История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Земля сыновей Солнца

Империя инков занимала почти миллион квадратных километров и включала Перу, большую часть Колумбии и Эквадора, почти всю Боливию, северные районы Чили и северо-запад Аргентины. На высоте з,5 тысячи метров над уровнем моря располагалась их столица - «пуп» мира Куско.

По легенде, первым Инкой был Манко Капак. Вместе со своей божественной сестрой (и женой) Мама Оклло он по приказу Отца-Солнца отправился в странствия, чтобы просветить дикарей и основать великую империю. Отец-Солнце вручил Манко золотой жезл и велел остановиться там, где он без помех войдет в землю. Это случилось в окрестностях долины Куско.

Преобразование мира

Империя Инков

В этой легенде есть рациональное зерно. Предки инков, скорее всего, представляли собой пришлую этническую группу. Однако земли, куда они вторглись, населяли не дикари, а люди цивилизованные, которые были вовсе не рады пришельцам. Инки смогли укрепиться лишь в центре долины. Экспансия началась при четвертом владыке - Майте Капаке, которому удалось подчинить все окрестности Куско. Именно он выдвинул тезис о том, что «сыновьям бога Солнца» надлежит господствовать над всеми.

Преемники Майты вышли за пределы долины. Виракоча, восьмой Инка, подошел вплотную к землям аймара. Он передал бразды правления Уркону, любимому сыну-бастарду. Но когда к границам Куско подошли враги - грозные чанка, тот... сбежал. Сопротивление возглавил опальный наследник, юный Куси Юпанки. Ему удалось изгнать воинов чанка. Знать Куско попросила спасителя державы занять трон.

Год воцарения Куси Юпанки - 1438-й - первая известная дата истории инков. При коронации он принял новое имя - Пачакути (Пачакутек), то есть «Преобразователь мира», - и всецело его оправдал.

Начал правление он с военного похода - покорил государство аймара, которое простиралось от западных границ Боливии до берегов Тихого океана. Затем отправился на запад - к океану и овладел частью побережья.

В следующих походах Пачакути не участвовал - доверял - командование способным полководцам. Пока победоносные войска расширяли границы империи, он занялся реформами, чтобы упорядочить жизнь в разросшейся державе: перестроил Куско, создал свод законов, реорганизовал жизнь всех сфер инкского общества.

Пачакути умер в 1471 году, оставив наследнику отлаженный государственный механизм. Его сын Тупак Юпанки был не реформатором, а воином. Его главной целью стало завоевание богатого царства Чиму (Чимор), которое тянулось узкой лентой вдоль всего северного побережья Перу и славилось искусными ювелирами. Войска инков атаковали его с двух направлений: с севера, откуда чиморцы не ждали удара, и с юга. Столица страны Чан-Чан пала.

Следом пришел черед эквадорского Кито. После этого Тупак Юпанки предпринял поход на восток, в амазонские джунгли. Там его настигла весть о мятеже аймара. Инка маршем прошел от рек сельвы до озера Титикака, разгромил восставших и повел войска на юго-восток Боливии и к северным границам Парагвая. Потом - в Аргентину и далее, в Чили, где у реки Мауле был оставлен бесстрашными арауканами.

В результате походов Тупака Юпанки площадь государства достигла предельных размеров. Его преемнику досталась самая огромная империя Америки.

Пятьсот избранных

Все покоренные государства становились провинциями Тауантинсуйу - «страны четырех сторон света». Местные правители и знать превращались в имперских чиновников, образ жизни менялся согласно обычаям инков, исконный язык заменялся «языком народа» - кечуа.

Во главе империи стоял всемогущий верховный правитель, Сапа («Единственный») Инка - наместник бога Солнца на земле. Чтобы сохранить «божественную кровь», Инки женились на сестрах.

Инка был собственником всех земель империи, верховным законодателем и военачальником. Главной его обязанностью было обеспечивать наилучший мировой порядок, просвещать «варварские» народы, учить их жить по заветам сынов Солнца. Опорой владыки была небольшая группка аристократов-родственников, «инков по крови», отличавшаяся вытянутыми мочками ушей (за это испанцы прозвали их «орехонами» - «большеухими»). Правящий класс был немногочисленным и к моменту конкисты составлял... всего лишь 500 человек.

