Дама Мали

Автор: Maks Авг 21, 2019

Африка, исключая хорошо изученную северную часть, до сих пор таит множество загадок для археологов. История таких стран, как Гвинея, Сьерра-Леоне, Кот-д’Ивуар, Мали, известна с относительно позднего времени. И каждая археологическая находка, относящаяся к глубокой древности, вызывает горячие споры…

Республика Гвинея, о которой пойдет речь, находится на западе Африки. Ее территорию в большей части занимают невысокие горы — красивые и живописные, которые хранят множество загадок.

Привет из мезолита

Это небольшое государство периодически напоминает о себе эпидемиями вируса Эбола. Именно в этих неблагоприятных для жизни местах археологи нашли артефакты, относящиеся еще ко временам мезолита. Среди них каменные орудия труда с хорошо обработанными полостями, листовидные наконечники для копий и ножей, каменные долота, относящиеся к X тысячелетию до нашей эры. Но на этом дальнейший прогресс надолго застопорился, и лишь в I тысячелетии до нашей эры племена Гвинеи вступили в эпоху неолита.

Цивилизованные египтяне своих тропических соседей практически не знали, только изредка их торговые экспедиции заходили далеко на юг — вплоть до Гвинейского залива. Их больше интересовало восточное побережье Африки, его они прошли на юг вплоть до Мозамбика. Но колесницы из Феццана достигали Мали, и там совершались успешные торговые сделки: относительно дикие малийцы выменивали мягкое золото на более твердую медь. Именно тогда у них появились медные наконечники копий и медные топоры. Но по большей части медь и бронзу использовали для другого. Медь ценилась намного дороже золота, и если ее удавалось приобрести, из нее делали украшения и мелкие скульптурки. Собственное медное месторождение в Мали открыли только в XIV веке.

Благодаря находкам скульптурок мы отлично знаем, как выглядели обитатели этих мест. У них были ярко выраженные африканские черты лиц, широкие носы и курчавые волосы. Именно они основали в VIII веке первую империю на западе тропической Африки — империю Гана, которую позднее сменила империя Мали. В имперский период искусство, конечно, стало придворным. Мастера стремились использовать дорогостоящие материалы, хотя многие статуэтки вырезаны из камня.

Рука человека или игра природы?

Дама Мали

Женская фигура с горы Лура вызвала споры среди учёных

В 2001 году в горной области Фута-Джаллон, на склоне горы Лура, итальянский геолог Анджело Питони обнаружил каменное изваяние. Скульптура почти полностью сливается со скалой, только с нескольких точек она выглядит как выступающий из камня рельеф. Размер изваяния около 150 метров, высота одной только женской «головки» — 25 метров. Фигура, получившая имя Дама Мали, находится в полутора километрах над землей, точнее — над пропастью. Силуэт Дамы просматривается на большом расстоянии, но добраться туда очень непросто. Может, поэтому лицо статуи редко запечатлено на снимках, чаще ее фотографировали в профиль. А профиль, из-за особенностей резки и времени, несколько обветрен. И если смотреть только в профиль, то вывод очевиден для каждого: таких «статуй» множество, и все они сотворены природой. Достаточно вспомнить «профиль Волошина» на крымском Кара-Даге.

Однако Дама в ниспадающей одежде имеет слишком уж четкие очертания лица анфас. Голова ее покрыта не то короной, не то капюшоном со складками вокруг лица. Само лицо явно не негроидное, но и — как считают этнологи — не европейское. Вблизи заметно, что оно старательно отшлифовано. Сам Питони считал, что изваяние вырублено в скале не менее 12 тысяч лет назад, а вполне вероятно — не менее 20 тысяч лет. Правда, он исходил не из археологических, а из геологических датировок. Питони обнаружил, что скала, где изваяна женщина, пережила по крайней мере два поднятия и опускания почвы и прежде находилась на другой высоте. Исследовав скальный выход, он пришел к выводу, что у подножия горы прежде был водоем. И, вероятно, здесь жили племена, о которых мы ничего не знаем. Но они умели обрабатывать твердые породы камня, ибо фигура Дамы Мали вырезана в граните.

