История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Медвежьи братья

Один из десятков народов, населяющих Сибирь, — настоящий осколочек прошлого, сохранившийся с далёких времён. Это карагасы. Или, как они стали называть себя уже в 20-м веке, тофалары.

Народ тофаларов живёт в горно-таёжном краю, в Нижнеудинском районе Иркутской области, куда добраться можно лишь на вертолёте. Их осталось совсем немного — около 700 человек. И большинство уже не говорит на родном языке, не носит традиционную одежду и не разводит оленей. Эта цивилизация исчезает буквально на наших глазах…

Осколки большого народа

Карагасы

Легенда рассказывает, что недалеко от устья реки Кара-Бурень когда-то жили два брата. Других карагасов во всей тайге тогда не было. Не было в тайге тогда и медведей. Однажды братья поссорились друг с другом и жить вместе уже не могли. Тогда один из них ушёл в лес и сделался «дедушкой» (медведем), а другой ушёл в верховья реки Уды, сделал там сеть и стал ловить рыбу. От первого брата получился весь медвежий род, заселивший тайгу. Другой брат однажды выловил большую рыбу в озере, из которого вытекает Уда. Рыба оказалась волшебной, так что он женился на ней, и от них пошёл весь карагасский народ.

Такую историю рассказывали тофаларские старики ещё в начале 20-го века. Иногда в истории появлялся третий брат, который стал выдрой. Никаких других сведений о своём происхождении в памяти этого кочевого народа не сохранилось. А на письменные источники, которые бы пролили свет на этот вопрос, и вовсе рассчитывать не приходится, поскольку у карагасов собственной письменности не было. Так что об их прошлом мы знаем лишь из свидетельств других народов. Первое упоминание о карагасах-тофаларах относится к 5-му веку. В китайской летописи Вэйской династии содержатся сведения о некоем племени дубо (или туба), которое живёт восточнее Енисея. Этот тюркский народ считается одним из предков карагасов-тофаларов. Собственно, название «карагасы» происходит от тюркских слов «кара» и «кас», что означает «чёрные гуси». Сначала так назывался один из родов, а позже название распространилось на все племя. Тофаларский язык, на котором сегодня ещё говорит около 200 человек, относится к саянской группе тюркских языков.

Другими предками карагасов считаются кетские племена, которые расселились в Саянах в середине 1-го тысячелетия до нашей эры. Учёные прослеживают кетское влияние в родовом составе карагасов и топонимике. Вполне возможно, карагасы смешивались также с самоедскими племенами, которые пришли в Саяны чуть позже. Это отразилось в их языке. Русский этнограф Дмитрий Клеменц отмечал, что «олень, например, у сибирских тюрков енисейской губернии называется акких — «белая коза». Для них олень не домашнее животное, а дикое. Карагас, знавший оленя с незапамятных времён, называл его нетюркским словом — эби. У енисейских тюрков (качинцев, бельтир, сагаев, кизыльцев, койбалов) не осталось следов поклонения медведю, карагасы до сих пор, убив медведя, хоронят с почестями его голову. У всех тюрков медведь называется — аба, у карагасов — ирезэ».

В 13-м веке в Саяны проникли монгольские группы, которые также оказали влияние на карагасов. Но в конце концов «пришельцы» были ассимилированы. А в 17-м веке карагасы испытали мощное воздействие русских. Однако к этому моменту народ уже сформировался и сумел сохранить свой язык, традиции и уклад жизни.

По происхождению, языку и многим элементам культуры тофалары близки к тувинцам-тоджинцам. Некоторые учёные даже считают их одним народом, разделившимся и развивавшимся впоследствии на протяжении 200 лет самостоятельно. Они полагают, что карагасы обособились от северо-восточных тувинцев-тоджинцев после 1757 года, когда пала Джунгария, а Тува была покорена маньчжурской династией Китая. Те, кто остались на территории русского государства, на своих кочевьях в Восточных Саянах, и зовутся карагасами.

Вопрос о происхождении карагасов до сих пор остаётся открытым, но большинство учёных сходятся на том, что они являются осколком большого народа, который когда-то занимал огромную территорию — от верховьев Енисея до Тунки.

