История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Без шансов на успех

Покорение Американского континента связано с немалым количеством мрачных сюжетов. Один из них - история выселения индейского народа модоков. Не желая жить в резервации, индейцы пытались отстоять свое право на родную землю с оружием в руках. Но белые колонисты оказались сильнее.

Непривычное слово «модоки» означает название одного из индейских племен, обитавшего на территории современных США. В переводе с их языка это слово означает «южные». Жизнь «южных индейцев» ничем не отличалась от быта соседних племен: в основном они занимались охотой и рыболовством, жили в простых землянках индейского типа, у которых над землей выступала лишь деревянная крыша.

По законам предков

На границе штатов Орегон и Калифорния, где простираются внушительные отроги Каскадных гор, веками проживали индейские племена модоков - великих воинов, охотников и просто честных людей. Они относились к более крупной языковой и этнической племенной группе кламатов, обитавшей на плато Модок и на территории Орегона. Племена говорили на общем, так называемом кламат-модокском языке.

Модоки жили достаточно уединенно. Они охотились на различных животных и занимались рыболовством на реке Лост и озере Туле: активно ловили лосося в кристально чистых и холодных водах горных рек. Женщины традиционно собирали коренья, плоды кувшинок и занимались плетением корзин. Индейцы верили в духов, которые жили рядом с ними в лесах, водах рек и на небесах. Этот образ жизни казался им незыблемым и вечным. Но коренные жители даже не догадывались, насколько он был хрупким.

Мир модоков изменился в 1820-х годах, когда они впервые встретили белого человека. Им оказался канадский торговец пушниной и одновременно исследователь американского Запада Питер Скин Огден. Сам Огден путешествовал с благородными целями, но проложил дорогу в эти уединенные места волне белых фермеров-колонистов.

Коренного населения здесь было откровенно мало, поэтому бесстрашные модоки не смогли противостоять неуправляемой и агрессивной волне переселенцев. Некогда довольно крупное и вполне заметное на фоне других индейцев племя модоков насчитывало к тому времени всего лишь несколько сот человек (по разным сведениям, от 200 до 600 активных воинов). Постепенно белое население стало вытеснять исконных жителей. А когда с 1847 года началось организованное переселение белых колонистов, жизнь индейцев ухудшилась еще больше. Теперь на смену фермерам пришли люди, одержимые «золотой лихорадкой». В поисках желтого металла и легкой наживы в Калифорнию ринулось множество разношерстных авантюристов, среди которых значительную часть составляли отъявленные преступники и проходимцы.

Модоки не желали отдавать собственные земли, однако правительство постановило отправить их в резервацию, надеясь решить одним актом все возникающие проблемы. При этом индейцам предложили выкупить их землю. В обмен им пообещали централизованное снабжение пищей и одеждой, а также плодородные земли с источниками воды.

Обещания не совпали с действительностью. Модоков отправили жить на земли кламатов в Орегон. Но последние вовсе не обрадовались, когда к ним в резервацию переселили дальних родственников. Ведь им самим едва хватало пропитания. Ситуацию усугубил и тот факт, что власти поставляли продукты в основном кламатам, не особо считаясь с увеличением населения. Поэтому продуктов модокам хронически не хватало.

Сложившаяся ситуация вызвала возмущение у невольных переселенцев. И у крошечного вымирающего индейского племени, с которым не желали считаться надменные бледнолицые, появился вождь, ставший символом индейского сопротивления и лидером вспыхнувшей Модокской войны.

Индейский капитан

Капитан Джек

Лидером модоков стал воин по имени Кинтпуаш, родившийся около 1837 года. Индейцы отмечали его решительность и жестокость, но уважали за борьбу против выселения родных племен в резервации. В историю он вошел под прозвищем Капитан Джек, которое ему дали враги.

Видя, что его народ потихоньку вымирает, Кинтпуаш решил возвратиться с соплеменниками на родину. Пару лет модокам удалось мирно прожить у берегов родного озера Туле. Но они стали совершать набеги на живших в округе иммигрантов. Неудивительно, что вскоре модоки увидели армейские подразделения во главе с генералом Эдвардом Кэнби, которому было поручено отправить их обратно в резервацию родственников-кламатов.

