Беспилотник по-советски

Автор: Maks Сен 14, 2021

В июле 1989 года произошел один из самых необычных случаев в истории мировой авиации. У советского истребителя МиГ-23М, поднявшегося с аэродрома вблизи города Колобжега в Польше, в полете начались неполадки с двигателем. Пилот катапультировался — а неуправляемый самолет пролетел свыше 900 километров в воздушном пространстве Европы и упал на жилое строение в районе франко-бельгийской границы. В результате инцидента погиб местный 19-летний юноша, находившийся на веранде семейного фермерского дома. Приехавшие к месту происшествия полицейские долго ломали голову над тем, как крылатая машина с красными звездами оказалась на территории их страны.

Особенности конструкции

Самолет МиГ-23 (по кодификации НАТО, Flogger — «Бичеватель») — советский многоцелевой истребитель третьего поколения с изменяемой геометрией крыла. Имеет одноместную кабину с катапультным креслом.

Крылатая машина оснащена 23-миллиметровой авиапушкой, способной делать до 3200 выстрелов в минуту и нести две управляемые ракеты ближнего боя или четыре бомбы весом до 500 килограммов каждая. Истребитель может применяться как для борьбы с воздушными целями, так и для штурмовых ударов по земле.


Самолет находился на вооружении ВВС СССР с 1969 года и до распада страны. Всего за время производства было построено более 4000 моделей различных модификаций, из которых около 3500 находились на вооружении полков ВВС и ПВО в СССР, а также в советских частях на территории ГДР, Польши, Венгрии, Чехословакии, Монголии и Вьетнама.

Самолет поставлялся ряду государств — союзников советской страны: Алжиру, Анголе, Кубе, Египту, Ливии, Ираку, Индии, КНДР, Эфиопии, Сирии и другим странам. Истребитель участвовал в ряде локальных сражений: к примеру, в 1974-1976 годах Ливия приобрела у СССР 54 модели МиГ-23МС, которые применялись в военном конфликте этой страны с Египтом. А во время ирано-иракской войны 1980-1988 годов эти истребители в составе ВВС Ирака наносили массированные удары по авиабазам противника.

Вместе с тем, несмотря на прекрасные летные и боевые характеристики, самолет оказался очень сложным в управлении, а его оборудование не отличалось надежностью. Из-за особенностей конструкции при ремонте очень трудно было подобраться к двигателю, а для его замены пяти механикам приходилось работать более трех суток. Не исключено, что именно это обстоятельство сыграло важную роль в истории с крылатой машиной, которая без пилота пролетела чуть ли не пол-Европы. Истребитель постоянно совершенствовали — но он все равно зарекомендовал себя как очень сложная в эксплуатации машина.

Незначительная травма

Летное происшествие случилось 4 июля 1989 года. В 9 часов 8 минут по среднеевропейскому времени истребитель МиГ-23М ВВС СССР вылетел с военного аэродрома, расположенного, как уже говорилось, возле польского города Колобжега. Самолет пилотировал летчик первого класса полковник Николай Скуридин, занимавший должность начальника политотдела 239-й истребительной авиационной дивизии Северной группы войск. Офицер только что вернулся из отпуска, но в этот день совершал уже второй полет. Ракет на самолете не было, хотя на борту имелся боекомплект в 260 снарядов к 23-миллиметровой пушке.

Через 40 секунд после взлета Скуридин услышал хлопок в левом воздухосборнике. Обороты двигателя резко упали. Пилот сообщил о неполадках наземным службам, и ему разрешили катапультироваться. В это время самолет находился на высоте 300 метров, двигаясь со скоростью около 300 километров в час.

Скуридин успешно приземлился с высоты 150 метров, хотя и получил при этом незначительную травму руки. По показаниям пилота, когда он спускался на парашюте, за истребителем тянулся густой шлейф черного дыма.

Перед катапультированием пилот повернул крылатую машину в сторону моря. Локаторщики сообщили, что потеряли объект в районе прибрежных вод. На всякий случай к морю вылетели два других истребителя — но никаких следов самолета Скуридина не обнаружили.

В 10.00 исполняющий обязанности командующего авиацией Северной группы войск генерал-майор Владимир Огнев доложил в Москву о летном происшествии: катапультировавшийся летчик жив, принимаются меры к расследованию случившегося. «А где упал самолет?» — поинтересовалось столичное начальство. «Упал в море, никакого ущерба при этом не причинил» (Огнев имел в виду, что истребитель не угодил в какой-нибудь корабль или лодку).

