Шумеры с болотВ Ираке живут люди многих национальностей: арабы, курды, турки и даже ассирийцы. Но об одной этнической группе вспоминают очень редко. Сейчас мааданы, или болотные арабы, — это отсталый народ, остальные иракцы считают их практически дикарями. Даже не верится, что, по одной из версий, они являются наследниками великой цивилизации шумеров. На границе Ирака с Ираном, в районе, где соединяются течения рек Тигр и Евфрат, находится удивительная местность. Она совершенно не похожа на традиционные представления о засушливом климате арабского Востока. 15 тысяч квадратных километров непроходимых болот и мелких озёр, соединённых протоками, здесь называют Озерным краем, или Болотной страной. Здесь-то и живут мааданы, они же болотные арабы, они же — «камышовый народ». Города из камыша![]() В современном Ираке о болотных арабах говорят исключительно в пренебрежительном тоне. По мнению иракцев, мааданы ленивы, глупы, но при этом агрессивны и опасны. Поездка в Болотную страну считается совершенно безумным предприятием, из которого вряд ли удастся вернуться целым и невредимым. Такое отношение со стороны современных арабов, живущих в каменных городах и имеющих доступ к благам современной цивилизации, понятно. Все имущество семьи среднего маадана состоит из узкой рыбачьей лодки-тарады, камышовой хижины и нескольких циновок, сплетённых из стеблей того же камыша. Питаются они тем, что поймают на рыбалке, а также выращивают рис. Однако «продвинутые» арабы редко задумываются над тем, сколько труда и хитроумия нужно было приложить для того, чтобы выжить в таких условиях. Сейчас озера сильно обмелели, и Болотная страна представляет собой поистине жалкое зрелище. Но ещё полвека назад заросли высоченного камыша образовывали настоящие живые стены. Эти стены обрамляли узкие протоки, разминуться на которых могли лишь изящные тарады. По протокам можно было добраться до островков, на которых стояли дома, образующие деревни. Причём почти все островки были рукотворными. Год за годом, век за веком предки нынешних мааданов возили на свои болота землю и высыпали её в воду, пока намыв не поднимался достаточно для того, чтобы поставить на нём лёгкую хижину. За долгие годы им удалось создать замкнутую цивилизацию, целиком выживающую за счёт ресурсов болот. Искусство плетения из камыша — традиционное ремесло болотных арабов, и в нём им нет равных в мире. Из жёстких стеблей здесь плетут все — стены и двери домов, заборы, циновки, подушки, люльки для детей, кувшины, корзины… В то время как мужчины рыбачат или возделывают скудные рисовые поля, женщины заготавливают камыш. Этот труд считается очень почётным, так как от него напрямую зависит качество быта семьи. Поэтому женщины у мааданов чувствуют себя гораздо более свободными, чем на всем арабском Востоке. Они не скрывают полностью лиц и имеют право голоса наравне с мужчиной при решении важных семейных вопросов. Приют отверженныхПри всем этом болотные арабы — мусульмане. Правда, принадлежат к шиитской ветви ислама, хотя Ирак — суннитская страна. Мужчины мааданов одеваются вполне традиционно для арабских стран — в длинные рубахи-саубы и куфии, завязанные в виде тюрбана. И всё же их не считают полностью своими ни иракцы, ни иранцы-шииты. Учёных давно интересует происхождение мааданов, которые на сегодняшний день остаются одним из самых малоизученных народов в мире. Многие считают, что это потомки бедуинских племён, вытесненных из аравийских пустынь на болота более удачливыми конкурентами и набирающим силу Аббасидским халифатом. Другие же учёные отстаивают гораздо более интересную версию. По их мнению, мааданы являются потомками шумеров, владевших Междуречьем долгие века, прежде чем смешаться с аккадцами и образовать народность вавилонян. Увы, найти убедительные доказательства этой теории пока не удаётся. Тем более что и сами шумеры представляют собой труднейшую историческую загадку. Не смолкают бурные научные дискуссии о том, как появился этот народ, откуда он пришёл в Месопотамию, откуда получил свои знания и насколько отличался от своих соседей. Если мааданы и правда потомки шумеров, то свою загадочность они