Бонсай — японское чудо

Автор: Maks Фев 15, 2022

Бонсай — древняя традиция выращивания карликовых деревьев в домашних условиях. В переводе с японского — «растение в миске», «сай» — дерево, «бон» — миска или плошка. Японцы созерцают экзотические деревца в долгих медитативных сеансах. Наряду с институтом гейш и садом камней бонсай стал визитной карточкой Страны восходящего солнца.

Экзотика и искусство

Родиной карликовых деревьев по праву считается Китай. В Поднебесной первое упоминание о пенджинге (так китайцы называли искусство создания карликового ландшафта), отраженное в древних свитках, относится к эпохе правления китайской династии Тан (618-907 гг.).

Историки считают, что в ту далекую эпоху пенджинг был хорошо развит, так как археологи при раскопках недалеко от города Уханя нашли свитки с достаточно детальным описанием искусства выращивания карликовых деревьев. Их самые ранние изображения ученые датируют 700-ми годами нашей эры. Эти уникальные картины были найдены в 1972 году в мавзолее, на стенах коридора, который ведет к могиле принца Занга Хуэя.

Считается, что первые карликовые деревца завезли в Японию в VI веке буддийские студенты, возвращавшиеся из Китая. Постепенно эти диковинки стали предметом коллекционирования у видных самураев и состоятельных чиновников. Иметь в своем распоряжении бонсай считалось в их среде модным и престижным.

Эксперты доказали, что китайцы вложили много сил, знаний и умения в развитие пенджинга и его технологию. Однако та современная форма, которую приобрело это трудное и прекрасное искусство, была разработана именно в Японии, улучшалась на протяжении веков и достигла совершенства, явив миру целую плеяду великолепных мастеров бонсая. Эти мастера придают деревцам фантастические формы, а также разработали правила подкормки и поливки капризных растений.

Мир обязан японцам тем фактом, что бонсай стал популярным и модным мировым трендом, получил свою собственную, богатую событиями историю, свою оригинальную эстетику и тщательно разработанную терминологию. На мировых рынках лучшие образцы бонсая стоят сотни тысяч долларов.

Формы и стили

Средневековые самураи имели привычку медитировать, созерцая природу, это успокаивало нервы, помогало разобраться в себе, настраивало на грядущие подвиги во имя императора.

Сад камней и карликовые деревья подходили для медитативных сеансов как нельзя лучше. Самураи могли часами наблюдать их, предаваясь своим мыслям, заряжаясь энергией и уничтожая страх перед потенциальным врагом.

Знаменитый японский писатель Кобо Абэ признавал, что приобретенная им коллекция карликовых деревьев вдохновляет его и помогает находить сюжеты для произведений.

— В своих медитативных сеансах я обязательно смотрю на бонсай снизу вверх, — говорил он, — деревце располагаю на подставке. На фоне неба оно дает мне мощную энергетическую подпитку. Целый ряд сюжетов моих новелл пришли ко мне во время созерцания любимых бонсаев.

Писателя поражает долголетие карликовых деревьев. Некоторые экземпляры в его коллекции насчитывали сотни лет.

Историки считают, что по-настоящему популярным бонсай стал в XVI-XVII веках, с развитием внешней торговли в Японии. К тому времени китайские мастера разработали около тридцати стилей. Японцы усовершенствовали их и стали сами развивать искусство миниатюрных деревьев, доведя число стилей до двух сотен.

Рост растений регулируется за счет плоской корневой системы. До сороковых годов XX века мастера бонсая изменяли форму кроны деревьев при помощи прищипок, обрезки и растяжек. Этот метод многие мастера используют и по сей день.

Своеобразной революцией стало использование медной проволоки в формировании кроны и ствола. Этот метод позволил создать сотни прекрасных оригинальных экземпляров.

Талисман и оберег

С увеличением количества карликовых деревьев они стали считаться драгоценным и памятным подарком. К сожалению, многие обладатели таких презентов не знали, что растение требует профессионального тщательного ухода. Поэтому, оказавшись в неумелых руках, многие бонсай погибали. Сами японцы считают, что бонсай — неотъемлемая часть их культуры и философия, требующая от владельца растения определенных качеств: мудрости, доброжелательности, чувства меры, деликатности, справедливости, терпения.

Идейные корни бонсай можно обнаружить в философии даосизма. Монахи-даосы проводили исследования влияния окружающей природы на Дао. В ходе этих экспериментов им было удобно манипулировать не самими объектами внешнего мира, а их миниатюрными копиями.

В этом смысле монахи-даосы дали мощный импульс развитию искусства бонсай.

Постепенно экзотическое хобби превратилось в настоящую строгую школу со своими строгими канонами, излюбленными формами и технологическими приемами.

Особенного расцвета искусство бонсай достигло в буддийских монастырях. В светском обществе обладать бонсаем могли только люди состоятельные.

