Барышни Смольного

Автор: Maks Фев 2, 2022

Достаточно долгое время женщины в России были лишены многих прав, которыми свободно пользовались мужчины. К их числу относилось и право на образование. Ситуация изменилась в эпоху Екатерины Великой.

ВПЕРЕДИ ПРОСВЕЩЕННОЙ ЕВРОПЫ

«Славный век» Екатерины положил начало систематическому и полноценному женскому образованию в России. И в этом плане наша страна обгоняла даже самые передовые европейские государства.

Важную роль в деле женского образования играли институты благородных девиц. Они получили в дореволюционной России довольно широкое распространение. Первым и наиболее значимым из них, безусловно, был Смольный институт в Санкт-Петербурге, основанный императрицей в 1764 году. «Сей прекрасный цветник», как поэтично окрестил его великий писатель и историк Никалай Карамзин, послужил образцом для всех прочих женских учебных заведений такого типа: Екатерининского института в Санкт-Петербурге, Московского училища ордена св. Екатерины, Екатерининского института в Харькове.

В литературе Смольный описывался и оценивался по-разному. Встречаются откровенно карикатурные описания, как, например, у сатирика Салтыкова-Щедрина. Но он, естественно, в этом учебном заведении не учился. А вот, скажем, Елизавета Водовозова училась. Эта бывшая институтка тоже описывает Смольный не с самой лучшей стороны. Особенно раздражает ее тогдашняя начальница института Мария Леонтьева, насаждавшая «суровую дисциплину и вечную муштровку». Это, понятное дело, многим молодым барышням не очень нравилось.

Смольный институт благородных девицДействительно, Смольный институт был неким подобием монастыря, где воспитывали будущих образцовых фрейлин императриц и жен российских сановников. Вся образовательная система подстраивалась под эти задачи.

«Избыток образования» считался не только ненужным, но и опасным. Зато в стенах института всерьез изучались языки, музыка, изящные манеры, рукоделие, домашнее хозяйство, кулинария, танцы, пение. Выстроив девушек в зале, их часами обучали различным придворным церемониалам. В частности, «церемониалу целования руки августейших особ», который разработал такой тонкий ценитель всевозможных регламентов, как Павел I.,

НЕ ДЕЛАТЬ ИЗ НАУК СКУКИ!

Повседневная жизнь институток определялась Уставом воспитания двухсот благородных девиц, составленным Иваном Бецким, видным сподвижником Екатерины II.

В стенах Смольного должны были получать образование и воспитание 200 девиц в возрасте от 6 до 18 лет. В Уставе прописывались правила поведения смолянок и обязанности преподавателей. В частности, там предписывалось, чтобы «дети всегда имели вид бодрый и веселый». Указывалось, что не следует «делать из наук предметов скуки». Понятно, что о серьезном образовании при таком подходе говорить сложно.

Между тем императрица возлагала на свое детище большие надежды, о чем говорит и выбор Бецкого в качестве куратора. Иван Иванович долго жил в Париже, общался с энциклопедистами и вообще слыл человеком весьма образованным. Главной задачей Смольного было нравственное воспитание учениц, привитие им таких качеств, как благонравие, учтивость, религиозность, скромность, великодушие, кротость, «отвращение от всяких предерзостей». Каждая смолянка должна была стать une fille parfait («идеальной девушкой», или «парфеткой», как тогда говорили).

Более того, Екатерина, увлеченная идеями французских просветителей, мечтала о создании «новой породы людей», стремилась «новым способом образования содействовать смягчению грубых нравов русского общества». Замысел благородный, но подобные проекты для России того времени были чистой утопией. Это поняла и сама императрица к концу своего правления. Смольный институт просуществовал полтора века, до прихода к власти большевиков. Он оставил довольно большой след в отечественной истории и культуре. В его стенах учились многие известные женщины: Дарья Ливен, прославившаяся на дипломатическом поприще, Елена Денисьева, муза великого поэта Федора Тютчева, Екатерина Долгорукова, морганатическая супруга императора Александра II, Ариадна Скрябина, дочь выдающегося композитора и героиня французского Сопротивления.

С новыми — советскими реалиями Смольный институт был уже несовместим. Осенью 1917 года смолянки вместе со своей начальницей переехали в Новочеркасск, в начале 1919 года там состоялся последний выпуск.

И все же кое-какая преемственность сохранилась. Если посмотреть на форму советских школьниц, в ней можно найти много общего с формой смолянок.

Дмитрий ОВЧИННИКОВ

  Рубрика: Праздники, нравы и традиции 354 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,294 сек. Потребление памяти:9.67 mb