Дети Солнца

Автор: Maks Июн 5, 2024

Империя инков, наряду с ацтекской империей, была одним из двух мощных государств, существовавших в Америке на момент появления европейцев. Однако, в отличие от культивировавших насилие ацтеков, инки были относительно миролюбивы и создали своего рода государство всеобщего благоденствия. Разумеется, тоже относительного.

Участник испанского вторжения в империю инков Манцио Серра де Легуисамо писал: «Я обнаружил это государство в очень хорошем состоянии, и упомянутый Инка управлял им так мудро, что не было ни воров, ни порочных мужчин, ни неверных жен, ни распутных женщин, ни безнравственных людей».

Культ подлинных богов

Империя инков включала территории современных Перу, Эквадора, Боливии, частично Колумбии и Аргентины. Ее создание очень условно датируется 1200 годом, а «отцом-основателем» считается Манко Капак, один из вождей, объединивших племена, обитавшие вокруг озера Титикака, и основавший самую высокогорную в мировой истории столицу Куско (3416 метров над уровнем моря).

Согласно преданиям он был сыном бога Солнца Инти и богини Луны Кильи, явившимся на Землю, чтобы победить варварство, научить людей земледелию и ремеслам.

Еще одна возложенная на него высшими силами задача носила, так сказать, идеологический характер — утвердить культ «подлинных» богов, включавших его отца, мать и Пача Камака, создавшего первого мужчину и первую женщину и находившегося с четой Инти — Килья в не совсем ясных родственных отношениях.

Если Манко Капак — фигура полумифическая, то один из его потомков Яуар Уакак, правивший в 1380-1410 годах, — личность вполне достоверная и прославившаяся в качестве создателя регулярной армии.

Эффективное же использование этой армии связано с деяниями Пачакутека Юпанки, при котором в 1438-1471 годах и произошло взрывное расширение территории государства.

Его сын Тупак Инка Юпанки проявил себя отличным полководцем и после кончины отца без проблем унаследовал власть. На севере он завоевал область с городом Кито (нынешняя столица Эквадора). На юге войска инков дошли до региона, где впоследствии появилась нынешняя чилийская столица Сантьяго. Появился даже флот из больших плотов, и в преданиях туземцев острова Пасхи сохранились рассказы о людях, приплывших с востока, причем в их предводителе по имени Тупа угадывается сам император.

Империя достигла своего пика. Территория — 985 тысяч квадратных километров, население — около 14 миллионов. Однако обстоятельства смерти Тупака словно предвещали грядущие беды. Его отравила одна из жен, сына которой он сначала обещал сделать своим преемником, но потом передумал. Отравительницу и ее отпрыска казнили.

Произошло это в 1493 году — через год после открытия Нового Света Колумбом.

Империя с радужным флагом

Но что же представляла собой инкская империя, так сказать, на пике своего могущества?

Прежде чем приступить к покорению очередного племени, Сапа Инка (главный Инка — сиречь император) трижды посылал предложение мирно и добровольно войти в состав империи. И лишь после третьего отказа начинались боевые действия.

Империя делилась на четыре основные части, каждой из которых соответствовал определенный цвет: Чинчайсуйу — красный, Кольясуйу — синий, Антисуйу — зеленый и Кунтисуйу — желтый. Однако императорский штандарт Сапа Инки состоял из горизонтальных полос не только этих четырех, но всех цветов спектра. Покорив очередное племя, центральная власть старалась обходиться без смещения местных вождей, присваивая им статус «курака» и превращая как бы в губернаторов с возможностью (но не гарантированной) передачи полномочий по наследству.

Империя инковБоги покоренных племен включались в общий пантеон, хотя и не на первых ролях (аналогичной практики придерживались и римляне). Но в принципе главными считались чета Инти и Кильи, а также Виракоча, почитаемый как творец мира. Вместе они образовывали триаду, которая вызывает явные ассоциации с христианской Святой Троицей, и вообще, многие исследователи склонны утверждать, что воззрения инков двигались в сторону единобожия, при котором все прочие боги являлись лишь ипостасями Виракочи.