Благоволили карликовым деревцам и самураи. По их мнению, бонсай обладал теми же качествами, каковые необходимы каждому настоящему воину: волей к жизни, способностью переносить трудности, терпением и мужеством. Основным принципом мастеров создания бонсаев на протяжении веков был принцип «Через малое видеть великое». На небольшом пространстве им чудом удавалось воссоздать разнообразие природы.

В Японии бонсай передаются из поколения в поколение. Они становятся неотъемлемой частью семьи, своеобразными талисманами, реликвиями и некими оберегами. Японцы верят, что бонсай приносит в дом удачу и способен сохранить членов семьи от напастей и недугов.

Каждому растению присваивается имя, оно имеет паспорт с подробным описанием. Японцы считают, что бонсай связывает воедино дух человека и веру в могущество природных сил. Жители Страны восходящего солнца особо ценят бонсай за то, что он никогда не имеет завершения, его можно изменять и совершенствовать на протяжении долгих лет.

Гармония и мудрость

Мастерам бонсая подвластно воссоздание не только самого растения, но и пейзажа, на котором оно живет. К примеру, они могут расположить бонсай на фоне миниатюрной скалы или густого леса, в горном ущелье или на морском берегу. При правильном уходе бонсай может прожить сотни лет и стать живым символом связи нескольких поколений.

По определению Кобо Абэ, «бонсай в современном мире — это стиль жизни, позволяющий достичь гармонии между человеком и окружающим миром». Важным элементом бонсая является грунт (он должен выглядеть натуральной частью рельефа). Тщательные подобранные камни, трава или мох должны вызывать ассоциацию с природным лесным ландшафтом.

Контейнер для бонсая следует выбирать как можно лаконичнее. Его цвет и форма должны гармонировать с самим растением, которое должно иметь сходство с деревом того же вида, произрастающим в природных условиях.

БонсайВ каждом бонсае японец видит все три периода жизни: романтичную юность, спокойную зрелость, мудрую старость.

Юность олицетворяется молодой листвой, зрелось — цветами и плодами, старость — мощным стволом. Любимые растения японцев в искусстве бонсай — сосна, слива, криптомерия и можжевельник. Обычно бонсай располагался в саду. Когда же деревце вносят в дом, то помещают его в специальную нишу (токоному). При этом бонсай должен непременно гармонировать с интерьером комнаты.

Просвещенная Европа познакомилась с искусством бонсай только в начале XX века. Японское декоративное искусство оказало огромное влияние на европейских художников, дизайнеров, скульпторов и в какой-то мере сформировало стиль эпохи ар-нуво.

Росту популярности в мире бонсая способствовало резкое увеличение числа выставок по всему миру. В начале 70-х годов XX века в продаже насчитывалось уже тысячи этих замечательных растений.

Европейцы начали активно приобретать карликовые деревья. Состоятельные аристократы позволяли себе даже выписывать японских мастеров для ухода за растениями.

Сосны и вязы

По мнению экспертов, самое сложное в выращивании бонсая — это достижение правильных пропорций в подкормке корневой системы, соответствующем освещении и уходе за деревцем.

Если соблюдаются эти условия, владелец бонсая на долгие годы обеспечен массой приятных эмоций.

Огромный вклад в развитие искусства бонсай внес мастер-садовод Джон Иошио Нака. За свою жизнь он вырастил сотни бонсаев и получил множество ценных наград на престижных выставках.

Бонсай Джона Нака занимают почетное место в Национальном дендрарии США. Его книга «Техника бонсай» переведена на многие языки и стала библией для многих начинающих бонсаеводов во всем мире.

Учеником Джона Нака считает себя шотландец Крейг Кассинс. Сегодня он считается мастером бонсай мирового уровня и примером для целого поколения любителей карликовых деревьев.

Крейг издал пять книг по искусству выращивания бонсаев и опубликовал сотни статей в авторитетных журналах. Он владелец уникального парка бонсаев. Экспозиция доступна только в режиме online на личном сайте Кассинса. Любимыми растениями шотландца являются сосны, клены, можжевельники, тисы и вязы.

Регулярно мастер выезжает в различные страны для чтения лекций и участия в конференциях по бонсаю.

В нашей стране первое упоминание об этом искусстве датируется 1904-м годом. Карликовые деревца, привезенные из Японии, успешно культивировали ученые Ботанического сада МГУ. Директор этого сада Михаил Голенкин описывал их как «уникальные растения японской культуры».

В 1976 году крупную коллекцию бонсаев (50 деревьев) подарила правительству СССР супруга тогдашнего посла Японии госпожа Аяко Сигимицу.

Бонсай были переданы в Главный ботанический сад Академии наук СССР. Часть этой коллекции и в наши дни доступна для посетителей.

Сегодня тысячи россиян обучаются искусству бонсай. Таким образом выращивание карликовых деревьев перестало быть чисто японским или китайским увлечением, а завоевало многие страны мира, в числе которых видное место занимает Россия.

Владимир ПЕТРОВ

  Рубрика: Праздники, нравы и традиции 132 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,229 сек. Потребление памяти:9.01 mb