Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать


Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Хазарейцы - потомки воинов Чингисхана

В горах центрального Афганистана живут хазарейцы. Они совершенно не похожи на другие народы, населяющие эту страну: имеют монголоидную внешность; язык, хотя и относится к иранской группе, содержит много монгольских и тюркских слов; да и обычаи у них совершенно особые, отличные от соседских. Сами хазарейцы считают себя потомками воинов Чингисхана.

Завоеванные завоеватели

В древние времена область Хазараджат была частью Паропамисад (древнегреческое название восточной части современного Афганистана). Это название происходит от авестийского выражения «выше орлиного полета». Действительно, 90% площади этого региона занято высокими горами. Однако это не спасало горцев от вторжения иноземных армий. Эти горы помнят воинов Александра Великого. Затем Паропамисады покорили арабы, принесшие сюда ислам. Их сменили тюрки. А в 1220 году здесь появились монголы. В то время этот регион входил в огромную империю Хорезмшахов, последний из которых - Мухаммед II - дерзнул навлечь на себя гнев Чингисхана. Монгольские тумены смерчем прошлись по Средней и Центральной Азии, превращая в руины богатые цветущие города. Не пощадили они и население горной области, впоследствии названной Хазараджатом. Впрочем, сам Чингисхан в Афганистане не бывал, он не выдвигался дальше Самарканда. Эту территорию завоевал сын Потрясателя Вселенной Толуй, имя которого носит один из кланов хазарейцев.

Завоеватели прочно обосновались в горной стране. Со временем их потомки смешались с местным населением, забыли веру предков, приняв ислам шиитского толка, стали говорить на хазараги - особом диалекте иранского языка с большой долей монгольских и тюркских слов. А сами они стали зваться хазарейцами (ученые полагают, что это название происходит от персидского слова «хазар», что означает «тысяча», то есть основная единица монгольского войска) и создали свое государство - Хазараджат.

Даже после падения Монгольской империи хазарейцы многие столетия умудрялись сохранять свою независимость. И лишь в 1880 году пуштуны под предводительством Абдур Рахман-хана присоединили Хазараджат к Афганистану.

Судьба, полная горечи и страданий

Хазарейцы Афганистана

С тех пор «печальная судьба хазарейцев полна горечи и страданий», как вещала в одной из передач радиостанция «Голос Монголии». В пестром конгломерате афганских племен они остались инородным телом. Дело в том, что хазарейцы являются мусульманами-шиитами, в то время как пуштуны, как и большинство населения Афганистана и Пакистана, исповедуют суннитскую ветвь ислама. В глазах большинства «правоверных» мусульман-суннитов хазарейцы выглядели еретиками, а посему подвергались гонениям. Их объявляли вне закона, убивали, продавали в рабство. Многие хазарейцы были вынуждены покинуть родные места. По сути, они рассеялись по всему миру, и точное их количество неизвестно. В Афганистане проживает от 2,7 до 5,4 миллиона хазарейцев, 1,6 миллиона - в Иране, около миллиона - в Пакистане. Большие диаспоры имеются в Австралии, Великобритании, Канаде, Турции, США.

Не оставляют хазарейцев в покое суннитские экстремисты и в настоящее время. К примеру, в июне 2013 года террорист-смертник взорвал себя у шиитской мечети в пакистанском городе Кветта, отправив на тот свет 26 человек и оставив калеками 60. Все пострадавшие были хазарейцами.

В самом Афганистане талибы устроили в 1990-х годах настоящий геноцид хазарейского населения. Их вырезали тысячами. Талибы в своем религиозном рвении уничтожали не только еретиков, но древние памятники культуры, не соответствующие канонам ислама. Так, в 2001 году в провинции Бамиан они взорвали две гигантские статуи Будды, вырезанные прямо в скале еще во времена правления индийского царя Ашоки, то есть в III веке до нашей эры. Эти изваяния были украшением Бамианской долины, по которой в старину проходили караваны Великого шелкового пути. Лица статуй были уже раньше повреждены исламскими завоевателями, талибы лишь довели этот процесс уничтожения памятников культуры, чуждой канонам их религии, до логического завершения.

К счастью, им не удалось довести «до логического завершения» процесс истребления хазарейцев. Нынешнее афганское правительство относится к этому народу - третьему по численности в стране - вполне лояльно. Хазарейцы оправляются от невзгод и потрясений. Радикальные умы даже мечтают о независимом Хазараджате.

