История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Там, где живут амазонки

В конце 1980-x годов группе европейцев посчастливилось воочию увидеть современных амазонок Эфиопии — последних представителей цивилизации, навсегда канувшей в небытиё…

Неожиданная встреча с амазонками произошла в глубинке страны, в одном из селений.

Две всадницы были одеты в белые одежды, в руках они крепко держали короткие копья. Юные, тёмно-шоколадные создания, матово поблескивая на солнце гладкими бёдрами и поводя плечами, гарцевали на конях перед изумлёнными представителями другой, белой цивилизации. Пара минут… и обе амазонки вихрем умчались прочь в жаркую африканскую степь.

Древние писания

Амазонки Эфиопии

Если вспомнить античную литературу, то авторы той эпохи достаточно чётко указывают на Африканский континент как на место обитания амазонок. Об этом свидетельствует древнегреческий историк Диодор Сицилийский, а также римский географ и учёный Помпоний Мела.

Очень важным является сообщение египетского историка Такиюддина аль-Макризи (1364-1442 годы) в сочинении «Увещания и соображения», в котором излагаются история и география Египта. В этом труде Макризи подробно описывает племя беджа, обитавшее ранее в Нубии, рядом с Египтом. Этот народ описан весьма воинственным, в его среде наблюдался строгий матриархат. Автор описывает их вооружение, подчёркивая роль женщин в его изготовлении: «Эти копья изготавливаются женщинами, которые живут в особой местности, имея дело только с теми, кто является к ним за покупкой их оружия… Когда одна из них рожает девочку, то оставляет в живых, но если это сын, то убивает, считая, что мужчины лишь вызывают вражду и войну».

А вот иранский историк Хамдаллах Казвини (1281-1350 годы)в своём сочинении «Услада сердец», ссылаясь на другого арабского автора, писателя начала 13-го века по имени Джемаль-уд-дин аль-Ауфи, сообщал о том, что «посреди песчаной пустыни находится город, населённый только женщинами. Если там поселится мужчина, то под влиянием климата теряет все свои мужские способности и вскоре умирает». А также добавлял: «…говорят, что в пустыне Магрёба находится народ, происходящий от Адама, который состоит только из женщин. Если мужчина попадает в эту страну, то немедленно умирает. Продолжение рода происходит благодаря реке, протекающей в этой, стране: купаясь в этой реке, женщина берёменеет, но рожает только девочек».

Очерки европейцев

Начиная с 16-го века Африканский континент начинают посещать и европейцы. Среди них был и португальский монах Франциск Альварес, сопровождавший посольство в Абиссинию, или, по терминологии того времени, «земли пресвитера Иоанна» (нынешняя Эфиопия), который сообщал: «В этом районе существует управляемое женщинами-амазонками государство Дамут. Во главе государства стоит королева, а короля не существует вообще. Власть королевы наследует старшая дочь. Женщины, живущие в этом государстве, физически очень сильны, постоянно занимаются военными упражнениями, как и положено амазонкам, воинственны, отлично стреляют из лука, владеют другими видами оружия и ещё в детстве засушивают правую грудь, чтобы она не мешала при стрельбе».

Довольно интересно рассказывает об эфиопских амазонках другой португалец — Хуан Бермудес, патриарх Эфиопский. Он сообщает, что живут эти женщины по образу и подобию скифских амазонок, поскольку, как и скифские, они сходятся с мужчинами в определённое время года. Родившихся девочек воспитывают сами, а вот мальчиков отправляют к отцам.

Фактически эти же повествования подтверждает и испанский монах Иоанн дос Сантос. Единственное, что он утверждает, так это то, что королева Дамута девственна и поэтому почитается в качестве богини. Этот факт является единственным противоречием версии Альвареса, который утверждал обратное — наличие у королевы дочерей.

Далее история амазонок уводит нас в Конго. Португальский путешественник 16-го века Дуарте Лопес в своих записях отмечает, что самые храбрые войска местного короля состоят из женских воинских формирований. Король отвёл им для проживания отдельную территорию. Они выбирали себе мужей по желанию, рождённых мальчиков отправляли далеко за пределы их селения, а девочек оставляли себе.