Империя делилась на четыре «четверти», которые управлялись родственниками Инки. «Четверти» состояли из нескольких покоренных провинций, ранее - независимых государств, во главе которых оставляли их прежних властителей. Эти сановники принадлежали к знати, но не обладали привилегиями «инков по крови», а их детей принуждали проходить обучение в Куско.

На нижних сегментах управления использовался десятичный принцип. Над десятком работников стоял десятник, над сотней - сотник, над тысячей - тысячник... Сельскими общинами (айлью) руководила низшая знать - старосты-кураки.

От чиновников империи не укрывалось ничего. Все было подсчитано, отмерено, распределено и предопределено - даже занятия граждан от рождения до смерти. Инки являются авторами уникальной возрастной классификации.

К первому классу относились «грудные младенцы», ко второму - «ползающие дети». «Играющие дети» - до 9 лет, уже должны были помогать по дому. Четвертая группа, 9-12 лет, - «дети, охотящиеся с силками». К пятой относились юноши-пастухи и девушки от 12 до 18 лет. В шестой период, от 18 до 25 лет, мужчины проходили военную службу.

В Тауантинсуйу существовала как профессиональная армия, так и всеобщая воинская повинность. Профессионалы - около 10 тысяч человек - составляли личную гвардию Инки. Воинской повинности подлежали все молодые мужчины. Каждое селение выставляло отряд из 10 человек, десяток селений выставлял сотню и так далее. Армии инков доходили до 300-400 тысяч.

Если юноша не совершал великих подвигов, к 25 годам он возвращался в родную общину и переходил в седьмую категорию - пурехи, от 25 до 50 лет. Именно они обеспечивали благосостояние империи.

Законы справедливости

Все земли государства делились на три части: земли Инки, которые обрабатывались сообща и шли на издержки государства, земли Солнца, доход от которых предназначался жрецам, и земли общины. Айлью принадлежала лишь треть, но и с нее каждый пурех должен был отдавать часть государству. Община распределяла земли между ее членами, и надел каждый год изменялся в зависимости от размера семьи.

Пурех - формально свободный человек - был лишен элементарных прав, к примеру... оставаться холостым. Если он не мог найти себе невесту, ее назначал сельский староста. Без разрешения кураки пурех не смел покинуть айлью, однако его часто направляли на принудительные работы - миту: в шахту, на стройку, на сбор коки...

После 50 лет вступали в восьмой возраст - 50-80 лет. Одной из обязанностей стариков было воспитание детей.

Девятая категория, после 80 лет, называлась «глухие старики». К десятой относили всех больных, калек, уродцев. Женились они только на себе подобных: слепец - на слепой, хромой - на хромоножке, но занимались посильным трудом, а подати могли платиться... вшами. Лень считалась нарушением одной из главных заповедей. В отличие от христиан, у инков их было лишь три: «Не лги. Не воруй. Не ленись».

Дети простолюдинов обучались дома, отпрыски знати посещали школу. Девочки получали образование, если проходили отбор в дом «невест Солнца». Это изобретение инков - нечто среднее между монастырем, сералем и мануфактурой. Девы Солнца должны были хранить целомудрие, заниматься ткачеством и выполнением обрядов. Они принадлежали только Солнцу и... его «заместителю» - Инке.

Для мужчин существовали другие лазейки избежать монотонности жизни пуреха. Первая - прославиться в бою. Вторая - стать переселенцем-митмак.

Инки переселяли в непокорные провинции жителей более лояльных областей.

Митмак пользовались некоторыми льготами: им строили жилье, в течение двух лет снабжали пропитанием, им позволялось носить украшения знати, иметь много жен. Впрочем, переселения часто проходили принудительно. Депортировали представителей разных племен, чтобы на новом месте они не могли договориться и восстать.

Был в инкском обществе еще один класс - янакона, люди, лишенные личной свободы. Их можно было бы отнести к рабам, если бы не одно «но». Янакона прислуживали аристократии и могли достигнуть многого. Известен случай, когда янакона был назначен управляющим провинцией.

Небольшая прослойка - камайок - включала квалифицированных работников: ремесленников, владеющих редкой профессией, а также государственных чиновников.

