Чудеса эпохи Сталина
Пассионарность советского общества в начале XX века была столь высока, что это отражалось буквально на всех сферах жизни, в том числе и на архитектуре. Молодая Страна Советов широкими шагами шла в будущее, пытаясь увлечь за собой весь мир. Множество идей были настолько смелы и авангардны, что технически не могли воплотиться в жизнь, но они дошли до нас в эскизах, набросках, проектах.
Архитектура Москвы 1930-х годов, несомненно, занимает одно из центральных мест в зодчестве эпохи социализма. По своей самобытности и размаху это наиболее яркое воплощение социалистической утопии в архитектуре. С этим временем связано творчество крупнейших архитекторов СССР: Иофана, Щусева, Жолтовского, братьев Весниных, Фомина, Руднева, Голосова, Щуко. В 1950-х начали появляться первые советские небоскребы, но архитектура молодого социализма была столь амбициозна, что смелые проекты высотных комплексов начали создаваться 20 годами раньше.
Высота-красота
1930-е годы были отмечены целой плеядой масштабных архитектурных конкурсов. Представленные на них проекты не были осуществлены, хотя отличались такой смелостью, что так или иначе сформировали инженерное и художественное лицо целой эпохи.
Конкурс на здание Народного комиссариата тяжелой промышленности был объявлен в 1934 году. Грандиозный комплекс в 110 тысяч кубических метров собирались возвести на Красной площади на месте Верхних торговых рядов (ныне здание ГУМа). В конкурсе участвовало более десятка советских архитекторов. Разработка Ивана Фомина, состоящая из 24-этажных башен, соединенных аркадой, была признана самой перспективной. Проект Весниных и Яценко включал четыре башни высотой 160 метров, а забракованный комиссией проект Ивана Леонидова и по сей день выглядит модно и актуально.
Сооружение не было построено, но представленные идеи вошли в число интереснейших строительных решений прошлого столетия.
Не уступал «Наркомтяжпрому» и проект Дворца техники. Огромный комплекс научных и технических учреждений собирались разместить на берегу Москвы-реки. Проект поражал грандиозностью, но реализован тоже не был.
Еще одним знаковым явлением считается проект Центрального дома «Аэрофлота» архитектора Дмитрия Чечулина. Здание планировали строить на площади возле Белорусского вокзала как крупномасштабный монумент героям советской авиации. ЦДА не был возведен, хотя технические решения позже были использованы при строительстве Дома Верховного Совета РСФСР (ныне Дом правительства).
Так и не были построены высотный Дом книги и Телеграфное агентство СССР архитектора Голосова, Большой академический кинотеатр Чечулина и Орлова, лишь частично был реализован проект Дома архитекторов на Смоленской и Ростовской набережных, спроектированный Щусевым, а идеи били из советских проектировщиков настоящим фонтаном. Чего стоят горизонтальные небоскребы Лисицкого или летающие города, поддерживаемые дирижаблями…
Небоскребы соцлагеря
Развивать высотное строительство планировалось не только в Москве, но и в Ленинграде. Высотки собирались возвести у Московского парка Победы. Три небоскреба должны были встать на нынешней Бассейной улице и два на нынешней площади Братьев Стругацких, один — в районе площади Московских ворот, по одному — на набережной Обводного канала, на площади Восстания, на Сенной. В проекте архитектора Баранова высотным становился и Финляндский вокзал.
Возводить здания высотой в 30 и больше этажей намеревались во всех крупных городах СССР, столицах союзных республик и стран — членов Варшавского договора. В Москве даже было запрещено строить жилые здания ниже восьми этажей.
К сожалению, большинство проектов реализованы так и не были. В конце 1950-х в Ленинграде появились лишь пять угловых башенок на домах, да и то не самой большой этажности.