Весьма любопытной является легенда, записанная известным исследователем африканской культуры Эмилем Тордаем всё в том же Конго у племени батетела: «Виния, сотворив человеческие существа, разместил их в двух селениях: в одном — женщин, в другом — мужчин. Мужчины кормились охотой, женщины — земледелием. Обе деревни находились далеко одна от другой, и жители их никогда не встречались. Однажды, возвращаясь из леса с добычей, охотник встретил женщину, которая шла с поля и несла охапку проса. Завязалась беседа. Женщина научила мужчину есть растительную пищу, а мужчина научил женщину есть мясо; они соорудили себе хижину и стали жить вместе. Через некоторое время женщина родила ребёнка, и оба супруга отправились каждый в свою деревню, чтобы сообщить об этом событии своим родным. Удивлённые мужчины захотели своими глазами увидеть чудо и пошли за отцом ребёнка в его хижину. В свою очередь и женщины последовали за молодой матерью. Увидев чудо, мужчины решили последовать примеру первой пары и выбрать себе жён. Так произошло человечество».

Французский исследователь Луи Токсье будучи на Береге Слоновой Кости в Западной Африке, также записал легенду, которая почти во всем похожа на вышеизложенную. По легенде, в далёкие времена мужчины и женщины проживали в разных селениях, не ведали браков и самостоятельно вели хозяйство. Однако в определённый момент некто неизвестный научил мужчин покупать себе жён, и с тех пор ведёт своё начало совместное проживание мужчин и женщин.

Вместе с тем ещё более интересен и многозначителен тот факт, что у африканских амазонок нет стремления к накоплению богатства и имущества. «Эти женщины, — пишет Хамдаллах Казвини, — связаны между собой для раздела продуктов, у них нет различия между малыми и большими, нет споров о прибылях или убытках, их вера запрещает стремиться к увеличению своего имущества, думать о роскоши, жаждать украшений, забирать домой еду. Поистине их обычаи и их поведение хороши, и такие женщины лучше, чем многие мужчины».

Свидетельства на Руси…

По сведению советского историка М.О. Косвена следует, что об африканских амазонках знали даже в Московской Руси в 15-17 веках. Эти знания фигурируют в рукописных толковых словарях или своего рода энциклопедиях, носивших названия «Азбуковник» или «Сказание о неудобопонимаемых речах». Так, один из таких «Азбуковников» содержит следующую статью: «Амазяники. Толк, (толкование). Есть в Мурских (от «мурин» — «негр», «эфиоп», «араб») странах земля, наричема Амазанитская. В ней же царствуют едины девы чистые, наричемыя (а)мазани-кы, иже храбростью и умом всем одолевают». В другом «Азбуковнике», содержащем почти точно тот же текст, над заглавным словом «амаза-никы» показано киноварью «ефи», т.е. «ефиопски».

Таким образом, Африка имеет две явно выраженные территории обитания женщин-воительниц — северный регион континента, а именно Ливия и Эфиопия, и западный регион — Конго, Дагомея, Берег Слоновой Кости.

Что касается организации амазонских общин, то она не является исключением из общего правила, хотя в ней и наблюдаются некоторые специфические особенности, характерные только для Африканского континента.

Потерянное племя

Согласно некоторым мифам, амазонки жили на побережье Чёрного моря, близ рек Фермодонт и Ирис, что практически совпадает с контурами турецких административных образований Амасия и Самсун. Отсюда амазонки предпринимали свои походы в Азию. Об амазонках упоминал Гомер, мифический поэт VIII века до нашей эры. Рассказывая о войнах Беллерофонта и фригийцев с амазонками, он сообщает, что Ипполита (по другим рассказам, Антиопа), царица племени амазонок, была убита Гераклом, получившим от Еврисфея поручение отнять у неё пояс. Во время этого похода Тесей расположил к себе Антиопу, следствием чего было вторжение амазонок в Аттику. В своих «Жизнеописаниях» Плутарх рассказывает о том, как амазонки, переправившись по льду через Боспор Киммерийский, двинулись на Аттику. После неудачной четырёхмесячной войны с Тесеем, тогдашним правителем Аттики, племя возвратилось на родину.

Под руководством королевы Пентесилеи амазонки выступали против греков: вместе с царём Приамом они защищали Трою от их атак. В позднейших сказаниях упоминается о царице амазонок Фалестре, посетившей Александра Македонского.

Александра ШЕПЕЛЬ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Исчезнувшие цивилизации     Следущая