Однако кое-кто продолжает относиться к ним как к людям второго сорта. В 2012 году Академией наук Афганистана был опубликован «Этнографический атлас непуштунских этнических групп Афганистана» с такой статьей: «Хазарейцы - лжецы, нечестные и ненадежные люди. На телах их женщин отсутствуют волосы, за исключением головы. Хазарейцы - сыны монгольских ханов, живущих в горах Афганистана. Эти люди не знают ничего, кроме драк». Такие характеристики привели в ярость хазарейцев. Их политики выступили с протестами. Президент Афганистана Хамид Карзай запретил атлас, уволил четырех академиков и приказал провести расследование о причинах публикации такого рода комментариев.

Родня калмыкам

Загадку для лингвистов представляет и язык хазарейцев. Традиционно его считают близким к дари - разновидности языка фарси. Но в нем так велик объем монгольских и тюркских слов, что есть смысл говорить о совершенно особом, не похожем ни на какие другие языке.

Гвардии старший лейтенант ВДВ Геннадий Шалхаков, калмык по национальности, воевавший в Афганистане, вспоминает случай, когда он со своей разведротой попал в засаду. По ним открыли прицельный огонь. Командиру стало ясно, что без потерь прорвать кольцо не удастся. Был ранен молодой пулеметчик, другой боец схватился за ногу. И тогда командир неожиданно для себя, не контролируя свои действия, перекатился в прыжке за другое укрытие, сбросил бронежилет и каску, схватил ручной пулемет и, заорав что-то на родном (калмыцком) языке, дал длинную очередь. И вдруг с той стороны стрельба прекратилась. Стало тихо. По шелесту гальки стало понятно, что противник отходит. Но почему?

Вскоре после этого, когда разведчики, выполнив задание, расположились на привал, к Шалхакову подбежал маленький смуглый мальчишка и... на калмыцком языке позвал за собой. Пораженный до глубины души старлей последовал за ним.

- Недалеко был их кишлак, - рассказывает Геннадий. - На дастархане сидели старики. Головные уборы из хорошего каракуля, но верх почему-то из желтого шелка. Приветливо, мешая калмыцкий, монгольский и дари, поздоровались, меня угостили зеленым чаем, разговорились. Я спросил: «Откуда здесь калмыки?» Они ответили: «Мы не калмыки, мы - хазарейцы. А сюда пришли еще во времена великого и непобедимого Чингисхана, мы - их потомки, поэтому сохранили язык, обычаи и традиции». Язык их сохранился на уровне XIII-XIV веков, поэтому некоторые слова я не понимал, но догадывался по смыслу. Лишь слушая древнюю речь, понял, почему мы в недавнем бою остались живы. И на миг, представив неукротимые монгольские тумены, подумал: вот с какими воинами не страшно было бы идти в бой.

Этот эпизод подтверждает монгольское происхождение хазарейцев. Ведь и калмыки - это отделившаяся ветвь западных монголов (ойратов), и их язык представляет собой смесь монгольских и тюркских слов. Потому калмык мог свободно общаться с хазарейцами.

Глава семьи - мужчина

И все же по укладу жизни и обычаям хазарейцы отличаются и от своих прародителей, и от современных монголов. Это обусловлено длительным влиянием ислама и общей отсталостью общественного развития в Афганистане и Пакистане. Нравы хазарейцев остаются довольно архаичными. У них сохранилось родоплеменное деление. Некоторые племена ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Основные традиционные занятия - земледелие и скотоводство. Ремесла - ткацкое, сукноделие, кузнечное, кожевенное и др.

В семейных отношениях хазарейцы руководствуются очень жестким семейным кодексом, который провозглашает верховный статус мужчины в качестве главы семейства. Закон запрещает женщине работать вне дома без разрешения мужа, а также позволяет мужчине лишать супругу средств на пропитание, если та отказывается вступать с ним в интимную связь. В школах мальчики и девочки учатся раздельно. В театрализованных представлениях, устраиваемых во время народных праздников, женские роли исполняют мужчины. Во всем этом, очевидно, сказывается влияние ислама. Так, в монгольском обществе женщины не в пример свободнее и равноправнее.

Не потому ли хазарейская молодежь стремится уехать из страны, чтобы продолжить учебу и обосноваться в развитых странах Европы и Америке? Этот отток молодых умов и талантов не идет на пользу хазарейскому обществу. И все же жизнь в Хазараджате постепенно налаживается. А по какому пути пойдет этот самобытный народ - время покажет.

Михаил ЮРЬЕВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Исчезнувшие цивилизации