А вот непосредственно Сапа Инка почитался как земная ипостась бога Солнца Инти. Народу он, как правило, являлся в роскошном облачении и в сопровождении огромной свиты. Облачившись в одежду, властитель уже не мог надевать ее повторно, и она сжигалась. В отличие от простых смертных, он имел нескольких жен, но главной считалась та, которая являлась ему еще и родной сестрой.

При этом нельзя сказать, что власть Сапа Инки была такой уж безграничной. Вся земля, например, принадлежала местным общинам, а государство только имело право на подати.

Монарху, например, приходилось очень считаться с «панаки» — семейными кланами, принадлежавшими к правящей династии. И у инков не действовал принцип, когда власть просто переходила по наследству к старшему сыну от главной жены. Преемником становился тот, кого сочли достойнейшим.

Уже скончавшиеся Сапа Инки продолжали почитаться как боги. Их тела бальзамировались и хоронились в специальных склепах, каждый из которых обслуживался особым штатом жрецов.

Жертвоприношение под наркозом

Вроде как бы оформившаяся тенденция к единобожию не препятствовала практике человеческих жертвоприношений, совершаемых для того, чтобы испросить для живущих здоровья, побед и материального благополучия.

Иногда в жертву приносились пленники зрелого возраста, но предпочтение все-таки отдавалось своим — детям и подросткам в возрасте 10-14 лет, не успевшим нагрешить в земной жизни.

Список грехов не сильно отличался от христианских заповедей, но вот, например, заповедь «не убий» на приносимых в жертву никак не распространялась. Другое дело, что по сравнению с ацтеками сама процедура умерщвления была относительно мягкой. Обреченных продолжительное время содержали в почти роскошных условиях, отлично кормили, а перед тем как отправить на смерть, давали им жевать листья коки с их наркотическим эффектом. Обычно жертв либо душили, либо убивали ударом сзади. Иногда уже введенных в состояние наркотической эйфории смертников заживо зарывали, а иногда уводили высоко в горы, где бросали на верную гибель. Замерзшие и потому сравнительно хорошо сохранившиеся тела таких несчастных археологи неоднократно находили в Андах.

Разумеется, насилие применялось и в отношении преступников, причем даже за сравнительно незначительные преступления обычно приговаривали к смертной казни. Такая практика привела если не к полному искоренению, то к минимизации до уровня статистической погрешности не только убийств, но и мелкого воровства и даже коррупции.

Относительно коррупции следует уточнить, что какая-либо экономическая почва для нее, в сущности, просто отсутствовала. Соответственно, отсутствовали у инков и деньги, хотя во внешней торговле монеты все же использовались — они имели форму топориков со сторонами длиной 2 сантиметра и толщиной 0,5 сантиметра. Иногда монеты заменялись раковинами, листьями коки или одеждой. Впрочем, в последнем случае скорее можно говорить об обмене.

Но главной универсальной ценностью в империи инков был труд.

Труд в обмен на труд

Земледельцы сеяли и собирали урожай, сдавая большую часть зерна в государственные хранилища и оставляя лишь минимум, с которого никак нельзя было прокормиться, но можно было использовать это зерно для обмена на какие-нибудь дополнительные товары и услуги. Примерно аналогичным образом поступали и с продукцией ремесленников.

С другой стороны, каждый подданный Сапа Инки гарантированно получал такое количество зерна, которого ему хватало для сытного существования. Продукция ремесленников также распределялась по потребностям. Все население, например, гарантированно получало ткани для одежды, хотя представителям власти выдавались ткани более качественные и в чуть большем количестве. Но из тканей требовалось сшить одежду, и выполнить эту работу можно было либо самому, либо обратившись к профессиональному портному. Рассчитаться же с портным, можно было, отправившись, например, вместо него на строительство дорог.

Труд в обмен на труд — примерно по такой схеме и функционировало народное хозяйство империи инков. И самое главное, что такая схема работала.

Расположенные по всей стране хранилища защищали ее от голода. Удобная ирригация способствовала росту земельных площадей, а в городах имелись водопроводы, не уступавшие римским и даже превосходившие их, поскольку в них не применялись вредные для воды свинцовые элементы.

