Даёшь Индийский океан

Автор: Maks Ноя 21, 2020

Проблема выхода России в Мировой океан стала актуальной еще 300 лет назад, когда Петр I начал свои реформы. Первоначально царь склонялся к выходу в южные моря, для чего отправил экспедицию в акваторию Каспийского моря. Однако результаты исследований были неутешительны — Каспий не имел выхода в океан. Впрочем, уже спустя два века проблему могли решить.

Если северными воротами в океан для России стала Балтика, то южными по праву считалось Черное море. Все бы ничего, но выход из него через проливы Босфор и Дарданеллы контролировала Турция. Когда же Александр III предложил Европе поставить русские форты на проливах, дабы обеспечить свободный проход для всех, идею отвергли.

Альтернатива Босфору

Вопрос о захвате проливов Босфор и Дарданеллы часто будоражил воображение российских императоров. Но сделать это так и не удалось. Когда в XIX века в Египте, находившимся под контролем той же Турции, был построен Суэцкий канал, в России тоже задумались над подобным проектом, но в соседней Персии. Благо основания на то были.

В 1889-1892 годах русские инженеры создали проект судоходного канала из Каспийского моря в Персидский залив. Учитывая, что многие реки европейской части России впадали в Волгу, а сама она, как и Урал, в Каспий, последствия проекта становились просто фантастическими. Из любой точки России можно было бы спокойно выплыть в Индийский океан, а оттуда — по всему миру. Турция с ее проливами становилась ненужной. Тем паче что Персия тоже была заинтересована в проекте.

В 1904 году стороны создали российско-персидскую комиссию, которая занялась проработкой проекта. Однако уже на этом этапе Петербург и Тегеран не нашли понимания в вопросе, кому будет принадлежать канал. Так как русские собирались почти полностью финансировать строительство канала, то настаивали на том, чтобы он был вне юрисдикции властей Персии и не принадлежал им. Кстати, по такой же формуле были построены два основных мировых канала — Суэцкий и Панамский. Персы с такой трактовкой не согласились, настаивая на формуле «50% ваши, 50% наши». Их аргументы были тоже понятны: «Канал пройдет по нашей территории, и мы должны владеть им хотя бы наполовину». В этом убеждении персидского шаха поддерживали послы Британии и Франции. В итоге компромисса достигнуть не удалось.

А после и вовсе стало не до канала. Сначала Россия проиграла войну Японии, потом увязла в Первой мировой и наконец совершила суицид через революцию и Гражданскую войну. В 1920-х правительство большевиков подружилось с турецким лидером Ататюрком, и черноморские проливы вновь стали свободны для прохода советских судов. Но после смерти Ататюрка турки вновь стали демонстрировать антисоветскую риторику. Под разными предлогами советские корабли задерживались, а то и вовсе не пропускались через проливы. Во время Второй мировой войны Турция, объявив о нейтралитете, тайно сотрудничала с Гитлером, пропуская фашистские суда в Черное море. Так что в Москве вновь вспомнили о проекте «Каспий — Персидский залив».

Сталин и шах

Канал Каспий - Персидский заливОпасаясь, как бы персы не вошли в гитлеровскую коалицию, в августе 1941 года советские и британские войска оккупировали Иран. Профашистский шах Реза Пехлеви был низложен, а его преемником был объявлен его сын Мохаммед Реза Пехлеви. Юный правитель почти сразу подписал союзный договор с Москвой и Лондоном и объявил фашистской Германии войну.

Пока Советский Союз отступал под натиском вермахта, про проект строительства канала никто не вспоминал. Но после разгрома гитлеровцев в Сталинграде ситуация стала меняться.

Проект канала в числе прочих вопросов был привезен Сталиным в Тегеран в ноябре 1943 года. Вождь народов дал почувствовать шаху, что рассматривает его как полноправного правителя. На личной встрече Сталин поднял вопрос и о прокладке через Иран канала из Каспия в Персидский залив. Шах был не против, он вообще с огромным уважением относился к Сталину. В итоге стороны оценили будущий проект как «обоюдовыгодный и потому перспективный».

Однако на тот момент война еще не была выиграна, а после нее Москва была больше занята восстановлением разрушенной экономики.

В 1946 году советские войска ушли с севера Ирана, а в 1953 году случилась смерть Сталина.

Мир уже разделила холодная война, и шах не хотел однозначно становиться на какую-либо сторону. К тому же Пехлеви на тот момент не был абсолютным правителем. Он должен был учитывать мнения многочисленных политических группировок. Стоит добавить, что против советско-иранского канала активно выступали США, Британия и Турция. Вашингтон открыто заявлял, что советско-иранский проект противоречит национальным интересам Америки, ибо нарушал баланс сил в мире. Ведь с помощью черноморских проливов и Гибралтара НАТО контролировал выход советских судов в Мировой океан. Учитывая, что США закупали 70% иранской нефти, и обеспечивали 40% инвестиций в экономику Ирана, игнорировать мнение янки шах просто не мог.

Восток — дело тонкое

После «воцарения» Никиты Хрущева последний в июле 1956 года отправил в Тегеран председателя Совета министров Булганина. Шах с учтивостью восточного правителя принял посла в своем дворце. «Обе стороны придают значение изучению проекта сооружения судоходного канала Каспий — Персидский залив», — значилось в протоколе той встречи. И все! Советский посол в Тегеране еще шесть лет напоминал иранцам о том, что надо бы что-то делать в этом вопросе. Но только в 1962 году была сформирована еще одна советско-иранская комиссия, которая занялась вопросами строительства канала. Ее первые выводы были готовы уже через год, когда в Тегеран пожаловал новый генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Вместе с шахом он подписал два документа, составивших юридическую основу проекта: «О совместном использовании водных ресурсов пограничных рек» и «О развитии транзита иранских товаров через территорию СССР, советских — через территорию Ирана».

Впрочем, в визите Брежнева эти документы были не главными. Персы хотели получить (и получили) контракт с Москвой на строительство Исфаханского металлургического комбината и «сделку века» о поставке по Трансиранскому газопроводу иранского газа в Закавказье и такого же количества сибирского газа в Западную Европу по ирано-европейским контрактам, что открыло Тегерану «окно в Европу».

Строительство же канала Каспий — Персидский залив так и не сдвинулось с мертвой точки. Хотя вопросы документации были досконально проработаны обеими сторонами. Подразумевалось, что канал пройдет по одному из двух маршрутов. Западный, длиной в 700 километров, соединял порты на юго-западном побережье Каспия с портом Бендер-Хомейни в Персидском заливе. И восточный, длиной 1100 километров, связывал порты на юго-восточном побережье с портом Чабахар.

Увы и ах, Исламская революция 1979 года в Иране смела шаха, а вместе с ним и прежние договоренности. Антиамериканская риторика Тегерана не привела к сближению с Москвой, в стране воцарился религиозный радикализм, и сотрудничать с персами стало сложно. Потом были распад СССР и «лихие 90-е», когда уже другой стороне было не до мегапроектов, и только в XXI веке стороны вернулись к возможности реализации давней договоренности. Сегодня Россия и Иран благосклонно оценивают возможность строительства канала, инвестиции в которые требуют 10 миллиардов долларов. Правда, эксперты подсчитали, что уже за семь лет канал полностью окупит себя. Однако санкции США в отношении Ирана серьезно затрудняют реализацию транснационального канала.

Прохор ЕЖОВ

, , ,   Рубрика: Историческое расследование 100 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:30. Время генерации:1,131 сек. Потребление памяти:8.77 mb