явно унаследовали от них. Первые упоминания о странном народе, населяющем дикие болота, относятся примерно к 9-му веку, но мааданы явно жили там и раньше. Просто до поры до времени они умудрялись существовать абсолютно незаметно, не касаясь большой политики и фактически не подчиняясь ни одному правителю. Но вспыхнувшее во второй половине 9-го века в Аббасидском халифате восстание зинджей (рабов, привезённых из Восточной Африки) положило конец их тайному существованию. Восстание началось в 869 году, и к концу 870-х практически весь Южный Ирак оказался в руках мятежников. Однако в 879 году власти халифата наконец двинули на них большую армию и подавили волнения. Разбежавшиеся кто куда участники восстания искали спасения от репрессий. Дикие болота оказались для многих из них удобным убежищем. Скрываясь среди мааданов, беглецы перенимали их обычаи и образ жизни, но также приносили с собой и новшества. Так стала формироваться ни на что не похожая культура болотных арабов. Наверное, как раз тогда изначальные шумерские элементы (если они сохранились до тех времён) стали размываться и теряться. Вероятно, тогда же Болотная страна начала приобретать свою зловещую репутацию опасного места, откуда одинокий путник вряд ли вернётся живым. Бывшие участники мятежей, а также преступники, которые со временем тоже стали скрываться на болотах, принесли с собой жестокие нравы. Конец Озёрного краяОднако Озёрный край никогда не был самостоятельным источником волнений. Из него не выходили армии революционеров, а местным шейхам даже удавалось собирать с мааданов кое-какие налоги. Поэтому камышовый народ не трогали вплоть до 20-го века. В 1950-1970-х годах Болотная страна даже превратилась в туристический аттракцион. Сюда охотно приезжали европейские путешественники в поисках экзотики, а также журналисты, желающие написать захватывающий репортаж. Западных гостей катали по протокам на тарадах, укладывали спать в камышовых хижинах и знакомили с особенностями жизни на болотах. При этом на всякий случай все туристы, отправляющиеся на территорию Болотной страны, обязаны были отмечаться в полицейском участке. Сами мааданы тоже постепенно включались в жизнь страны — они иногда покидали свои островки и ездили на «большую землю». А в посёлках Озёрного края появились больницы, школы и даже магазины. Всё изменилось в 1979 году, после прихода к власти Саддама Хусейна. Установив на территории Ирака жёсткую диктатуру, он преследовал всех противников своего режима. И тут снова болота стали пристанищем вольнодумцев. Однако времена сменились, и теперь уже власть не желала терпеть такой рассадник смуты под боком. На Болотную страну началось медленное, но планомерное наступление. Людей постепенно начали переселять из болотных поселков в другие регионы Ирака. Неизвестно, как удавалось там выжить привыкшим к своему уникальному быту мааданам. Да это никого и не интересовало — программа переселения была нужна прежде всего для облав на скрывающихся диссидентов. А в 1991 году, после подавления шиитского восстания и войны в Персидском заливе, за болота взялись всерьёз. Мало того что они мешали контролировать границу с опасным соседом — шиитским Ираном, так ещё и население Озёрного края исповедовало «неправильный» ислам! Ирригаторы отвели воды Тигра и Евфрата, после чего болота обмелели на 50%. Это фактически уничтожило традиционный уклад жизни болотных арабов. В прошлом остались богатые рыбой заводи, протоки и живые стены из камыша. Теперь болота представляли собой сеть мелких грязных озёр и россыпь бесплодных островков. Большинство мааданов было вынуждено покинуть Озёрный край. Некоторые переселились в шиитские регионы Ирака, некоторые перебрались в Иран, где им пришлось обустраиваться в лагерях беженцев. С 2003 года ведутся работы по восстановлению уникальной экосистемы Болотной страны. Однако уже понятно, что восстановить её в прежнем виде вряд ли удастся. Что же касается мааданов, то из полумиллиона человек, когда-то населявших Озёрный край, сейчас здесь живут (а точнее — с трудом выживают) всего несколько тысяч. Виктор БАНЕВ Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|