История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Загадочные родственники персов

Мидией называлась историческая область в северо-западной части Иранского нагорья. Этой страны давно уже нет на карте мира, но ученые до сих пор спорят о той роли, которую она сыграла в политической истории Древнего Востока. Великая империя или захудалое государственное образование? Однозначно ответить на этот вопрос исследователи не спешат.

Мидия была плодородной страной, располагавшейся к югу и юго-западу от Каспийского моря, между Арменией на севере и Персией на юге. Ее северная часть называлась греками Атропатеной, или Малой Мидией, а южная - Большой Мидией. Главными городами были Рагес на севере и Экбатана - на юге. После долгого рабства под игом Ассирии мидийцы восстали и добились независимости в VII веке до нашей эры. Они оставались независимыми до соединения с Персией в царствование Кира. Так возникла Мидо-Персидская мировая держава. С этого времени у обоих народов наблюдалось стремление к единообразию обычаев, богослужения и культуры. Из древних письменных источников можно заключить, что мидийцы, персы и бактры когда-то составляли один народ с общим наречием и одной религией, поклонялись высшему существу в образе огня, чтили звезды, но больше - солнце и луну.

«Темная» история

«История мидян темна и непонятна» - именно эта фраза открывала главу, посвященную истории Мидии, в одном из учебников по древней истории XIX века. Она оказалась пророческой. Дело в том, что в течение XIX-XX веков существовало мнение, что Древняя Мидия представляла собой огромную империю, которая включала в себя Верхнюю Месопотамию, коренную территорию Ассирии, Персию, Элам, Дрангиану, Парфию, а также Малую Азию до реки Галис. Согласно античным источникам, она существовала с 612 до 550 года до нашей эры, то есть от времени разрушения ассирийской столицы Ниневии и до победы персов над мидийцами. Однако в конце прошлого века историки стали перекраивать карту Ближнего Востока I тысячелетия до нашей эры. Некоторые из них начали исключать из состава Мидии Персию, Элам, Ассирию, Армению, Каппадокию, Парфию и другие ее предполагаемые провинции и вассальные царства. По их мнению. Мидия являлась примитивным государственным образованием, влияние и контуры которого ограничивались территорией города Экбатаны с прилегающей областью. Но другие историки до сих пор придерживаются традиционных представлений, основанных на античной традиции. Действительно, как можно игнорировать надписи ассирийских и вавилонских царей, Библию и труды Геродота, Бероса, Страбона, Ктесия и других античных историков?

Доказано, что в конце II - начале I тысячелетия до нашей эры на территории Северного Ирана расселились ираноязычные племена, которые впоследствии мирно ассимилировались с местным населением. Уже с IX века до нашей эры ассирийские клинописные тексты упоминают все население Ирана под общим названием «мадаи» («мидийцы»). С ними ассирийцы вели упорную войну, совершая многочисленные грабительские походы. В конце IX - начале VIII века до нашей эры Мидия была завоевана Ассирией.

Однако иноземная экспансия ускорила консолидацию мидийских племен и привела к появлению первых государственных образований. В этот период начинают образовываться мелкие государства-области, среди которых на первое место выдвинулось государство Манна. Мидийское общество вступает в новую эпоху классообразования и создания рабовладельческого общества. Около 673 года до нашей эры мидийцы, которых возглавил некий Каштарити (Геродот называет его Фраортом), восстали и обрели независимость.

Съеденный ученик и изгнание скифов

По Геродоту, самостоятельное мидийское царство существовало 150 лет, при 4 царях (другие историки называют 10 царей). При Фраорте была покорена Персия и даже осаждена Ниневия, под стенами которой он и погиб. Его преемником стал Киаксар (625-585 годы до нашей эры) - наиболее могущественный мидийский царь. При нем Мидия превратилась в первую страну Древнего Востока. Он объединил все мидийские племена в единое государство со столицей в Экбатане, создал сильную регулярную армию, реорганизовав ее по родам оружия (копьеносцы, лучники и конница), и опять пошел на Ниневию. Но на этот раз она была спасена скифами, которые выступили союзниками ассирийцев и разбили мидян. Над страной на 28 лет установилось скифское господство. За это время скифы своей наглостью и бесчинством привели страну в полное расстройство.