Все успокоились. Но примерно через час в эфире западных теле- и радиостанций начали передавать сенсационную новость о падении советского военного самолета в Бельгии.

После катапультирования пилота

Советский истребитель МиГ-23МПозже выяснилось, что произошло удивительное: после катапультирования пилота самолет прекратил снижение, а его двигатель заработал нормально. МиГ-23М продолжил полет в автоматическом режиме, набрав высоту 12 километров при скорости 740 километров в час. Система опознавания «свой-чужой» была включена, поэтому самолет беспрепятственно пролетел над территорией стран Варшавского договора — Польши и ГДР.

В 9.44 радары ПВО в Западной Германии зафиксировали нарушение воздушной границы неизвестным объектом. Спустя две минуты с авиабазы Сустерберг (Нидерланды) в воздух были подняты два истребителя-перехватчика F-15 тактической истребительной эскадрильи ВВС США. К тому моменту произошло уже несколько случаев, когда советские летчики на крылатых машинах покидали соцлагерь, приземляясь на Западе. Поэтому перехватчикам была дана команда сбивать МиГ-23М только в самом крайнем случае.

В 10.05 (через пять минут после доклада генерала Огнева в Москву) американские самолеты поравнялись с советским истребителем — и пилоты доложили на землю, что в кабине никого нет, а ее фонарь открыт. Поскольку опасный объект летел над густонаселенными районами Европы, командование НАТО приняло решение не сбивать его, чтобы не рисковать жизнями на земле. МиГ-23М продолжил полет в сопровождении истребителей, по расчетам натовских стратегов, он должен был упасть в море в районе Ла-Манша.

Но в 10.37 советский истребитель, израсходовавший запас топлива, рухнул на землю. Это произошло на территории Бельгии, недалеко от границы с Францией, в деревне Беллегем. Крылатая машина упала на дом, принадлежавший семье местного фермера, при этом погиб сын хозяина, 19-летний Вим Деларе. Американские самолеты вернулись на базу, посчитав, что выполнили свое задание.

Компенсация владельцам баров

Бельгия и Нидерланды направили СССР ноты протеста в связи с полетом и катастрофой истребителя. Однако именно в это время отношения двух военных блоков (Организации Варшавского договора и НАТО) значительно потеплели, и ситуация разрешилась сравнительно благоприятно. Николай Скуридин высказал соболезнование родственникам погибшего, Советский Союз выплатил Бельгии компенсацию в размере 685 000 долларов. Любопытно, что деньги пошли не только семье фермера, но и владельцам нескольких местных баров и отелей, которые на время потеряли приезжих клиентов из-за опасений, что инцидент может повториться.

Советских специалистов допустили к месту катастрофы через десять дней, обломки самолета вывезли в СССР и тщательно изучили. Вины летчика в данном происшествии не нашли, причину временных неполадок установить не удалось. Но в ходе следствия выяснилось, что по документам двигатель данного самолета в течение года ремонтировался пять (!) раз. Может быть, из-за конструктивных особенностей крылатой машины, о которых уже говорилось выше, ремонт проводился формально?

Кстати, в СССР к тому времени было уже немало подобных происшествий — правда, оставленные экипажем самолеты не покидали территорию страны. Вот лишь несколько случаев.

11 июня 1964 года во время учебного полета на истребителе Су-9 из-за опасного снижения скорости экипаж в составе капитана Мельникова и инструктора майора Николаева катапультировался. Самолет после полной выработки топлива приземлился на поле в районе аэродрома, получил серьезные повреждения и был списан.

25 января 1965 года — аналогичный случай с истребителем Су-9: из-за отказа управления катапультировался пилот подполковник Овчаров. Самолет приземлился в 32 километрах от аэродрома, получив минимальные повреждения.

4 марта 1976 года во время испытаний палубного штурмовика Як-38 самопроизвольно сработала катапульта.

Пилота, полковника Хомякова, выбросило через остекление фонаря, а самолет самостоятельно набрал высоту в 10 000 метров и после выработки горючего упал в овраг.

История с истребителем МиГ-23М уникальна тем, что неуправляемая крылатая машина без всякого разрешения пересекла границы сразу нескольких стран — и ее полету в силу ряда причин так и не смогли помешать. И единственной жертвой этого казуса оказался несчастный Вим Деларе.

Элина ПОГОНИНА

  Рубрика: Назад в СССР 461 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,273 сек. Потребление памяти:9.67 mb