Все подчинялись суровым законам, причем для знати они были строже, чем для простолюдинов. Если крестьянин крал, и выяснялось, что он поступал так из-за голода, казнили кураку селения. Увечным, больным, инвалидам полагалось пожизненное довольствие. Никто не умирал от голода, все были сыты, одеты, имели жилье. Кое-кто считает: империя инков - царство благоденствия, древнеперуанский «город Солнца», где все были равны между собой, и даже верховный правитель сам обрабатывал поле.

Простолюдины и вправду жили одинаково, однако между уровнем жизни аристократов и пурехов была пропасть. Знать освобождали от налогов, назначали на ответственные должности, позволяли носить золото, роскошные одежды. Но «инки по крови» находились далеко, в столице, и простолюдины искренне считали, что все в государстве живут, как они, и этот порядок - наилучший в мире.

Сплочению империи способствовала хорошо развитая сеть коммуникаций. Общая протяженность дорог достигала 15-30 тысяч километров, а главная магистраль в 5 тысяч километров оставалась самой длинной в мире до начала XX века. Существовала и «почта» - служба часки. Гонцы доставляли известие из Кито в Куско за 5 дней. Вдоль дорог находились постоялые дворы и склады продовольствия для армии.

Инки выращивали картофель, кукурузу, батат, ямс, фасоль, тыквы, арахис, ананасы и другие плоды, а также коку, которая служила стимулятором и обезболивающим. Знали они и скотоводство. Лам разводили как вьючных животных, для получения шерсти и мяса. Ткани изготавливали из хлопка и шерсти.

Инков вполне можно назвать цивилизацией бронзового века. Они добывали медь, олово, свинец, золото и серебро, изготовляли бронзу и другие сплавы, владели техниками литья, ковки, пайки и чеканки. Из золота - священного металла Солнца - создавались настоящие шедевры. У инков развивались медицина, астрономия и математика. Существовали своеобразная узелковая письменность - кипу - и литература в устной форме.

Люди искусства и ремесленники находились на службе элиты. В деревнях процветало натуральное хозяйство: пурех мог обеспечить себя всем, от еды до одежды и утвари. Денег инки не знали. Торговля была слабо развита. Внутренний рынок отсутствовал - распределением ведало государство. Внешняя торговля находилась под строгим контролем чиновников. Экспортировались и импортировались в основном предметы роскоши, недоступные простолюдинам. Империя, как и община-айлью, представляла собой натуральное хозяйство, производящее все для своих нужд.

В начале XVI века государство инков процветало. Как бы долго оно могло существовать, если бы не пришли конкистадоры?

Неожиданный распад?

В правление Инки Уайны Капака (1493-1527 годы) уже возникли признаки грядущего распада.

Как только завоевания закончились, система перестала справляться с задачами. Инкские администраторы и местная знать стали считать подконтрольные им земли собственными, общинники стремились уклониться от повинностей, покоренные народы мечтали о свободе. Росла «неучтенная» прослойка незаконнорожденных сыновей владык, недовольных своим скромным положением.

Уайне Капаку приходилось чаще усмирять восстания, чем покорять новые земли. Он перенес резиденцию в Кито, нарушив главный принцип управления державой: «Куско - это Инка, а Инка - это Куско». У империи образовалось две головы. После смерти отца Атау-альпа, сын принцессы Кито, заявил о правах на престол. Распря братьев - чистокровного инки Уаскара и эквадорца Атауальпы - закончилась победой бастарда из Кито. Обе стороны прибегали к репрессиям и почти вырезали правящий класс. А после в истощенную междоусобицей страну пришли испанцы...

Не появись конкистадоры так некстати, был бы у империи шанс? Вряд ли.

Империи держатся лишь благодаря военной силе и претензиям на мировое господство. Бюрократические структуры их тормозят, а не поощряют прогресс. До поры они эффективно используют наследие других цивилизаций, но как только период экспансии заканчивается, начинают отставать в развитии.

Стоимость управления гигантским государством возрастает, а производительность труда не повышается. Рано или поздно наступает кризис. Империя или распадается сама, или ее разрывают на части ставшие более сильными соседи.

Империя инков была обречена. Скорее всего, она вскоре распалась бы на несколько территориальных государств. Но инкская цивилизация бы сохранилась. А цивилизация важней империи.

Татьяна ПЛИХНЕВИЧ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Исчезнувшие цивилизации     Следущая