Битый козырь немцев

Автор: Maks Июл 10, 2022

Уже шла Первая мировая война, однако до тех пор, пока немцы первыми не оценили безусловные достоинства подводного флота, никто не рассматривал субмарины средством борьбы, способным внести существенный вклад в достижение общей победы. Но вскоре все кардинально изменилось.

22 сентября 1914 года германская подводная лодка U-9 потопила сразу три британских крейсера, общим водоизмещением 36 тысяч тонн, погибло почти 1500 англичан. Не прошло и месяца, как та же U-9 пустила на дно еще один крейсер. Это было только начало подводного противостояния великих держав.

Потопить англичан

После того как Британия установила морскую блокаду Германии, та в качестве ответной меры объявила все омывающие Британию воды зоной, запретной для мореплавания, и предупредила, что в ней атакам будут подвергаться также и гражданские суда нейтральных государств. Угроза была не пустой.

7 мая 1915 года немецкая U-20 потопила шедший из США пассажирский лайнер «Лузитания», погибло 1198 пассажиров, в том числе более 100 американцев. Это вызвало страшное возмущение во всем мире. США потребовали от воюющих стран обеспечения гарантий свободного плавания американских судов, в том числе и в запретной зоне. И уже в августе под нажимом США атаки немецких лодок в этой зоне прекратились.

Но в 1916 году осуществляемая Британией жесткая блокада привела к существенному ухудшению ситуации с продовольствием в Германии. И тогда немецкое командование осознало, что сможет победить только в том случае, если удастся перерезать жизненно важные коммуникации Британии, зависимость которой от ввоза зерна и угля была чрезвычайно высока. Немцы рассчитали, что англичане не смогут продолжать войну, если в течение полугода ежемесячно топить осуществляющие снабжение суда общим водоизмещением порядка 600 тысяч тонн.

1 февраля 1917 года Германия открыто заявила, что начинает тотальную подводную войну. Рейхсканцлер Теобальд фон Бетман-Гольвег, при встрече с генералитетом, назвал ее «нашим последним козырем». Германские субмарины получили приказ без предупреждения топить все суда, следующие в порты противника или идущие оттуда, не задумываясь о судьбе их экипажей. Вслед за этим США разорвали дипломатические отношения с Германией, а 6 апреля объявили ей войну. На этот момент у Германии в строю было 136 лодок.

Поначалу немцам показалось, что их планы задушить Англию даже перевыполняются — ведь с февраля по май 1917 года их субмарины потопили суда водоизмещением 3844 тысячи тонн. Месячный рекорд был установлен в апреле — более 840 тысяч тонн. Англия, неспособная снабжать себя продовольствием, топливом и стратегическим сырьем, была вынуждена перейти на карточную систему. Осложнилось снабжение ее войск, сражавшихся в Греции, Египте, Восточной Африке.

Противоядие найдено

Гибель ЛуизитанииНо тем временем и в Англии, и в США активно вели поиск путей борьбы с вражескими субмаринами. В дело включилось, казалось бы, все население обеих стран, посыпались тысячи идей. Один цирковой актер предложил использовать его дрессированных моржей, а также обещал научить чаек находить перископы лодок. Некая ясновидящая бралась находить координаты подводных лодок на карте с помощью иглы с ниткой.

Но были идеи и посерьезнее. Так, были изобретены и оперативно установлены на кораблях акустические гидрофоны, способные обнаруживать субмарины. Стали активнее использовать мины и глубинные бомбы, к борьбе с лодками подключилась авиация, в море вышли так называемые суда-ловушки. К тому же союзники сумели взломать шифры, используемые немцами для связи с субмаринами. Но все же главным новшеством, благодаря которому удалось выиграть единоборство с немецкими лодками, стало введение системы конвоирования судов. В итоге потери сократились на порядок.

Уже в феврале 1918 года тоннаж построенных в Англии и США торговых судов превышал потерянный. В то же время немецких лодок гибло столько, что их потери уже не могли восполнять германские верфи. В период, коида дела подводников резко ухудшились, некоторые командиры субмарин стали проявлять поистине садистскую жестокость. Так, командир U-55 Вильгельм Вернер, потопив британский пароход, разместил его экипаж на верхней палубе своей лодки и отдал приказ на погружение. Точно так же он обошелся с экипажами еще двух торпедированных им судов. Объявленный по окончании войны военным преступником, Вернер укрылся в Южной Америке.

