Битва за КВЖД

Автор: Maks Ноя 10, 2019

Не все войны, оканчивавшиеся для нашей страны удачно, имели благоприятные последствия. Наиболее ярким примером подобной несправедливости является подзабытый конфликт за КВЖД, разгоревшийся между Китаем и СССР в 1929 году.

Спорное наследство

В большой политике, как известно, не бывает друзей, только партнеры, отстаивающие собственные геополитические интересы. Тем не менее с Китаем, являющимся нашим соседом, у России сложились достаточно благоприятные союзнические отношения. Наиболее ярко единство интересов проявилось в середине прошлого века и в годы президентства В. В. Путина, когда наши страны активно поддерживают друг друга на международной арене. Не удивительно, что на фоне добрососедских отношений текущего исторического периода территориальные конфликты прошлого современные историки и журналисты лишний раз стараются не поднимать. Однако при этом следует помнить, что сегодняшний союзник, завтра может резко пересмотреть свои взгляды. Об этом нужно помнить всегда.

Похожая история произошла 90 лет назад, когда между нашими странами неожиданно разгорелся конфликт за Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД), связывающую Читу, Владивосток и Порт-Артур с Транссибирской магистралью. Построена данная железнодорожная трасса была в 1903 году. При этом существенный участок дороги проходил по Маньчжурии, на которую в то время претендовали Россия, Китай и Япония. Нашей стране, согласно дореволюционным соглашениям, принадлежала зона отчуждения, протянувшаяся вдоль железнодорожного полотна, на которой в основном жил обслуживающий персонал.

До революции 1917 года российский статус этой важнейшей железнодорожной магистрали вопросов ни у кого не вызывал. Совершенно логично, что после окончания Гражданской войны большевики во время установления дипломатических отношений с соседним Китаем в 1924 году оставили КВЖД за собой, что было зафиксировано в соответствующих двусторонних соглашениях. Однако в реалиях нового времени нетрудно было предположить, что китайцы со временем постараются забрать часть дороги, проходившей по спорной территории Маньчжурии, себе. Во-первых, у власти в Поднебесной тогда были республиканцы-националисты, а не более близкие нам коммунисты. Во-вторых, к данному шагу их активно подталкивали бежавшие в Китай белогвардейцы.

Забайкальское «Гуляй-поле»

Сегодня считается, что многочисленные «разноцветные» банды в первые годы советской власти бесчинствовали в основном на Украине. Это не совсем так. Немало их было и в Забайкалье, а также на других проблемных участках границы бывшей Российской империи. В частности, обосновавшиеся в Харбине и приграничных городах группы белогвардейцев, регулярно совершали набеги на железнодорожные составы, передвигавшиеся по КВЖД. Подобные провокации и грабежи начались в 1925 году, достигнув своего апогея к 1929 году. При этом советские власти вместо того, чтобы взять себе в союзники работников дороги настроили их резко против себя.

Особое негодование вызвал приказ начальника КВЖД от 1 июня 1925 года об увольнении всех служащих железной дороги, не обладавших советским или китайским гражданством. Учитывая неопределенный статус Маньчжурии, без работы осталось огромное количество железнодорожников, из которых 19 000 сразу обратились за советским гражданством, в то время, как гражданство Китая попросила всего тысяча человек.

Радикальное решение вопроса с КВЖД назрело к лету 1928 года, когда генерал Чан Кайши объединил Китай, переведя правительство в Нанкин. Как ни странно, узурпатора признало большинство стран мира, включая СССР. Напрасно. Вскоре Чан Кайши потребовал пересмотреть все, по его мнению, несправедливые договоры и соглашения. В том числе и вопрос принадлежности КВЖД.

Коварная агрессия

Бойцы РККА с захваченными гоминьдановскими знамёнамиПопытка захвата КВЖД войсками губернатора Маньчжурии Чжан Сюэляна поэтапно происходила с декабря 1928 года по весну 1929 года. Китайцы заняли телеграф, торговое и дипломатическое представительство СССР, а многие советские граждане были арестованы или подверглись гонениям. В своей массе рабочие, обслуживающие дорогу, были заменены на белоэмигрантов. Одновременно с враждебными действиями к границе СССР были стянуты китайские войска, усиленные добровольческими отрядами белогвардейцев. Советский Союз в ответ на данную агрессию 13 июля 1929 года ответил решительной нотой протеста, заявив о самых жестких последствиях для китайской стороны.

Однако Китай не пожелал возвращаться к соблюдению соглашения от 1924 года. Не видя иного выхода из создавшегося положения, СССР разорвал дипломатические отношения с Китаем, после чего перешел к активным военным действиям.

