
Бизнес на Ильиче
После смерти Владимира Ленина советская власть решила поощрять творцов, решивших увековечить его образ. Это касалось всех видов искусства, начиная с резьбы по моржовой кости и заканчивая оперой и балетом. Но первыми и самыми многочисленными творцами, воспевшими Ленина, стали художники и скульпторы.
В советский период скульптура считалась царицей искусств, а скульптор был одним из самых высокооплачиваемых профессионалов. Если, конечно, он воспевал эту власть и ее «богов».
Они были первыми
В комедии 1963 года «Приходите завтра…» провинциальная девушка Фрося Бурлакова приезжает поступать в московский институт и останавливается у столичного скульптора Николая Васильевича. Несмотря на то, что в СССР декларировалось, что все граждане равны, зритель видел, что даже заурядный скульптор ведет совсем не пролетарский образ жизни. У него большая квартира в центре столицы, просторная мастерская, соединенная с квартирой, автомобиль и, как вишенка на торте — домработница. Откуда у обычного творца деньги на неслыханные для простых советских людей, блага?! Все просто — зарплата, премии и гонорары.
Конечно, для материального благополучия у скульптора помимо таланта, должно было иметься желание понравиться власти. А сделать это было проще, ваяя скульптуры «богов» советского строя — известных революционеров и, конечно же, первооткрывателя советского «иконостаса» — Владимира Ильича Ленина.
Уже в первый год существования советской власти появилось скульптурное изображение Владимира Ленина. В газете «Год пролетарской революции» от 9 ноября 1918 года была напечатана следующая заметка: «…(в помещении) Смольного при входе на второй этаж (находится) тонкой художественной работы бюст нашего вождя революции т. Ленина. Позади бюста — панно с надписью: «Мир народов будет заключен на развалинах буржуазного владычества».
Петроградский художник Натан Альтман до Октябрьской революции не был известен широкому кругу. Но после того, как власть перешла к большевикам, быстро стал пролетарским художником. В 1918 году он участвовал в оформлении революционных празднеств в Петрограде, а к первой годовщине революции спроектировал праздничное оформление площади Урицкого (Дворцовой). Но больше всего Альтман снискал известность, изваяв в 1920 году, еще с натуры, реалистический скульптурный портрет Ленина. Вскоре скульптура была отлита в бронзе. Известно, что за бюст вождя скульптор получил золотую медаль на выставке в Париже. Также, Натан создал серию карандашных зарисовок Ленина, которые были изданы отдельным альбомом.
Творцы ленинианы
Еще в 1918 году Ленин выдвинул «План монументальной пропаганды» — программу развития монументального искусства и его мобилизация в качестве агитационного средства революции. Этот план вдоволь обеспечил скульпторов государственными заказами на городские монументы и тем самым явился прямым стимулом для самобытного развития советской скульптуры. Одним из таких творцов был Николай Андреев. В начале 1920-х он написал с натуры большое число портретов Ленина, вошедших в его знаменитую «лениниану» — около 100 скульптурных и 200 графических портретов. А один из портретов стал каноническим, ибо был включен в оформление партийного билета ВКП(б), а позднее — КПСС.
В 1931 году Андреев был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР» и начал работать над скульптурой Ленина. Но не успел закончить — скончался. За него это сделал его брат — скульптор Вячеслав Андреев.
По другой версии, скульптором первого памятника Ленину стал выпускник Академии художеств — Матвей Харламов. Он дважды лично видел вождя — на митинге в 1917 году и на похоронах Елизарова в 1919 году. Харламову даже удалось достать несколько фотографий с Лениным, которые стали основой для его скульптур. После смерти Владимира Ильича Харламов изваял покойного в глине. Он лепил, находясь недалеко от его гроба. Интересно, что похожей чести удостоился и скульптор Иван Шадр. В 1924 году он создал натурную скульптуру «Ленин в гробу», сделавшую его главным мастером довоенной скульптурной ленинианы. Институт имени Ленина предложил Шадру приобрести его скульптуру по цене, которую он сам назначит. Но художник отказался от гонорара, подарив скульптурное произведение институту со следующими словами: ««Так как эта работа производилась с натуры в момент переживания мировым пролетариатом великой скорби, я не нахожу возможным такую работу подвергать расценке и охотно жертвую ее в пользу Института». Позднее власть вдоволь обеспечила Шадра гонорами за его пролетарские творения.
А вот скульптура Матвея Харламов, несмотря на слабое сходство с оригиналом, разнеслась по России тысячами копий. Весной 1924 году к ректору Ленинградской академии художеств пришел некий гражданин, представившийся Михаилом Г. Он предложил ректору один проект — в мастерских академии отливать бюст Ленина работы Харламова. Продавать эти бюсты будет сам Михаил, а прибылью он поделится с академией. С деньгами у художников было не густо, и ректор согласился.
Бизнес пошел, и уже к концу 1924 года Михаил нанял более 200 агентов, торговавших бюстами. Но вскоре в ЦК стали поступать сигналы — что харламовский Ленин какой-то «не такой». У бюстов была некачественная бронзировка, из-за чего лоб, нос, уши, усы вождя покрывались белыми пятнами. Но больше всего было претензий из-за несходства бронзового Ленина с его изображениями на фотографиях. В конце концов, бизнес прикрыли, а коммерсант угодил под суд.
Не жизнь, а сказка
Скульптура была эффективным средством прославления Ленина и мифологизации образа, освещая различные его грани — сурового революционера, вождя пролетариата, покровителя народа, чуткого к его нуждам, доброго друга детей. Преемник Ленина — Иосиф Сталин быстро это понял и стал награждать лояльных скульпторов. В 1941 году за монумент Ленина для зала Верховного совета СССР в Большом Кремлевском дворце скульптор Сергей Меркулов получил Сталинскую премию I степени. Это ни много ни мало — 100 тысяч рублей, при средней зарплате рабочего — 600-700 рублей.
В 1943 году Сталинскую премию, Золотую медаль Академии художеств СССР, а в 1958 году и Гран-при международной выставки в Брюсселе получил скульптор Матвей Манизер. Награды он заслужил, благодаря выдающемуся памятнику Ленину, который он изваял к 70-летию со дня рождения вождя. Его памятник был установлен в Ульяновске. За этот и другие шедевры, Манизер был удостоен множества званий: Заслуженный деятель искусств РСФСР, Белорусской и Украинской ССР, Народный художник СССР, доктор искусствоведения и трижды лауреат Сталинской премии. Ну и другие награды — Орден Ленина, Орден Красной Звезды, медали.
Превзойти Манизера по числу наград за лениниану смог только один скульптор — Николай Томский. У него было 5 Сталинских премий, из которых две — первой степени. Также Томский являлся Заслуженным деятелем искусств РСФСР и СССР, Народным художником РСФСР и СССР. В 1972 году Томскому присудили Ленинскую премию за памятник В.И. Ленину в Берлине.
В 1979 году — Государственную премию за создание монумента В.И. Ленину в Ташкенте. Звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» Томскому присвоили в 1970 году. Это был уже второй орден Ленина, первым его наградили за три года до этого, а третьим — в 1980 году. Кроме того, скульптор был обладателем Орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и даже Ордена Карла Маркса (ГДР). Стоит ли говорить, что с подобными регалиями жизнь человека в СССР была похожа на сказку. Даже в социалистической реальности….
Алексей АНИКИН
https://zagadki-istorii.ru