Известны случаи атак немецкими лодками плавучих госпиталей, находящихся под защитой международных законов. Так или иначе, несмотря на все старания и жертвы с обеих сторон, действия немецких субмарин не смогли воспрепятствовать движению через Атлантику войсковых транспортов, которые со второй половины 1917 года начали доставку на поля сражений Европы американских войск. И это вопреки честному слову начальника штаба ВМФ Германии Хеннинга фон Хольцендорфа, поклявшегося, что ни один американец не ступит на европейскую землю. По иронии судьбы, продлившаяся 21 месяц тотальная подводная война, которая должна была принести победу Германии, дала обратный результат — она способствовала вступлению в войну США, приблизившему ее поражение. «Последний немецкий козырь» оказался битым.

И все же, 320 немецких лодок, задействованных в Атлантике, за годы Первой мировой войны потопили 6394 гражданских судна общим тоннажем без малого 12 миллионов тонн, а также 104 военных корабля тоннажем 366 тысяч тонн. Погибло до 30 тысяч моряков. Потери немцев составили (по разным источникам) от 178 до 228 подводных лодок, погибло более пяти тысяч подводников — примерно половина личного состава всего подводного флота.

Разные судьбы

Как по-разному могут складываться судьбы офицеров-подводников, видно на примере двух некогда близких друзей, изначально принадлежащих одной социальной группе и приверженных общим моральным и идейным ценностям. На одной из субмарин верой и правдой служили фатерланду два друга и единомышленника — вахтенный офицер Карл Дёниц и штурман Мартин Нимёллер. Назначенный командиром подводной лодки UB-68 Дёниц после неудачной атаки на английский конвой 3 октября 1918 года оказался в плену. Там, в английском лагере для военнопленных офицеров, и родились первые наметки его теории по стратегии и тактике подводной войны, в частности, идея так называемых «волчьих стай».

На практике Дёниц смог воплотить свои замыслы в жизнь, став в сентябре 1939 года командующим подводным флотом Германии, а еще через четыре года — главнокомандующим всем германским ВМФ. Во многом благодаря ему в 1940-1942 годах немецкие лодки вновь едва не выиграли войну в Атлантике. Дёниц, или Папа Карл, как любили называть его подводники, был фанатичным сторонником Гитлера. Даже на исходе уже совершенно очевидно проигранной войны он неуклонно отправлял в море свои субмарины, обрекая их экипажи на бессмысленную гибель. Не случайно за день до самоубийства Гитлер назначил именно Дёница своим, преемником на посту президента и верховного главнокомандующего. Но порулить Германией ему не довелось — вместо этого он оказался на скамье подсудимых Нюрнбергского трибунала, приговорившего его к десяти годам заключения.

Иначе складывалась жизнь его коллеги и друга Мартина Нимёллера. Поначалу, став в мае 1918 года командиром UC-67, он продолжал успешно воевать. За потопление трех судов удостоился Железного креста первого класса. Но затем его жизненный курс оказался совсем иным, чем у Дёница. Покинув военный флот, он с 1924 года посвятил себя религии, стал пастором евангелической общины в Берлине. С приходом к власти нацистов Нимёллер открыто выступал с критикой их идеологии и лично Гитлера, утверждая: «Мы должны повиноваться Господу, а не человеку!»

Нацистским судом он был приговорен к смерти, но благодаря многочисленным международным протестам казнь была заменена отправкой священника в концлагерь Заксенхаузен, позже — в Дахау, откуда он в мае 1945 года был освобожден американцами. После Второй мировой войны Нимёллер приобрел мировую известность как борец за мир, всеобщее разоружение и запрет ядерного оружия. В 1961 году он возглавил Всемирный совет церквей, а еще через шесть лет стал лауреатом Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами».

Константин РИШЕС

  Рубрика: Военная тайна 388 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,319 сек. Потребление памяти:9.66 mb