Всеобщее разорение и страх перед новыми скифскими набегами поставили местное население на грань выживания. Казалось, что этот жестокий народ еще столетия будет властвовать в регионе. Но Киаксар решил проблему в духе своего времени. Он пригласил на пир самых знатных скифских вождей. Столы ломились от еды и вина. Когда же захмелевшие скифы утратили остатки осторожности и затянули боевые песни, прославляющие свои подвиги, охрана дворца неожиданно набросилась на них и перебила неспособных уже обороняться гостей. Так, свидетельствует Геродот, мидиицы спасли свое царство. После этой вероломной резни они быстро предприняли несколько военных акций, в результате которых деморализованные скифы потерпели полное поражение.

Ослабленное Скифское царство было вынуждено признать свою зависимость от Мидии. Часть скифов осталась служить у Киаксара, часть ушла обратно в причерноморские степи. Легенда гласит, что месть скифов за вероломство была достойной. Царь Мидии поручил им царскую охоту и даже доверил обучение стрельбе из лука своих сыновей. Однажды скифы вернулись без дичи, и рассерженный Киаксар обрушился на них с оскорблениями. Скифы не снесли унижений. В отместку они убили одного из учеников, разрезали тело на куски и подали царю под видом освежеванной дичи. Прежде чем Киаксар узнал страшную правду, они бежали к лидийскому царю Алиатту, что привело к войне между Мидией и Лидией. Она вспыхнула в 590 году до нашей эры и окончилась только через пять лет, когда решающее сражение было прервано солнечным затмением. Большинство уцелевших скифов бежало за Кавказский хребет, разграбив предварительно земли Урарту. С их уходом переднеазиатские народы избавились от непредсказуемого и агрессивного соседа.

Великая страна зороастриицев

Киаксар, расширив Мидию до ее крайних пределов, умер в 585 году до нашей эры. Большая и могущественная держава досталась по наследству его сыну Астиагу (584-550 годы до нашей эры), ставшему ее последним царем. Мидия, по-видимому, была довольно рыхлым государством, в котором значительную роль играла племенная аристократия. Потомки мидийских вождей сильно ограничивали царскую власть, проводившую прогрессивную политику объединения страны. Персидский царь Кир поднял мятеж против Астиага и после трехлетней войны овладел всем Мидийским царством, основав державу Ахеменидов (550 год до нашей эры). При Дарии Мидия вошла в состав 2-й персидской сатрапии, и персы заимствовали от мидян многие элементы культуры. Например, географ Страбон считал персидскую одежду мидийской, так как тюрбаны, войлочные шляпы, хитоны с рукавами и обувь годились скорее для холодного горного севера. Мидий-цы имели длинные волосы и бороды; как персы, да и все иранцы, они носили штаны, короткие сапожки и на поясе - короткий меч-акинак, отличительный признак свободного мужчины.

Мидийские пехотинцы были вооружены короткими копьями и плетеными, обтянутыми кожей щитами. Но в отличие от персов, сражавшихся в пешем строю, мидийцы славились своей конницей и использовали пластинчатые доспехи, покрывавшие всадников и коней. Мидийский царь сражался в центре войска, стоя на ассирийской колеснице, - обычай, перенятый впоследствии персами.

О мидийской культуре известно мало. Еще совсем недавно наши знания о мидийской архитектуре ограничивались изображениями на ассирийских рельефах. Теперь же в 70 км от современного Хамадана (древние Экбатаны) найден храм огня VIII века до нашей эры, построенный в форме ромба. Среди мидийцев был развит чистый зороастризм, возможно, бывший государственной религией. Недаром зороастрийские священнослужители-маги происходили из мидийского племени. Из их среды (как предполагают, еще до Кира) явился Заратустра (или Зороастр), как реформатор старинного, но забытого служения свету. Вероятно, в тот период зороастризм и начал делать успехи среди западных иранцев.

В греко-римской традиции Мидия включалась в схему преемственности империй. В нее входили Ассирия, Мидия, Персия, а позднее и Селев-кидская империя. Поэтому не будем лишать Мидию ее выдающейся роли в истории.

Евгений ЯРОВОЙ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Исчезнувшие цивилизации     Следущая