Мирно уходить Кинтпуаш отказался, и в 1872 году отряд из 40 солдат во главе с капитаном Джексоном отправился к индейцам. Увидев их, Капитан Джек согласился сложить оружие. Но в ходе переговоров возникла неожиданная перестрелка. Один из модоков и армейский лейтенант о чем-то поспорили и схватились за оружие. В перестрелке погибли 2 индейца и 1 солдат. Тем не менее в истории США этот инцидент носит гордое название «Битва у Потерянной реки». После этого Капитан Джек согласился было отступить. Но один из модоков, с говорящей кличкой Пьяница Джим, внезапно напал на расположенные неподалеку фермы, где оскальпировал 18 человек.

Вместе с небольшим отрядом Кинтпуаш вынужден был бежать в местечко Лава Бэдс, где укрепился в местных пещерах, образовавших естественную «крепость». Всего с ним ушло около 160 модоков. В январе 1873 года сюда подошли армейские подразделения числом 400 человек. Тогда же и произошла первая настоящая битва с индейцами.

В день боя был страшный туман, пользуясь которым, модоки перестреляли 35 атакующих солдат. При этом не погиб ни один индеец. Это убедило власти заключить перемирие и продолжить переговоры. Состоялось несколько встреч с Капитаном Джеком, но взаимопонимания достигнуть не удавалось. Тогда советники Капитана Джека убедили его убить вражеского генерала: ведь индейцы всегда разбегались, когда погибал их вождь. Решившись на убийство, Кинтпуаш сделал вид, что принимает условия белых.

Головы в музее

11 апреля 1873 года комиссия белых во главе с генералом Эдвардом Кэнби явилась для подписания мирного договора и документов о резервации. Первые пять минут индейцы делали вид, что соглашаются с предложениями, но затем Капитан Джек достал пистолет и в упор застрелил генерала. Этого простить ему уже не могли.

Буквально через несколько дней после коварного убийства правительственная армия получила подкрепление в 600 человек и начала осаду последнего укрепления модоков. 16 апреля солдаты нашли подземный источник, который снабжал индейцев водой, и завалили его. Это решило судьбу оборонявшихся. На следующий день началась атака, во время которой погибли 6 солдат и 1 офицер. Из модоков были убиты всего 2 мальчика, угодивших под пушечное ядро. Тем не менее мятеж был подавлен.

Капитан Джек с небольшой группой ближайших соратников успел ускользнуть из западни и еще некоторое время скрывался, регулярно вступая в перестрелки с войсками. 10 мая 1873 года произошла самая крупная стычка на Сухом Озере, в которой пострадало 5 модоков. После нее все тот же Пьяница Джим вступил в тайные переговоры с властями и пообещал им сдать Капитана Джека в обмен на свою амнистию.

В начале июня 1873 года Капитан Джек был пойман, а спустя месяц вместе с ближайшими соратниками привезен в Форт Кпамат. Здесь и состоялся суд. Шестеро модоков во главе с вождем были приговорены к смерти за убийство генерала. Президент США Улисс Грант подтвердил смертные приговоры, но помиловал двух обреченных, заменив им казнь на пожизненное заключение. 3 октября 1873 года Капитан Джек с товарищами был повешен. Говорят, что все индейцы плакали, когда из-под его ног выбили подставку, и он закачался в полуметре от родной земли. Его выстрел в генерала Эдварда Кэнби до сих пор считается подвигом у индейцев - ведь тот стал единственным генералом армии США, погибшим в ходе войн с коренными американцами.

С останками четырех казненных поступили совсем не цивилизованно: их тела были обезглавлены, а головы отправлены в Вашингтон, в Музей военной медицины. В 1898 году череп Капитана Джека перевезли в Смитсоновский институт. Лишь в 1984 году черепа всей четверки были переданы их дальним родственникам.

Считается, что сегодня осталось не более 200 модоков. Когда-то известное и воинственное племя потихоньку вымирает и смешивается с другими народами. Но модоки до сих пор не могут простить властям казни своего национального героя. Неслучайно ведь их потомки недавно написали петицию об отсоединении от США.

Евгений ЯРОВОЙ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Исчезнувшие цивилизации     Следущая