗа даже провели рекламную кампанию. Но, как всегда, вмешались неотложные нужды в виде оборонного заказа для Ближнего Востока, и «волги» пошли с конвейера только в 1970-м. В тот же год, когда появилась и легендарная «копейка». Справедливости ради заметим, что технически ВАЗ-2101 — более совершенная машина, но «Волга» была престижнее и шикарнее. Помимо просторного салона, здесь была хорошая шумоизоляция (проигрывала только «Чайке»), а ресурс двигателя, по документации производителя, составлял 250 тысяч километров. На «жигулях» и «москвичах» ресурс был в два раза меньше. Стоила «Волга» в 1970-м 8500 рублей против 5600 за «Жигули». Интересно, что ГАЗу себестоимость машины обходилась в 2700 рублей, и накрутка составляла 320 процентов!

Основными потребителями ГАЗ-24 стали чиновников всех рангов, директора предприятий, милиция и спецслужбы, такси и позднее скорая помощь. В народе быстро составили классификацию «волг» по цвету: желтый — такси; серый, серо-голубой и бежевый — для низшего руководства или редких частников, белые — для руководителей среднего звена, черные — для партийной и хозяйственной элиты.

Был своя «Волга» и у генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева. Для официальных поездок он, конечно, использовал «Чайки», а вот на «Волге» ездил на охоту. Притом что ГАЗ-24 была тяжела, и даже на грунтовой дороге на ней был риск сесть на пузо. Поэтому модель у Брежнева была специальная — с трансмиссией от УАЗ-469 и соответствующей ходовой. Кроме Леонида Ильича, такой вездеход был еще у четырех владельцев на весь СССР.

За рубежом «Волгу» неплохо покупали в Скандинавии и на Ближнем Востоке. Экспортировали автомобиль и в США, где он стоил 7650 долларов. Но там спрос был низким, ибо роскошных конкурентов, пусть даже и выше ценой, имелось масса.

В социалистических странах Восточной Европы ГАЗ-24 тоже был автомобилем элиты. На нем ездили секретари местных соцпартий и представители спецслужб. Интересно, что в 1970-е годы в Венгрии, Чехословакии и Болгарии была популярна легенда о черной «Волге». Якобы автомобиль с агентами КГБ кружил по улицам городков в поисках жертвы. Когда «Волга» останавливалась рядом с жертвой, опускалось тонированное стекло, и водитель спрашивал: «Сколько времени?» Прохожий мешкался, и в это время с заднего сиденья выскакивали молодчики и затаскивали его в салон. После чего машина резко срывалась с места. Позднее роль похитителей из КГБ заняли вампиры, монахи и даже сам сатана. Неизменно было лишь одно — черная «Волга» с тонированными стеклами.

Неувядаемый бренд

Черная «Волга» была любимым автомобилем не только у партийной элиты, но и у всевозможных цеховиков и работников торговли. В 1980-м на автомобильном рынке южане могли, не торгуясь, отдать за новую черную «Волгу» ГАЗ-24 50 тысяч рублей при госцене в 16200!

Для простого человека купить новую «Волгу» можно было лишь на предприятии.

Но для этого нужно было не просто обладать деньгами, но и отстоять очередь в несколько лет или быть передовиком производства. А когда новая машина стояла в гараже, появлялась головная боль, как уберечь ее от похитителей. Охота за такой машиной велась постоянно.

Другим способом приобрести «Волгу» было выкупить списанный экземпляр в таксопарке или на станции скорой помощи. Но и это было непросто. Из такси списанные «волги» выкупали сами таксисты, которые знали, чего ждать от той или иной машины. После ремонта и перекраски такая машина много лет радовала глаз хозяина. Кстати, хотя надежность «Волги» вызывала вопросы, ее ремонтопригодность была на высоте. Как говорили в народе, с помощью гаечного ключа, отвертки и трехлитровой банки пива у «Волги» можно было починить любую поломку.

Горьковский автозавод с небольшими изменениями выпускал ГАЗ-24 до 1993 года, а после стал производить ГАЗ-31029. Последняя не шла ни в какое сравнение с предшественницей, была ненадежной и быстро ржавела. В народе ее прозвали «ослобык», но благодаря бренду «Волга» ее худо-бедно покупали. И все-таки спрос падал. Вице-премьер РФ Борис Немцов, бывший губернатор Нижегородской области, хотел вернуть популярность «Волге» с помощью обязательных покупок для нужд чиновников, но идея не прошла. Сам Немцов «Волгой» тоже не пользовался. Поэтому в народной памяти как образец советской роскоши осталась не последняя 31-я «Волга», а легендарная 24-я. Кстати, базовая версия «Волги» ГАЗ-24 за всю историю была выпущена тиражом в полтора миллиона экземпляров!

Алексей МАРТОВ

Загадки истории » Без рубрики » Авто советской элиты

, , ,   Рубрика: Без рубрики 160 раз просмотрели




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:34. Время генерации:0,166 сек. Потребление памяти:9.05 mb