Разработав уникальную технологию кладки больших камней, инки возводили величественные сооружения, которые выдерживали мощные землетрясения.

Империя была покрыта сетью дорог, обеспечивавших связь между регионами и возможность быстрой переброски войск к подверженным наибольшей угрозе участкам границы. На дорогах существовали почтовые станции, и, если верить испанским хронистам, уже в ходе завоевания новости о происходящих событиях распространялись по империи чуть ли не в онлайн-режиме.

Инки были единственным народом в Америке, знавшим не только медь, но и изготавливавшим изделия из бронзы. Больших высот достигли они и в обработке драгоценных металлов — серебра, золота, платины, которые воспринимались ими исключительно с функциональной точки зрения, как материал для украшений.

Об уровне развития медицины свидетельствует тот факт, что медики инков широко применяли антибиотики.

При этом и в науке, и в культуре, инки шли своим путем, причем вовсе не тупиковым. Например, математическая система у них была двоичной, а для математических занятий использовалась счетная доска юпана.

Узелковое письмо (кипу) позволяло сохранять и передавать огромное количество информации. Когда речь шла о информации, касающейся функционирования государства, такие кипу помещались в охраняемые хранилища-архивы.

Существовала и более традиционная письменность, но количество сохранившихся образцов столь незначительно, что пока нельзя говорить о возможности ее реконструкции.

В империи существовали учебные заведения разных уровней, вплоть до аналога главного государственного университета в Куско.

Правда, трудно сказать, в какой степени образовательная система выполняла функции социального лифта. Очевидно, что между народом и правящей верхушкой существовали определенные перегородки,связанные с клановостью и семейственностью. И образ жизни руководства все-таки заметно отличался от жизни простого крестьянина или ремесленника.

Но, в общем, разница в материальном уровне жизни не была настолько уж разительной. Самым серьезным фактором была нестабильная система передачи власти, приведшая к гражданской войне, самой крупной в истории империи.

Смута перед крахом

Началась она в 1527 году, после кончины Инки Уайны Капака, разделившего перед смертью власть между двумя сыновьями — старшим Уаскаром и любимым Атауальпой.

Сторонники Уаскара схватили Атауальпу, и, вероятно, собирались убить его, но он смог бежать с помощью некоей женщины. Она снабдила его медными палочками, вставляя которые в расщелины между камнями, принц спустился со стены замка.

Оказавшись на свободе, Атауальпа пустил слух, что бежал с помощью солнечного бога Инти, который превратил его в змея. А чтобы произвести еще большее впечатление на врагов, приказал истребить 60 тысяч жителей одной из верных Уаскару крепостей.

Жителей острова Пуна такая свирепость не впечатлила. Погрузив на плоты 3 тысячи воинов, они смогли разгромить вчетверо более сильный флот Атауальпы. Эта баталия считается самым крупным морским сражением доиспанской Америки. Раненный в ногу Атауальпа уехал лечиться термальными водами, и, немного придя в себя, решил вопрос с островом Пуна, просто перекупив его жителей.

Потом он отправился в храм, жрецы которого вроде бы умели предсказывать будущее, и, поскольку прогноз на будущее его не устроил, убил предсказателя золотой дубинкой.

Собрав примерно 40-тысячное войско, Атауальпа разбил 30-тысячную армию Уаскара. С пленных военачальников Атоку и Ханго содрали кожу и натянули ее на барабаны. Аналогичным образом поступали и с непокорными вождями племен. Простых жителей просто вешали.

Последовала череда ожесточенных сражений, предпоследнее из которых Уаскар выиграл, а последнее проиграл. В 1532 году свергнутый Сапа Инка попал в плен и был убит по приказу Атауальпы. Трое их братьев — Тупак Уальпа, Манко Юпанки и Пауллу — от греха подальше прятались то ли в горах, то ли в джунглях.

Однако приступить к восстановлению разоренной страны Атаульпа не успел. На него обрушилась новая напасть в лице испанцев.

Дмитрий МИТЮРИН

  Рубрика: Историческое расследование 80 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:43. Время генерации:0,266 сек. Потребление памяти:6.03 mb