Вечные данники

У карагасов никогда не было своего государства, армии и единого правителя. Этот кочевой народ жил отдельными семьями и лишь раз в год собирался вместе на общие собрания — сугланьк. В отношениях с соседями карагасы соблюдали нейтралитет. А если их вытесняли, то снимались и уходили. Неудивительно, что в разные периоды своей истории карагасы платили дань то Тюркскому каганату, то Уйгурскому каганату, то государству кыргызов, то Монгольской империи или западно-бурятским князькам. С 17-го века их территория стала частью Российской империи, и карагасы повезли ясак уже русским.

Карагасы называли дань словом «албан», и с 1648 года платили её русским пушниной, примерно по 2-3 соболя за душу. Известно, что при раскладке налога учитывалось только мужское население в возрасте от 18 до 60 лет и количество огнестрельного оружия. Свозили ясак в Покровский городок, позже переименованный в Удинский острог.

Путешественник и этнограф Иоганн Готлиб Георги в конце 18-го века писал, что карагасы «сверх ясака исправляют ещё и некоторые казацкие службы при Монгольской границе». Зато они были избавлены от воинской повинности. Кроме того, карагасы платили налог церкви. Длилось это до 1924 года. А потом новая власть ясак отменила. Но карагасы в это не поверили. И в 1925 году на суглане на Гладком Мысу собрали 120 белок. Представитель советской власти отказался их принять. Тогда карагасы через общество потребкооперации послали пушнину в райцентр — город Тулун. Но председатель исполкома выслал её обратно и предложил употребить «на нужды общества». Удивлённые карагасы продали беличьи шкурки. Вырученные деньги были потрачены на субсидии беднейшим членам племени. Только тогда они поверили в отмену ясака. Кстати, и церковный налог был снят с них тогда же.

Однако не только хорошие изменения произошли в жизни карагасов после революции 1917 года. При советской власти они оставили кочевой образ жизни и перешли на оседлость. Для них были построены посёлки Алыгджер, Нерха и село Верхняя Гутара. Большинство переселилось из чумов в срубные дома, завело хозяйство. Из охотников и оленеводов они стали колхозниками. Детей начали отправлять учиться в школы-интернаты, где преподавание шло на русском языке. Всё это привело во многом к потере национальной идентичности.

Представители советской власти убедили карагасов в том, что им не стоит больше называться старым «звериным» именем. Поэтому с 1930-х годов они стали называть себя иначе — тофалары, от слова «тофа», что значит «человек». А слово «карагас» превратилось почти в ругательство.

В конце 1980-х интерес к национальным традициям стал возрождаться. Была создана письменность для тофаларского языка и выпущен букварь. Сегодня по нему учат в школах.

Посредники между мирами

Согласно верованиям тофаларов, хозяин верхнего мира — бог Кудай, а нижнего — Эрлик. В среднем же мире хозяйничают сами люди. Однако он населён ещё и духами. Посредниками между духами и людьми являются шаманы. Причём, в отличие от многих других народов, у тофаларов шаманы — не отдельная каста. Они, как и все, охотятся, разводят оленей. В каждом из улусов имеется свой шаман. Им может стать как мужчина, так и женщина (это также отличает тофаларов от других шаманистов). Чтобы стать шаманом, человек должен обладать способностью камлать — то есть подниматься в верхний мир или спускаться в нижний. В зависимости от своих способностей шаманы делятся на 12 степеней. Чаще всего люди зовут шамана, если заболел кто-то из людей или животных. Иногда — чтобы помочь найти пропавшую вещь или спросить о будущем. К сожалению, «работа» тофаларских шаманов почти не описана. Известно, что шаманские камлания (хам ыры) состояли из ритуальных напевов (еерен ыры) и обрядовых возгласов (тоорек), обращённых к духам и амулетам. Они сопровождались стуком в бубен и звоном металлических погремушек. Иногда камлание не прерывалось по нескольку часов подряд.

В 1937 году о жизни тофаларов был снят документальный фильм. Из него многие впервые узнали о полузабытом народе.

Марина ВИКТОРОВА





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Исчезнувшие цивилизации     Следущая