Именно это, а также возраст находки заставляют многих исследователей сразу же отмести «рукотворное» происхождение статуи. Ведь 10-20 тысяч лет назад жители запада тропической Африки не знали металлических орудий труда. К тому же вблизи горы Лура нет ни единого археологического памятника, даже стоянок первобытных людей, не то что городов. Но ниже изваяния расположены пещеры, которые гвинейцы уже не один век почитают как священные. Некоторые они используют по назначению — для погребения мертвых. А сама фигура женщины, хотя это никому, кроме местных жителей не известно, вошла в здешний фольклор. Согласно легенде она была королевской дочерью, которая изменила своему супругу. За это верховный бог покарал ее и обратил в скалу. Экскурсоводы, которые теперь возят туристов посмотреть на Даму Мали, рассказывают иначе: якобы она изменила мужу в Страстную пятницу, поэтому бог тут же превратил ее в каменный барельеф. А жители соседней деревни излагают свою версию: якобы небесные боги как-то решили помочь людям и сбросили на землю множество звезд, которые упали и превратились под землей в алмазы. Но доброта богов была не беспредельна: взамен они забрали юную жену местного правителя и обратили ее в камень, чтобы зорко охраняла подземное богатство. Так она стала изваянием и, хотя стоит в Гвинее, обращена лицом в сторону своей родины — Мали.

Между прочим, Питони обнаружил изваяние совсем не случайно. Он просто шел по следам легенды.

Королева, камни и номоли

Легенду профессор Питони услышал, когда руководил геологическими работами на шахте по добыче алмазов в соседней Сьерра-Леоне. Ее обычно рассказывали одновременно с другой — о небесных существах, отказавшихся служить добру и сброшенных на землю разъяренным богом. Только если в ветхозаветной легенде эти «сыновья божьи» трансформировались в нефилимов, а потом в чертей, то африканские превратились в синие камни. Такие синие камни с белыми прожилками Питони нашел при разработке алмазных жил в Сьерра-Леоне. Сам он считал, что они тоже имеют искусственное происхождение и представляют собой нечто вроде особого вида штукатурки. По его мнению, они на 77% состоят из кислорода с включением кальция, кремния, натрия и углерода, что в земных условиях невозможно. Фигура, как он говорил, покрыта именно такой штукатуркой, потому так гладка и так отличается от необработанного гранита. Оставим это высказывание на совести Анджело Питони. Но как только упоминаются инопланетные технологии или наследие Атлантиды, нормальные ученые отшатываются в ужасе.

Питони уже пришлось столкнуться с непониманием научного мира, когда в 1991 году в той же Сьерра-Леоне и на той же глубине 50 метров, что и небесные камни, его рабочие обнаружили статуэтки номоли (так называют их местные жители). Изображали они странных большеглазых существ с плоскими черепами, широкими носами и ноздрями и оскаленными огромными ртами. Внешне они были похожи даже не на людей, а на рептилий, почему тут же получили имя рептилоидов. Эти существа сидели, скрестив ноги, или восседали верхом на лошадях, вооруженные щитами и копьями. Сделаны они были из различных пород камня, в том числе и из гранита. По одной из датировок (а для камня это очень сомнительно), они относятся к III тысячелетию до нашей эры, а вовсе не к X или XX до нашей эры. Но даже с укорочением временной шкалы все равно непонятно, какой народ мог их изготовить. Как, впрочем, и Даму Мали.

К Даме Питони как раз и привели находки статуэток и странных камней вкупе с легендами. Ведь если африканский бог превратил ту часть неба, где жили небесные существа, в синий камень, который тут же свалился с небес и разбился на осколки, то должны существовать более крупные куски. Миф о королеве, нарушившей обет, отсылал куда-то в горы, на границу Гвинеи и Мали. И археолог нашел эту скалу с синим отливом недалеко от деревни Донгол-Лура и в 7 километрах от Маливилль. Однако слава Питони была такова, что, вероятно, уважающие себя ученые отказались с ним сотрудничать. Во всяком случае, из специалистов гору Лура посетил только директор гвинейского музея. Но, услышав, что статую изготовили атланты, в ужасе бежал. Питони умер в 2009 году, так и не дождавшись официального признания своей находки археологическим артефактом.

Николай КОТОМКИН



,   Рубрика: Невероятные артефакты

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,187 сек. Потребление памяти:8.42 mb