Сестры в стиле ампир
В 1947 году в Москве, всего через два года после войны, началось строительство сталинских высоток. В качестве образца советские архитекторы использовали построенное в Нью-Йорке здание муниципальных служб, с поправкой, конечно, на сильно отличающиеся геологические условия России.
К середине 1950-х высоток было построено семь штук: гостиница «Украина», жилой дом на Котельнической набережной, здание Министерства иностранных дел, жилой дом на Кудринской площади, здание на площади Красных ворот, гостиница «Ленинградская», здание МГУ на Воробьевых горах.
Изначально планировалось возведение еще двух зданий. Самым амбициозным проектом до сих пор считается московский Дворец Советов. Здание заложили еще в 1937 году, но с началом войны строительство пришлось остановить. Небоскреб планировался высотой более 400 метров, включая навершие — 100-метровую статую Ленина.
Однако дальше закладки фундамента дело не пошло: началась война. Стальные конструкции, подготовленные для строительства небоскреба, пошли на нужды обороны. Позже в котловане был построен открытый бассейн «Москва».
Еще одна высотка закладывалась в Зарядье. Архитектор Чечулин проектировал 275-метровое здание на берегу Москвы-реки. К 1953 году строительство стилобата практически завершили, но помешала смерть Сталина. Стройку заморозили, затем возвели на залитом основании гостиницу «Россия».
Пришедшему к власти Хрущеву претила сталинская идея возведения «свадебных тортов», как новый генсек именовал высотки. Вместо небоскребов страна начала наполняться низкорослыми, тесными, серыми, плохо спланированными хрущевками.
Но семь сталинских высоток, выстроенными в стиле ампир, до сих пор формируют лицо столицы и радуют зрителя уступчатыми башнями и летящими в небо стройными шпилями.
Спирали революции
На этом можно было бы и закончить, но, говоря о советской архитектуре начала XX века, нельзя не упомянуть башню Татлина. Это уникальное сооружение было задумано и спроектировано в самом начале 1920-х.
Башня являлась продуктом органичного синтеза утилитарных решений с полетом монументального и художественного творчества. Коллектив, состоящий из Татлина, Меерзона, Виноградова и Шапиро, пытался создать совершенно новые принципы проектирования.
Сам архитектурный объект считался памятником Коминтерну и являл собой три огромные геометрические структуры, способные вращаться вокруг собственной оси в спиралеобразном металлическом каркасе.
Заявленная высота наклонной башни составляла 400 метров. Более всего она напоминала супрематические рисунки Кандинского. В основании здания лежал куб, в котором планировалось проводить съезды, симпозиумы, конференции, выше располагалась пирамида для представителей исполнительной власти, над ней цилиндр для СМИ, новостных бюро, телеграфа, а еще выше полусфера. Куб совершал оборот вокруг оси за год, пирамида — за месяц, цилиндр — за день, полусфера — за час. Устремленные ввысь радиомачты являлись продолжением памятника, так же как и лучи прожекторов, которыми предполагалось формировать тексты на облаках.
Башню Татлина собирались возвести в Ленинграде. Осуществимость титанической затеи даже сегодня остается под большим вопросом, но модель этого технического шедевра можно увидеть в Третьяковской галерее, парижском Центре Помпиду, Королевской академии искусств Лондона, художественном училище Саицкого в Пензе, Музее современного искусства Стокгольма и в Оксфордском университете — яркое свидетельство неистребимой творческой смелости советского инженера.
Евгений ЗИМИН
ОТ МОСКВЫ ДО ЛЕНИНГРАДА
Самый смелый план градостроительства появился в СССР в 1931 году. Архитектор Николай Ладовский предлагал расширять Москву строго в северо-западном направлении — голова получившейся кометы осталась бы в историческом центре Москвы, а хвост макрогорода постепенно соединился бы с Ленинградом.
Предыдущая⇐ ⇐Наноармагеддон⇐ ⇐
Следущая⇒ ⇒Святая из оврага⇒ ⇒
https://zagadki-istorii.ru