Восстановить справедливость должна была созданная для этой цели Особая Дальневосточная Армия под командованием В. К. Блюхера. При этом появилась удобная возможность обкатать новую военную технику, а также испытать на практике эффект от военных реформ М. В. Фрунзе. Против китайцев во время данной операции были направлены лучшие образцы военной техники тех лет: первые отечественные танки МС1, бомбардировщики, гидросамолеты и корабли Амурской флотилии. Советская группировка имела и хорошо обученный личный состав. Впрочем, китайцы не сильно уступали войскам В. К. Блюхера в технике и существенно превосходили в живой силе. Мукденская армия на момент начала боевых действий имела множество военных кораблей, бронепоезда и самолеты. Свои войска китайцы расположили вдоль железной дороги на промежутках Хайлар—Маньчжурия; Чжалайнор, Хайлар, Цицикар — южнее Благовещенска, а также в устье реки Сунгари и в районе Турьева Рога.

Неравная схватка

Согласно военным хроникам, боевые действия за КВЖД были разделены на три самостоятельные операции, реализованные войсками Красной Армии: Сунгарийская операция, Маньчжуро-Чжалайнорская операция и сражение у озера Ханка в Приморье. Уже первая операция оказалась успешной для советских войск, показав их преимущество на поле боя. Днем 12 октября 1929 года корабли Амурской флотилии, при поддержке гидросамолетов, разбили китайских моряков, высадили десант и заставили врага уйти вглубь своей территории.

Далее в ходе наступательных действий был взят Фугдин, а Сунгарийская группировка китайцев разбита. Благоприятно осуществилась и Маньчжуро-Чжалайнорская операция. Кавалерийская бригада, при поддержке трех пехотных дивизий, окружила китайские войска и 18 ноября 1929 года заняла станцию Маньчжурия, взяв одноименный город. Вблизи озера Ханка китайцы также потерпели сокрушительное поражение. Несопоставимыми оказались и потери сторон: 281 погибший в РККА против более 2000 убитых в Мукденской армии.

Вынужденная сделка

После унизительного поражения от Красной Армии китайская сторона попросила провести переговоры. Данная возможность была предоставлена. По итогам двусторонней встречи 22 декабря 1929 года в Хабаровске был подписан новый советско-китайский протокол о восстановлении власти СССР над КВЖД. Спустя полгода за блистательно проведенную военную кампанию в мае 1930 года В. К. Блюхер был награжден орденом Красной Звезды № 1. Казалось бы, на этом данная история должна была закончиться, однако события начали развиваться не в пользу нашей страны. Войска Красной Армии, вопреки здравому смыслу, были выведены из Маньчжурии, а военнопленные и прочие арестованные в связи с попыткой захвата КВЖД китайцами, были отпущены. Правда, в этом поступке имелся свой скрытый смысл. Среди китайских военнопленных шла активная работа политических агитаторов. Предполагалось, что, вернувшись в Китай, бывшие военные начнут активную коммунистическую пропаганду, что отчасти и произошло.

Тем не менее удержать КВЖД в своих руках Советское правительство не смогло. В 1931 году Япония, также претендовавшая на Маньчжурию, начала военную кампанию по захвату данной территории у китайцев. Поскольку Чан Кайши в это время параллельно воевал с китайской Красной армией, удержать Маньчжурию он не мог. При этом как китайцы, так и японцы требовали от СССР организации перевозок по КВЖД своих войск. Москва, пытаясь сохранить нейтралитет, отказывалась. В сложившейся ситуации японцы, наплевав на мнение юридических хозяев железной дороги, силой захватывали поезда для транспортировки своих войск. Понимая, что лучше с такой неспокойной местности получить хоть что-то, чем ничего, СССР в 1932 году на коммерческой основе все-таки начал перевозить японские войска по КВЖД. Но всем было понятно, что рано или поздно Япония захватит железную дорогу. Поэтому в 1935 году, выбирая из двух зол меньшее, советские власти продали КВЖД Маньчжоу-го (марионеточное японское государство в Маньчжурии) за 140 млн иен. С позиций тех лет такое решение можно считать вполне обоснованным, хотя и обидным с точки зрения пролитой крови бойцами В. К. Блюхера в 1929 году.

В 1945 году, после поражения Японии во Второй мировой, КВЖД перешла в совместное пользование СССР и Китая, а в 1953-м, в знак дружбы, дорога была окончательно и безвозмездно передана КНР.

Дмитрий СОКОЛОВ

  Рубрика: Военная тайна 498 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,958 сек. Потребление памяти:11.59 mb