Балалайка, поиграй-ка

Автор: Maks Окт 21, 2022

Балалайка — это такой же символ России, как медведь или матрешка. Между тем неизвестно, кто и когда изобрел этот музыкальный инструмент.

ЗАПРЕТНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Есть несколько версий происхождения названия «балалайка». Русская версия утверждает, что слово произошло от глаголов «балакать» или «балаболить». Сторонники восточного происхождения этого музыкального инструмента приводят другой аргумент: слово «балалайка» происходит от «бала», что в тюркских языках означает «дитя», «малыш».

Некий музыкальный инструмент, двухструнный и похожий на балалайку по конструкции и звучанию, описывают арабские путешественники X века. Правда, видели они его не в Киеве и не в Новгороде, а в Волжской Булгарии. А русские князья услаждали слух звуками гуслей (в юго-западных землях — домра). Зато в литовской хронике XIV века упоминается «татарин, игравший в балалайку». Так что, наверное, восточная версия более правильная.

С XVII века балалайка получила распространение в России и быстро завоевала популярность в народе. Как тогда выглядела балалайка, мы можем только догадываться, так как самому старому сохранившемуся экземпляру всего 120 лет (он смотрится вполне для нас привычно). В старину никакого единообразия не было — ни в размерах, ни в числе струн, ни в звучании. Изготавливались балалайки кустарным способом.

Между прочим, у властей — и светских, и духовных — народный инструмент восторга не вызывал. Известен указ царя Алексея Михайловича, повелевшего собрать все балалайки в Москве и сжечь, ибо «нечего веселье распространять вместо работы». Тех, кто откажется сдавать балалайки, было приказано «пороть нещадно» и ссылать в Малороссию, чтобы весельчаки осваивали новые земли.

В 1719 году настоятель Александро-Свирского монастыря рассматривал жалобу на нескольких монахов, которые развращали братию. Помимо игры в шахматы, пьянства и курения табака, им вменялись в вину упражнения с домрами и балалайками. «Провинившиеся» инструменты вместе с шахматами были уничтожены прилюдно на монастырском дворе.

Но народную любовь было не перебороть. С балалайкой видели даже Петра I, а в забавах его Всепьянейшего и всешутейшего собора постоянно участвовал целый квартет этих инструментов. С XVIII века без них не обходились ни один трактир, ни одна ярмарка.

НА ИМПЕРАТОРСКОЙ СЦЕНЕ

БалалайкаВ XIX веке балалайки оставались в основном двухструнными, корпус, как правило, делали из высушенной тыквы.

После Наполеоновских войн в русской армии балалайки стали выдавать отличившимся солдатам. Считалось, что музицирование в свободное время повышает боевой дух. Закончившие службу солдаты могли забрать инструмент с собой.

При Николае I балалайка в очередной раз подверглась гонениям. Играть на ней было запрещено в поездах, на вокзалах, в правительственных учреждениях.

Народный музыкальный инструмент «вывел в свет» Василий Андреев. С ранних лет он увлекался музыкой и фольклором. Однажды в собственном имении услышал, как крестьяне играют на балалайках. Андреева так поразила своеобразная «перекличка» нескольких инструментов, что он не только выучился виртуозно играть, но и загорелся идеей вывести балалайку на театральную сцену.

Андреев подошел к делу профессионально. Он пригласил лучших мастеров, среди которых были Франц Пасербский и Семен Налимов. Они долго работали над усовершенствованием конструкции, тембром звучания, кропотливо подбирали материалы. В 1887 году появилась первая профессиональная балалайка.

Вместо «вязаных» ладов ее снабдили грифом с врезанными металлическими ладами, как у гитары, разделенным перекладинами на полутона. Андреев предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготавливать из бука, а также укоротить инструмент до 60-70 сантиметров. Вскоре Семен Налимов достиг такого мастерства, что пресса называла его «русский Страдивари».

Но сокровенной мечтой Андреева, по его собственному утверждению, оставалась идея «соединить фрак с балалайкой». Он открыл учебные классы в Петербурге, где началась история «Кружка любителей игры на балалайках под управлением Василия Андреева». 20 марта 1888 года в зале Городского кредитного общества кружок дал первый концерт, который прошел с огромным успехом.

Свое двадцатилетие коллектив отмечал уже в Мариинском театре. Некогда народный инструмент зазвучал для светской публики, включая коронованных особ. Андреев получил звание «солист его императорского величества» и учил играть на балалайке царевича Алексея, сына Николая II.

Василий ПЕРОВ

  Рубрика: Люди и вещи 157 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,213 сек. Потребление памяти:9.27 mb